Устное творчество русского народа

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Задачи:

  1. Воспитывать любовь к кубанской литературе и культуре.
  2. Пополнить активный словарный запас учащихся.
  3. Развивать творческие способности учащихся, учить анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности

Оборудование:

  • глиняные птички-свистульки
  • музыкальные инструменты
  • рушники, салфетки, скатерти
  • фонограмма “Птичьи голоса”
  • предметные картины “Птицы”
  • крупы: гречка, рис, кукурузная, пшено
  • плакат “Венок Кубани”, цветы

Литература:

  • орфографический ученический словарик
  • cказки: Б.Алмазов “Тройная благодарность”, “Казачье здоровье”, “Чей кошелек”, “Воробьи услышат”

Посреди класса стол, покрытый вышитой скатертью, на столе творческие работы детей, выставка книг.

Оргмомент

Сообщение темы

Сегодня мы продолжаем разговор об устном народном творчестве Кубани.

В старые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивали полевые работы, - собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали – коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки. А как вы думаете, чем занимались люди? (вышивали, шили, вязали, мастерили, пели…)

Собирались в горнице, чтобы любимые песни попеть, шутки-прибаутки услышать, добрым словом перемолвиться. Издавна ведется: веселье и труд рядом живут! Вот сегодня мы с вами и собрались дружно вместе поработать и повеселиться.

И сегодня я предлагаю вам вспомнить старинную кубанскую игру “Стенка на стенку” - себя повеселить и гостей научить.

Игра “Стенка на стенку”

МАЛЬЧИКИ Ой, вы девки, белые, что зимой вы делали?

ДЕВОЧКИ А мы время не теряли, рушники мы вышивали.
А, вы хлопцы, казачата, сложа руки не сидели?

МАЛЬЧИКИ Мы гончарный круг крутили,
Крынки глиняны лепили.
Ой, вы девки, белые, что еще вы делали?

ДЕВОЧКИ Спицы да крючки мы взяли и настольнички вязали.
А что, хлопцы-казачата, зимой еще вы делали? .

МАЛЬЧИКИ Молоточками стучали и подковы мы ковали
И корзины из лозы для хозяйства мы плели
Ай да, девки белые, что еще вы делали?

ДЕВОЧКИ А мы песни распевали и холсты под песни ткали.

БЕСЕДА

Да! Зимними холодными днями и вечерами люди занимались рукоделием, украшением своих домов – вязали, ткали, пряли, вышивали, мастерили игрушки. Иногда это делали в одиночку, а чаще всего собирались вместе на сходницу. Не зря есть такая пословица: “Собирай всю родницу на веселую сходницу”. А вот и еще пословица - Кончил дело – … (хором) гуляй смело! Делу время – … (хором) потехе час!

В народе говорят: “Речь без пословицы – все равно, что еда без соли”. На Кубани с уважением относятся к тем, чья память особенно бережно хранит лучшие образцы народных изречений: “Кто присказки старинные знает, тот в жизни много понимает”.

Устная разговорная кубанская речь – это смесь русского и украиского языков плюс заимствованные у горцев отдельные слова. В общении друг с другом кубанцы “балакали”, т.е. говорили на местном кубанском диалекте.

Попробуйте догадаться, как перевести на литературный язык такие слова, как ховаться (прятаться), цюця (собачка), матузок (узелок небольшой)?

Конкурс пословиц, поговорок

Расскажите, какие вы знаете кубанские пословицы?

Ученики.

Я знаю пословицу о труде - Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.

Как потопаешь, так и полопаешь.

А я нашла пословицу о добрых делах - Гляди не на человека, а на его дела.

А мы нашли пословицы о хлебе – Что пожнешь, то и смолотишь, что смолотишь, то в амбар положишь. - На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай.

Будешь трудиться, будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.

А кто из вас нашел кубанские поговорки?

Ученики. Как бирюк в норе – так говорят об одиночестве

Пока, чтоб не болели бока – эта поговорка о шуточном прощании.

Душа в пятки ушла – поговорка об испуге

А чтобы запомнить хорошо говорят - Заруби себе на носу.

