Литературный праздник "Последний герой", посвященный роману Д.Дефо "Робинзон Крузо" в 6-7-м классе

Разделы: Литература


Учитель. Сегодня мы собрались на литературный праздник, посвящённый роману Д.Дефо "Робинзон Крузо", он называется "Последний герой". Победителями в нашем соревновании будут и целая команда, и один человек. Призы - "пятёрки" по литературе, грамоты, дипломы, а "последний герой" получит небольшое денежное вознаграждение. (Вопрос о денежном вознаграждении, безусловно, спорный. Обсуждать его надо с родителями учащихся. На наш взгляд, деньги, заработанные умом и положительными личностными качествами, вреда не принесут.)

Командные конкурсы.

1. Представление команд (3 балла за название, девиз, форму и отличительные знаки. Возможен один поощрительный балл.)

Варианты названий команд 7-А класса:

- "Непоследние герои"

- "Искатели приключений"

- "Робинзоны 21-го века"

- "Дикари"

- "В пятницу мы свободны"

2. Инсценировка эпизода из романа (2-3 минуты по времени). Учитываются игра актёров, костюмы, декорации, музыкальное сопровождение, режиссёрские решения и т.п. (10 баллов плюс 1-2 поощрительных балла).

Какой из предложенных эпизодов будет инсценировать команда, определяется заранее по жребию.

Эпизоды.

1).Разговор с отцом и матерью (гл.1). От слов "Отец догадывался, что у меня на уме" до слов "Я не хочу, чтобы впоследствии, когда жизнь на море доведёт тебя до нужды и страданий, ты мог упрекнуть свою мать в том, что она потакала тебе" - С.10-11.

Текст цитируется по изданию: Дефо Д. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо / Переск. с англ. и предисл. К.Чуковского; Рис. Ж.. Гранвиля. - М.: Дет. лит., 1981. - 270 с.

2). Робинзон перевозит вещи с корабля (гл. 6). От начала до слов ": едва начался отлив, мой плот со всем грузом оказался на сухом берегу" - С.48-52.

3). Пляски дикарей (гл. 19). От слов " Что делается в лагере врага, я не знал" до слов "Я дал себе клятву, что в следующий раз, когда снова увижу на берегу их отвратительный пир, я нападу на них и уничтожу всех, сколько бы их ни было" - С.155-156.

4). Робинзон беседует с Пятницей (гл. 22). От слов "Однажды мне вздумалось расспросить его о прошлой жизни:" до конца главы - С.187-190.

5). Пятница находит отца (гл.24). От слов " Но велико было моё изумление, когда, вскочив в пирогу, я увидел там человека!" до слов "Вода оживила старика лучше всякого спирта: он, оказалось, умирал от жажды" - С.212-215.

3. Экскурсия по острову (9 баллов. Возможны 1-2 поощрительных балла.)

Ребятам нужно представить себя в роли Робинзона, который, перед тем как покинуть остров, даёт наставления пленникам и показывает свои владения: "Я рассказал им :, как я попал на этот остров, как понемногу улучшил своё хозяйство, как собирал виноград, как сеял рис и ячмень, как научился печь хлеб.

Я показал им свои укрепления, свои кладовые, свои поля и загоны - словом, сделал всё, чтобы жизнь на острове была для них не так тяжела."(С.263)

Варианты проведения экскурсии различны: некоторые команды изготовили макет острова, "одели" Робинзона в костюм, другие ограничились созданием карты или схемы. Чтобы школьникам было легче "организовать" экскурсию, перед праздником был проведён урок развития речи, на котором учитель познакомил их с этим жанром.

4. Творческий конкурс (7 баллов плюс 1-2 поощрительных балла).

Команда подаёт одну придуманную историю. Она должна быть аккуратно оформлена на отдельном листке. Работу нужно сдать за день до проведения литературного праздника и продумать её представление: не читать целиком, а аннотировать.

На уроке, предшествующем игре, ребята узнали, что Д.Дефо во втором томе своей книги "отправляет" разбогатевшего Робинзона в кругосветное плавание. В третьей части герой путешествует по России, видит, как живут в Сибири.

Ученикам очень понравилось это задание. От некоторых команд было подано несколько историй, потому что выбрать одну лучшую не сумели. Чаще всего Робинзон "оказывался" в Калининграде, в лицее № 49 или возвращался снова на остров.

5. Конкурс "Экспонаты для музея" (6 баллов за один предмет).

Ребята изготовили самые разнообразные экспонаты для воображаемого музея Робинзона Крузо: глиняная посуда, плетёная корзина, "след" дикаря, макет острова, странички из дневника, костюмы главного героя:Нашли Библию на английском языке(19 век), принесли лопату, молоток, гвозди, кинжал, ружьё (под контролем родителей), настоящих кошку и попугая:

Промежуточный итог.

После проведения командных конкурсов подводится промежуточный итог, определяется одна команда-победитель, именно её участники будут продолжать состязание. Остальные команды награждаются призами и грамотами.

