Урок информатики во 2-м классе по теме "Кодирование информации" (Программа А.В. Горячева)

Разделы: Информатика, Начальная школа


Цели урока:

  1. Сформировать у учащихся понятие кодирование, ввести понятие декодироние.
  2. Научить учащихся кодировать и декодировать с помощью основных способов кодирования: чисел, букв, знаков, цвета, изображений.
  3. Продолжить работу по формированию навыка пользования манипулятором мышь.

Оборудование:

  • Компьютеры, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска.
  • Презентация Power Point для объяснения нового материала. (Приложение 1)
  • Таблицы для групп учащихся для декодирования темы урока. (Приложение 2)
  • Учебник-тетрадь “Информатика в играх и задачах” для 2 класса под редакцией Горячева А.В..
  • Программа: Мир информатики (3-4 год) компании “Кирилл и Мефодий”.

План урока:

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация знаний
  3. Целеполагание.
  4. Изучение нового материала
  5. Первичное закрепление знаний. Работа за ПК и в тетради.
  6. Обобщение знаний.
  7. Итог урока.
  8. Домашнее задание.

Ход урока

1. Оргмомент. (слайд №1).

Прозвенел звонок,
Нам пора начать урок.

2. Актуализация знаний.

Беседа:

  • Рассмотрите листочки, которые лежат на ваших партах. (Приложение 2) и таблицу на доске (слайд №1 – таблица появляется при щелчке мышкой)
  • Назовите множества, изображенные в карточке. (Множество стрелочек и множество букв).
  • Они как-то связаны между собой? (Да. Каждой букве соответствует стрелочка).
  • Приведите примеры. (Например: букве Л соответствует … стрелочка, … стрелочке соответствует буква У).
  • Как называется такая операция с множествами, когда элементам одного множества соответствует элемент из другого множества? (Отображение).
  • Знания прошлого урока вам пригодятся для определения темы сегодняшнего урока. Она закодирована и записана на доске (слайд №2).
  • Работа в группе по 3-5 человек:
  • Для этого воспользуйтесь предложенными таблицами и определите тему урока. Время работы: 10 минут.

По истечении времени проверить результаты работы групп. Тема урока – КОДИРОВАНИЕ. (слайд №2 – тема появляется при щелчке мышью).

3. Целеполагание.

Беседа:

  • Какие вопросы у вас возникают, когда слышите это слово – тему урока. (Выслушать мнения детей. Например: Что это? Как, чем, с помощью чего кодируют? Где используют?)
  • В какой последовательности будем отвечать на вопросы? (Пронумеровать вопросы).
  • Кто или что поможет вам ответить на вопросы? (Мнения учащихся выслушать: учебник-тетрадь, учитель, ПК).

4. Изучение нового материала.

Беседа:

  • Как вы понимаете термин КОДИРОВАНИЕ? (Мнения учащихся выслушать: шифровки, шпионы, помощь, секрет, почта, светофор).
  • А что по этому поводу думает компьютер? Воспользуемся его подсказкой.
  • Послушайте, как определяет КОДИРОВАНИЕ компьютер. (СD: Мир информатики 4 год обучения: “Кодирование как способ обработки информации”). Время прослушивания: 1,5 минуты.
  • Изменилось ли у вас понимание термина КОДИРОВАНИЕ? Что именно?
  • Что такое КОДИРОВАНИЕ? (Мнения учащихся выслушать).

Обобщение: Кодирование – это способ представления информации с помощью специального набора символов. (слайд № 3).

5. Первичное закрепление знаний.

Беседа:

  • А вы умеете кодировать? Хотите научиться? (Да, нет).

Предлагаю это сделать самостоятельно в 2 группах: одна группа – в тетради, другая - за ПК, а затем – поменяемся. Время выполнения: 10 минут. (слайд № 4)

Работа за ПК:

Работа в тетради с 20-21:

  • СD: Мир информатики 4 год обучения: “Кодирование …” 4 варианта заданий.
  • Выбрать 1 задание.
  • Выберите несколько заданий из № 46-49 по желанию.

7. Обобщение знаний.

  • Какой № выполнял …?
  • Как, с помощью чего закодирована информация в №… в тетради? (№46 – изображения, № 47 – слова, буквы, №48 – цвет, буквы, №49 – цвет, стрелочки).
  • Как, с помощью чего закодирована информация в заданиях ПК? (Изображения)
  • Так с помощью чего можно закодировать информацию? (Буквы, слова, цифры, цвет, изображения, знаки). (слайд №5)

7. Итог урока

Беседа:

  • Вернемся к вопросам, которые ставили перед собой в самом начале урока.
  • На все вопросы удалось найти ответ? (Да – на вопросы: Что это? Как, чем, с помощью чего кодируют? Нет - на вопрос: Где используют?)
  • Где применяют кодирование в жизни? (слайд №6). Учащиеся приводят примеры из жизни и комментируют изображения на слайде, появляющиеся при щелчке мышкой.
  • Как вы расшифровали эти закодированные изображения? Мнения учащихся.

Обобщение: Декодирование – это операция или действие, обратное кодированию. (слайд №7).

  • Ребусы хороший способ проверить умение декодировать. (слайд №8). (Можно организовать как проверочную работу).
  • Ребусы можно составить самим и я предлагаю вам сделать это дома.

8. Домашнее задание.

  • Придумать свои ребусы и оформить их на любом носителе информации: бумажном или электронном;
  • Возможный алгоритм действий (слайд №9):
    1. Придумай объект, который решил закодировать;
    2. Подбери подходящие цифры, буквы, знаки, изображения;
    3. Составь ребус.
    4. Предложи разгадать его родным и друзьям.
  • Примеры ребусов посмотрите на слайде. (слайд №10).

(На следующем уроке из работ учащихся можно организовать выставку или разгадать ребусы в качестве проверки домашнего задания).

Спасибо за урок. Урок окончен.