Без коня казак кругом сирота. Казака в степи только пуля догонит. Где казак – там и слава…..

Запомните их пожалуйста, в конце урока у вас будет творческое задание. А пока попробуйте отгадать, что за фраза записана у меня на доске?. Трудно? Попробуйте вставить пропущенное слово. Прочитайте. Кто знает, что это – пословица или поговорка?

Словарная работа

Не плюй в … (колодец) – пригодится воды напиться.

А кто из вас сможет раскрыть смысл этой пословицы.

Прочитаем пропущенное слово хором. Какая орфограмма спряталась в этом слове? (правописание безударной гласной, сочетание –ОЛО-)

Запишите это слово в орфографический словарик.

Закомство с новым материалом

Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили: “Мастер на все руки”, “Мастер золотые руки”. А, любуясь хорошо выполненной работой говорили так, “Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства”.

А у меня, ребята, есть бабушкин сундук. Посмотрите, сколько красивых вещей здесь. Их сделали руки взрослых людей с большой любовью и желанием. Посмотрите? какие красивые скатерти. А мы с вами знаем, как в старину называлась скатерть. Правильно, настольник. Почему? Ее клали на стол.

А вот какие красивые салфетки, полотенца. Кто из вас знает как на Кубани называли полотенца? (Рушники). На прошлом уроке мы с вами рассматривали изделия, вышитые крестом и выполненные мамами Кати и Жанны.

Узоры для своих вышивок народные рукодельницы подсматривали у природы. Это были цветы, птицы, животные. Чтобы вышить рушник, мастерицы использовали такие цвета, как красный и черный. А знаете, что означает эта вышивка? Цветок красный с корнями и бутонами – символ крепкой семьи. Корни – это дедушка и бабушка. Цветы – это родители, а бутоны – это дети. В крепкой дружной семье уважают стариков, берегут родителей, любят детей. А вот эта прямая черная линия – символ земли.

Оказывается, рушники имели свое специальное предназначение. Ими украшали свои дома. Самый красивый вешали в красный угол, то есть красивый, видный угол, где обычно висела икона. Было еще одно предназначение для рушников. С наступлением весны девушки выходили со своими рушниками на улицу весну встречать, красну закликать. Женщины в этот день пекли “птушек” и “жаворонков”, которые раздавали детям.

Мы знаем с вами как раньше весну-красну на Кубани звали?

Вот эти глиняные расписные птички, козлики и барышня не просто игрушки, а звонкие свистульки. Попробуйте вспомнить как зазывали раньше весну - красну, поиграйте нам.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА - дети читают зазывалки и играют на свистульках

Весна – весна красная,
Приди весна с радостью,
С великой милостью,
С льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.

Синички – сестрички,
Тетки – чечетки,
Краснозобые снегиркашки,
Щеглята – молодцы,
Воры – воробьи,
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите.

Весна, весна, приходи,
Солнышко, солнышко высоко взойди, далеко посвети.
На темные лесочки, на серые борочки,
На речку, на поля, на синие моря,
На зеленый огород и на весь народ.

Спасибо, ребята, зазывали птичек вот они к нам и прилетели (открывается доска) Давайте посмотрим, кто к нам прилетел, и вспомним как правильно записать названия птиц (учащиеся проговаривают хором: воробей, ласточка, сорока, кукушка, ворона)

А сейчас мы узнаем, кто, чем свою птичку угощать будет. У каждого из вас на парте блюдце с крупой. Вам надо определить что за крупа у вас на блюдце, какую кашу можно из нее сварить, да с чем лучше кашу есть. (звучит фонограмма “Птичьи голоса”)

На доске записаны слова:

Мед, варенье, масло, молоко, томатный соус, изюм, орехи, лук жаренный с зеленью.

На доске записан план ответа

К нам прилетела _______________
(небольшая информация о птицах)
Мы ее будем кормить кашей _______________
Подавать к каше будем ___________________

А знаете ли вы, что кукурузная каша у адыгов называется мамалыга и ее подают с соусом. “Мамалыга ЧЕПСЭ”. Бабушка Русланы нам такую кашу приготовила. Мы ее обязательно попробуем, когда пойдем обедать. А вот рецепт приготовления этой каши расскажет сама Руслана. (рассказ ученицы)

Посмотрите, как красиво оформлен рецепт (показываю рецепт приготовления мамалыги). Это постаралась наша Руслана. Она приготовила и всем нам дарит рецепт своего любимого блюда. Надеюсь, что вам каша очень понравится, и вы попробуете приготовить такую чудо-кашу дома..