В случае равного количества баллов проводится конкурс капитанов: им предлагается ответить на вопросы, связанные с историей создания романа, его публикования, проверяется знание биографии писателя, биографии Александра Селькирка, который является прототипом Робинзона и т.п..

Конкурсы для определения "последнего героя".

В одной команде 7-8 человек, после каждого из проводимых конкурсов один из участников выбывает.

1). Конкурс "математиков".

Ученикам нужно объяснить, что скрывается за этими цифрами, подтвердив своё мнение знанием текста.

- 2 (два года Робинзон был в плену у капитана разбойничьего судна)

- 3 (три ружья, три сабли оставил Робинзон пленникам, покидая остров; три ружья было у него и Ксури в схватке со львом; три месяца Робинзон выдалбливал лодку внутри:- правильным считается один верный ответ)

- 5 (пять пленников осталось на острове, пять мушкетов им оставил Робинзон)

- 12 (двенадцать раз плавал Робинзон на корабль, перевозя вещи)

- 19 (на девятнадцатом году Робинзон сел на корабль, отправлявшийся в Лондон)

- 28, 2, 19 (28 лет, два месяца, 19 дней прожил герой на острове)

- 20, 14 (20 дней Робинзон рубил ствол огромного дерева, 14 дней ему понадобилось, чтобы обрубить боковые сучья, когда он решил строить лодку)

- 36 (36 фунтов стерлингов, "негодный мусор", нашёл Робинзон на корабле)

2). Конкурс "историков".

Получив "дату", определить, какое событие произошло в этот день или год.

- 19 декабря 1686 года (день отъезда с острова)

- 1 сентября 1651 года (убежал из дома, сел на корабль, отправлявшийся в Лондон)

- 30 сентября 1659 года (впервые ступил на остров)

- 16 мая 1683 года (на 23-м году пребывания на острове в море недалеко от острова затонул корабль)

- 16 апреля 1660 года (на острове произошло землетрясение)

- 1677 год (через 18 лет пребывания на острове Робинзон увидел след голой человеческой ноги)

- 30 сентября 1660 года (Робинзон отметил "печальную годовщину" пребывания на острове)

3). Конкурс "зоологов".

На острове с Робинзоном жили разные животные, игроку нужно рассказать о взаимоотношениях героя с одним из них (по жребию).

- козы

- собаки

- попугаи

- кошки

- голуби

- черепахи

4). Конкурс "гурманов".

Бой названиями продуктов, блюд, которые ел на острове Робинзон.

- табак (для заглушения голода в самом начале)

- сухари

- ром

-пять больших кусков вяленой козлятины

- три круга голландского сыра

- зерно

- птичий корм

- рыба

- вино

- рисовая водка

-ячмень

- рис

-изюм

- черепашье мясо

- черепашьи яйца

- дыня

- лимон

- кокос

- апельсин

-птичье мясо

- козье молоко

-мясо дельфина

- хлеб, когда научился его выпекать

- виноград

- пудинги и т.п.

5). Конкурс "текстологов".

Игроки получают отрывки с пропущенным текстом, который надо восстановить.

Отрывки взяты из 8-ой главы.

Отрывок первый.

" Худо"

Я заброшен на унылый, необитаемый остров, и у меня нет никакой надежды спастись.

Отрывок первый.

"Хорошо"

Но я остался: (в живых, хотя мог бы утонуть, как все мои спутники)

Отрывок второй.

"Худо"

Я удалён от:(всего человечества; я пустынник, изгнанный навсегда из мира людей)

Отрывок второй.

"Хорошо"

Но я не умер с голоду и не погиб в этой пустыне.

Отрывок третий.

" Худо"

У меня мало одежды, и скоро мне нечем будет прикрыть наготу.

Отрывок третий.

" Хорошо"

Но климат здесь: (жаркий, и можно обойтись без одежды.)

Отрывок четвёртый.

" Худо"

Мне не с кем: (перемолвиться словом, некому ободрить и утешить меня.)

Отрывок четвёртый.

"Хорошо"

Но я успел запастись всем необходимым для жизни и обеспечить себе пропитание до конца своих дней.

6). Конкурс "метеорологов".

Участникам нужно ответить на вопросы, проверяющие знание погодно-климатических условий на острове.

- На какие периоды следует разделять времена года на острове Робинзона?

(на сухой и дождливый)

- Когда на острове идут дожди?

(половина февраля - половина апреля; половина августа - половина октября)

- Когда сухо?

(половина апреля - половина августа; половина октября - половина февраля)

7). Конкурс на определение "последнего героя".

Этот конкурс проводится в два этапа. Первый этап проверяет умение делать что-то своими руками. Варианты могут быть следующими: вылепить из глины (пластилина) чашку, или вырезать из дерева ложку(вилку), или "сплести" корзину, или залатать дырявую вещь:

Второй этап собственно литературный. Двум оставшимся игрокам даётся 5 минут времени и предлагается, разделив страницу пополам, написать, что "хорошего" и что "плохого" в выигрыше или проигрыше.

Подведение итогов, награждение победителей.