"Рыцарский турнир"

Разделы: История и обществознание


Задачи:

  1. Обобщить и систематизировать полученные знания по истории средних веков.
  2. Выявить уровень усвоения пройденного материала и умения применять его на практике.
  3. Повысить интерес к истории, творческому восприятию исторического материала.

Время реализации занятия: 45 минут

Авторский медиапродукт:

  1. Презентация 24слайда (операционная среда Windows XP, редактор Microsoft Power Point, Windows Movie Maker,Microsoft Word)
  2. Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала
  3. Технологический сценарий занятия:

Целесообразность использования медиапродукта:

  1. Повышение эффективности усвоения учебного материала
  2. Развитие наглядного образного мышления за счет повышения уровня наглядности
  3. Развитие понятийного мышления за счет возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, систематизировать весь предлагаемый материал
  4. Интенсификация учебно-воспитательного процесса

Оборудование: компьютер, проектор.

Карта занятия:

Комментарий хода урока Время

(мин)

№ слайдов Развитие личностных

качеств и психических процессов

Репродуктивные формы деятельности Продуктивные формы деятельности
Целевая установка. (Приложение 1)

На протяжении I полугодия изучали историю Средних веков. Проведем итогово-обобщающий урок по одной из наиболее привлекательных в истории средневековья теме “Рыцарство”.
Этот урок пройдет в форме игры.
Учитель предлагает закрыть глаза, для того чтобы переместиться в Средневековье. (3 сек)

1 № 1 Внимание
Звучит отрывок из “Песни о Роланде”. Учитель сообщает, что ребята попали на рыцарский турнир, где им придется соревноваться в 5 турах по командам, на которые класс был поделен заранее.
Турнир будет оценивать жюри: король, королева, придворные дамы, доблестные рыцари.
Условие: за недостойное поведение рыцарей (шум, брань и т.д.) команда будет терять полученные баллы.
3 № 2

 

 

№ 3

Внимание
Мышление
 
I тур – Приветствие команд готовится заранее, в произвольной форме, но должны обязательно присутствовать ряд условий.
Максимальное кол-во баллов – 10.
7 № 4 Внимание
Память
Выразительность речи
Аргументированность
Умение слышать и слушать
II тур – Разминка.
Команды по очереди выбирают вопросы, которые подготовили рыцари разных стран и эпох. На обсуждение ответа дается 10-15 секунд. Если команда затрудняется, то на помощь приходят рыцари других команд.
Максимальное кол-во баллов – соответственно числу вопросов, на которые ответила команда.
8 № 5, 14–23 Внимание
Память
Восприимчивость к новому
Организованность
Активность
Наблюдательность
Точность
Коммуникативная культура
III тур – Оружия Средневековья.
Задача: разгадать код, который поможет проследить эволюцию рыцарских доспехов. Для этого, отвечая на вопросы учителя, обучающиеся выбирают номер того или иного средневекового оружия. В результате получится код из 6 цифр.
Max кол-во баллов – 10
6 № 6, 7

 

№8

Память
Понимание материала
Точность
Наблюдательность
Аргументирован-ность
Рассказ учителя о эволюции рыцарских доспехов, особое внимание уделяется рыцарским щитам. 1 № 9 Внимание  
Рассказ о рыцарских гербах. 1 № 10 Внимание
Память
 
IV тур – Прочти рыцарский герб.
Командам предлагается прочесть рыцарский герб, т.е. определить в каком государстве живет его владелец и каковы его личные качества.
Выслушав ответы команд, предлагается правильный ответ.
Maкс. кол-во баллов – 10.
8 № 11 Внимание
Память
Аргументированность
Коммуникативная культура
Глубина рассуждений
Развитие речи
V тур – Послание даме сердца.
Считалось, что настоящий рыцарь должен быть влюблен в прекрасную даму, прославлять ее своими подвигами и добиваться ее любви.
Задание: команды должны за 4–5 минут написать стихотворное послание даме сердца на заданную рифму и один из рыцарей должен преподнести его королеве.
Оцениваются соответствие полученного стихотворения теме, связность текста, особо поощряется дальнейшее продолжение послания.
Maкс. кол-во баллов – 10
7 № 12

№13

Внимание Выразительность речи
Культура эмоций и чувств
Уместность
Подведение итогов турнира.
Жюри подсчитывает количество баллов, набранных каждой командой, и объявляет победителя. Победители получают ордена “Золотая роза” из Ватикана. Жюри может отметить отдельных игроков, особо проявивших себя в игре. Им выдаются шуточные грамоты – “индульгенции” о прощении всех учебных грехов на ближайшую 1000 лет.
3 24    

Методическое описание.

