Урок геометрии по теме "Определение подобных треугольников"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • ввести понятие подобных треугольников;
  • сформировать навык применения понятия подобных треугольников к решению задач;
  • развитие творческой деятельности;
  • реализовать межпредметные связи с алгеброй, географией.

Оборудование: географическая карта, компьютер, наборы треугольников.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

В Атлантическом океане есть место, по форме напоминающее геометрическую фигуру, о которой мы сегодня будем говорить.

Это место, расположенное между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико, полуостровом Флорида и называется “бермудским треугольником”. А еще его называют “дьявольский треугольник”, “треугольник проклятий”. Загадочность его заключается в том, что в нем бесследно исчезают корабли и самолеты. Природа “бермудского треугольника” остается, тайной и по сей день.(Слайд № 1, 2. Приложение)

II. Мотивация и актуализация знаний.

Так, какой геометрической фигуре посвятим наш урок?

Сейчас я предлагаю провести аукцион, посвященный треугольнику. Давайте попробуем вспомнить все, что нам известно о треугольнике. (Слайд № 3)

Вопросы:

  1. Какая фигура называется треугольником?
  2. Какие элементы треугольника вы знаете? (Слайд № 4)
  3. Какими могут быть треугольники в зависимости от величины углов, длин сторон? (Слайды № 5, 6)
  4. Расскажите о равнобедренном треугольнике (Слайд № 7)
    о равностороннем треугольнике (Слайд № 8)
    о прямоугольном треугольнике (Слайд № 9)
  5. Чему равна сумма углов треугольника? (Слайд № 10)
  6. Признаки равенства треугольников. (Слайд № 11)

Оказывается, это еще очень маленькая часть того, что мы должны знать и узнаем в будущем.

Я хочу прочитать вам маленькую притчу.

“Усталый пришел северный чужеземец в страну Великого Хапи. Солнце уже садилось, когда он подошел к великолепному дворцу фараона, что-то сказал слугам. Те мгновенно распахнули перед ним двери и провели его в приемную залу. И вот он стоит в запыленном походном плаще, а перед ним на золоченном троне сидит фараон. Рядом стоят высокомерные жрецы, хранители вечных тайн природы.

– Кто ты? – спросил верховный жрец?

– Зовут меня Фалес. Родом я из Милета. (Слайд № 12)

Жрец надменно продолжал:

– Так это ты похвалялся, что сможешь измерить высоту пирамиды, не взбираясь на нее? – жрецы согнулись от хохота. – Будет хорошо, – насмешливо продолжал жрец, – если ты ошибешься не более, чем на сто локтей.

– Я могу измерить высоту пирамиды и ошибусь не более чем на пол-локтя. Я сделаю это завтра.

Лица жрецов потемнели. Какая наглость! Этот чужестранец утверждает, что может вычислить то, чего не могут они – жрецы Великого Египта.

– Хорошо, сказал фараон. – Около дворца стоит пирамида, мы знаем ее высоту. Завтра проверим твое искусство”. (Слайд № 13)

После сегодняшнего урока вы должны предложить свой способ измерения высоты пирамиды, а пока вернемся к нашему треугольнику.

III. Изложение нового материала.

Показываю два равных треугольника.

Учитель. Какие это треугольники?

Дети. Равные.

Учитель. Как проверить, что они равны?

Дети. Треугольники должны совместиться наложением.

Показываю еще 2 треугольника, которые не являются равными (но являются подобными).

Учитель. А что это за треугольники?

Дети. ...?

Учитель. Я предлагаю провести маленькую практическую работу. (Раздаю по рядам наборы подобных треугольников. Идет работа в парах.)

Учитель. Исследуйте свои пары треугольников. Подумайте, что вы можете сказать об их соответствующих элементах. (Дети работают в парах и делают выводы. Делаю записи на доске под диктовку детей.)

Учитель. Как вы думаете, как их можно назвать?

Дети. Равноугольные. Похожие.

Учитель. Называются эти треугольники подобными треугольниками. Тема нашего урока: “Подобные треугольники”. Давайте сделаем вывод, какие же треугольники называются подобными? (Слайд № 15, 16)

IV. Решение задач

Учитель. А сейчас я хочу посмотреть, как вы поняли новую тему. Давайте решим несколько задач.

Задача 1 (Слайд № 17) Приложение

Определить, подобны ли треугольники.

Задача 2 (Слайд № 18)

Задача 3 (Слайд № 19)

Понятие подобия можно ввести не только для треугольников, но и для произвольных фигур (п. 65). Примеры на слайдах № 20, 21, 22.

III. Подведение итогов урока

IV. Домашнее задание

  1. Придумать способ измерения высоты пирамиды.
  2. № 541.
  3. § 57, Атанасян Л. С., “Геометрия 7–9 класс”.