Конкурс загадок

Понравилось и пернатым ваше угощение. И запели они весело на все голоса. Только песни их были необычны. Это были загадки. Интересно, сможете ли вы их разгадать?

Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается? (подковы)

Шесть ног, две головы, один хвост.  (всадник на коне)

Летит птица крылата: без глаз, без крыл, сама свистит, сама бьет. (стрела)

А какие вы знаете загадки? (каждая загадка – это лучик солнца. Если загадка отгадана, то карточка – “лучик” прикрепляется к доске)

Работа в группах

Посмотрите, какое веселое солнышко у нас получилось.

Вот и мы, греясь на солнышке, прочитаем и расскажем кубанские сказки.

Чтение кубанских сказок, смешных историй – работа в группах.

Вопросы и задания к каждой группе:

  1. Какую сказку вы прочитали? Интересная сказка? Вам понравилась? О чем эта сказка? Какие черты характера присущи героям сказки? Вам задание – дома найти сказки других народов, которые можно объединить одной темой.

  2. А ваша сказка о чем? Кто главный герой? Какой он? Как вы, думаете, правильно ли он поступил? Чему учит сказка? Вам задание: подобрать пословицу к сказке.

  3. Как называется ваша сказка? Что значит казачье здоровье? Что вам показалось интересным в сказке? Объясните значение новых слов. подготовить пересказ сказки

  4. В какой форме построена сказка? Кто герои, действующие лица? По каким признакам определили? Найдите и прочитайте отрывок, который подходит к иллюстрации. Ваше задание - нарисовать рисунок

Чудесный мир сказок неповторим. В его основе – жизнь, с ее заботами и трудностями, любовь и разлука, верность и долг, храбрость и смекалка. Сказки отвращают от зла и ведут к добру.

Выставка книг – знакомство с литературой Кубани.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА – работа с плакатом “Венок Кубани”

Какие виды устного народного творчества мы сегодня вспоминали? Вспомните, запишите их вот на этих замечательных бумажных цветах и укрепите их на этом чуде-плакате. Если мы все выполним правильно, то у нас получится ВЕНОК КУБАНИ, в котором переплетутся все виды устного народного творчества, с которыми мы познакомились. (Индивидуальная работа. Звучит музыка)

А знаете ли вы, что песни окружали казаков с детства: с песней рождались, с песней шли воевать…. Песнями мерили расстояния, по песням учились воинской науке. Только в свадебном обряде кубанцев было не меньше тысячи песен. Причем их знали и пели все. Петь учили прежде всего в церкви, учили петь дома, учили петь старики. Умение “играть песни” было таким общепринятым, что, если про человека говорили, что у него нет слуха, казаки думали, что он глухой. А вот о том, как пели и что пели мы поговорим с вами на следующем уроке.

ИТОГ Вот и подошел к концу наш урок.

Мы говорили о ….. (об устном народном творчестве Кубани). Как назвать по-другому?

О каком мастере говорят, что у него “золотые руки”?

Какие виды устного народного творчества мы сегодня вспоминали?

На каком празднике мы побывали? Зачем угощали птиц? (Птицы – вестники тепла, они просят у лета хорошего урожая) Чем угощали птиц и людей на Грачином празднике?

Кто запомнил как называется у адыгов кукурузная каша? (мамалыга ЧЕПСЭ)

Какие развлечения можно использовать в проведении праздников? (Заклички, зазывалки, игры, пение…)

Как в народе говорили про умельцев, мастеров?

Что нового узнали на уроке? Чему научились?

Использованная литература:

  1. Забылин М. “Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия, М., 1983.
  2. Круглый год. Русский земледельческий календарь”, М., 1991.
  3. Шмакова С.А. “Нетрадиционные праздники в школе”, М., 2005.