Данный урок является итогово-обобщающим по теме “История средних веков”. Но его можно использовать как:

  • повторительно-обобщающий урок по теме “Классическое средневековье”
  • занятие, углубляющее знания школьников по истории средневекового рыцарства
  • внеклассное мероприятие.

Цели и задачи определили выбранный тип и вид урока:

  • тип – урок обобщения и систематизация знаний, умений и навыков;
  • вид – урок-игра.

Играя, школьники получают дополнительную информацию по теме “Рыцарство” и одновременно оценивается уровень усвоения основного фактического материала. Урок способствует:

  • повышению интереса к предмету, творческому восприятию исторического материала;
  • развитию у детей внимания, памяти, способности к анализу и синтезу;
  • воспитанию у обучающихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычке к самопроверке.

Использованный вид урока поможет вовлечь всех без исключения ребят в плодотворную работу, наглядно показать им необходимость глубоких и прочных знаний по истории Средневековья.

Форма урока – групповая работа. Работа в группах – это совместный поиск, который может привести к оригинальным версиям. Кроме того, работа в не большом коллективе создает атмосферу доверия, желание общаться, помогать друг другу и быть ответственным.

Взаимосвязь урока с другими областями знаний:

  • с литературой
  • с геральдикой

Структура урока.

1. Организационный момент. Целевая установка.

Слайды № 1–3. Приложение 2. Смена слайдов – по щелчку, звук при показе слайда № 2 производится автоматически.

2. Этапы состязания:

I. Приветствие команд.

Команды готовят конкурс заранее, в произвольной форме, но должны обязательно присутствовать ряд условий (см. слайд № 4). Смена слайда – по щелчку.

II. Разминка.

Слайд № 5. Данный слайд содержит десять гиперссылок (иллюстраций), с помощью которых команды выбирают себе вопросы (путем нажатия на картинку с рыцарем). Вопросы разноуровневые: одни на конкретизацию, другие на размышление, догадку.

III. Оружия Средневековья (слайд № 6).

Отвечая на вопросы по Средневековому оружию (слайд № 7) команды разгадывают код, который поможет проследить эволюцию рыцарских доспехов.

После ответа на последний вопрос по гиперссылке (путем нажатия на цифру 3) переедете к слайду № 8 (правильный код), и через 5 секунд произойдет автоматически смена слайдов.

После этого учитель рассказывает об эволюции рыцарских доспехов с XI по XVв. (слайд № 9), где особое внимание уделяет щитам (форма, изображение). Для более точного представления можно посмотреть фильм о рыцарских гербах (материал: Всеобщая история : [Электронный ресурс] : История средних веков. 6 класс. – М: Кордис-Медиа, 2004. – (Учебное электронное издание).

IV. Прочти рыцарский герб.

Перед командами ставится проблемная ситуация: прочесть рыцарский герб, т.е. определить в каком государстве живет его владелец и каковы его личные качества

(Слайд № 11). Командам предстоит выступить в роли герольдов и аргументировать свое описание герба. Выслушав все версии, предлагается прослушать правильный ответ.

V. Послание даме сердца.

У настоящего рыцаря должна быть дама сердца (слайд № 12).

Команды за 4–5 минут должны написать стихотворное послание даме сердца на заданную рифму (слайд № 13, строчки послания появляются по щелчку мыши)

и один из рыцарей должен преподнести его королеве. Оцениваются соответствие полученного стихотворения теме, связность текста, особо поощряется дальнейшее продолжение послания. Обучающимся предстоит проявить литературные и театральные способности.

3. Подведение итогов турнира.

(Слайд 24) Учитель благодарит всех присутствующих за участие в турнире и предоставляет слово жюри для награждения.

Список литературы:

  1. Ведюшкин В.А. История средних веков: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/. – М.: Просвещение, 2002.
  2. Несмелова М.Л. Конспекты уроков по истории средних веков: 6–7 кл.: Метод. пособие: В 2 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
  3. Шпаковский В.О. Рыцари средневековья, V- XVIII вв.: кн. Для учащихся сред. И ст. возраста. – М.: Просвещение, 1997.
  4. Всеобщая история :[Электронный ресурс] : История средних веков. 6 класс. – М: Кордис-Медиа, 2004. – (Учебное электронное издание).