Художественное своебразие повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" (урок литературы в 6-м классе)

Разделы: Литература


Цели урока:

- выявить роль художественных средств выразительности (пейзажа, интерьера, художественной детали, портрета, цветовой гаммы, изобразительно-выразительных средств) в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»;
- развивать творческое воображение, речевую активность учащихся;
- воспитывать уважение к родителям, сострадание к людям; чувство коллективизма при работе в группах.

Оборудование: аудиозапись Альбионе «Адажио», таблички с названиями средств художественной выразительности, карточки с заданиями, бумага для рисования, фломастеры и карандаши.

Ход урока

1. Слово учителя. Вы уже записали дату и тему урока. Обратили ли вы внимание на то, что в конце темы урока знак препинания не поставлен?

- Какой знак препинания можно поставить?
- Что означает вопросительный знак?
- Давайте сформулируем цель урока.
- Как вы понимаете слово своеобразие?
- То есть это какой-то инструментарий, которым пользуется автор при создании своего произведения.

2.Учащийся у доски ведет опрос одноклассников по знанию средств выразительности и прикрепляет таблички с названиями на доску.

3.Учитель предлагает детям выбрать форму работы на уроке (индивидуальную, в парах сменного состав, групповую). Учащиеся выбирают работу в парах и групповую.

4. Учитель:

- Какие проблемы, поднимаемые А.С.Пушкиным в повети, мы выявили на прошлом уроке? Подтвердите сказанное примерами.

- Можем ли мы сказать, что эти проблемы «вечные»? Почему?

- Сюжет повести тесно связан с библейским мотивом о блудном сыне. Даже фамилия главного героя – Вырин – означает «рай». Но только ли Дуня оказалась «блудной дочерью»? Кто еще заблудился в жизни, изображенной Пушкиным?

- Умер бедный Самсон Вырин. При посещении могилы отца «…легла здесь и лежала долго» «прекрасная барыня» Дуня. Появилась ли у нее возможность повернуть жизнь вспять, вернуть хотя бы одно-единственное мгновение, чтобы попросить прощения у своего отца?

- О чем заставляет задуматься повесть?

- Как нужно относиться к родителям, чтобы потом горько не сожалеть о том, что вернуть уже невозможно?

- Итак, мы поговорили о проблемах повести, а сейчас давайте обратимся к ее художественному своеобразию, поговорим о мастерстве писателя.

5. Учащиеся выполняют работу по карточкам, затем публично выступают со своими ответами, выводами. Выводы записываются на доске и в тетрадях.

Карточка №1

Портрет литературного героя.

  1. Сравните портрет Самсона Вырина в первую и во вторую встречу с ним рассказчика.
  2. Представьте, каким были глаза у Самсона Вырина во время первой и второй встречи с ним рассказчика. О чем это может говорить?
  3. Какой вывод можно сделать?

Вывод №1. Внешность Самсона Вырина очень изменилась, потому что он переживает за судьбу своей дочери. Пушкин показывает душевные страдания героя через его портрет.

Карточка №2

Цветопись. Своеобразие цветовой гаммы в произведении.

  1. Какие цвета использует А.С.Пушкин в повести «Станционный смотритель»?
  2. Какой цвет можно назвать преобладающим? Почему? Что, по-вашему, символизирует этот цвет?
  3. Приведите примеры использования цвета в произведении.
  4. «…она потупила большие голубые глаза; я стал с нею разговаривать, она отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видевшая свет…» Как вы объясните символику цвета в соответствии с контекстом повести?
  5. Сделайте вывод по своеобразию цветовой гаммы в произведении.

Вывод №2. В повести «Станционный смотритель» цветовая гамма однообразна, преобладают серые и черные цвета, символизирующие печаль, горе, смерть.

Карточка №3

Интерьер.

  1. Сравните описание интерьера дома, в котором жил Самсон Вырин с Дуней, во время первого и второго посещения его рассказчика.
  2. Какие изменения произошли в интерьере дома? О чем говорят эти изменения?
  3. Что осталось неизменным в интерьере?
  4. Какую роль играет художественная деталь в описании интерьера?
  5. Сделайте вывод.

Вывод №3. Интерьер дома изменился, исчезли мир и порядок, потому что «Дунею дом держался». Неизменными остались только картинки на стене. Эта художественная деталь придает интерьеру дома смотрителя неповторимую индивидуальность, тесно связана с сюжетом повести, говорит о «вечности» темы «блудного сына».

Карточка №4

Роль изобразительно-выразительных средств в эпизоде.

  1. Прочитайте эпизод «Посещение рассказчиком кладбища»
  2. Найдите тропы, которые использует автор в данном эпизоде.
  3. Какую роль играют здесь изобразительно-выразительные средства?
  4. Сделайте вывод об использовании изобразительно-выразительных средств в эпизоде повести.

Вывод №4. В эпизоде «Посещение рассказчиком кладбища» автор использует метафоры, эпитеты, олицетворение. Эти тропы усиливают трагические мотивы повести, передают настроение рассказчика, придают описанию кладбища выразительность.

Карточка №5

Пейзаж в литературном произведении.

  1. Найдите в тексте повести описания пейзажа, сопоставьте их.
  2. Почему автор описывает дождь? Что может символизировать дождь в повести?
  3. Как связаны между собой описание пейзажа и внутреннее настроение рассказчика?
  4. Если бы вы были композитором, то какую музыку написали бы к этому произведению?
  5. Сделайте вывод по роли пейзажа в повести «Станционный смотритель».

Вывод №5. Автор повести «Станционный смотритель» выражает внутреннее настроение героя через пейзажные зарисовки.

Учитель: Итак, мы с вами выявили художественное своеобразие повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» через анализ пейзажа, портрета, цветовой гаммы, интерьера, использование изобразительно-выразительных средств. Все эти средства придают повести неповторимость, индивидуальность.

Вы придумали музыку к повести, обратили внимание на символику цвета. А сейчас попробуйте создать ассоциативные рисунки по данному произведению.

Учащиеся создают групповые образные рисунки, а затем так же, группами, защищают их.

Итог урока.

Самооценка работы учащихся на уроке.

Домашняя работа. Письменно ответить на вопрос «О чем плакала Евдокия Самсоновна?»

Из комментирования рисунков учащимися: «Самсона Вырина мы изобразили в виде дерева. Правая его половина зеленая, потому что с ним его Дуня, он гордится ею. Левая половина – черная, засохшая. Дерево погибло. Не стало Дуни – спился и умер Самсон Вырин.» «Дуня – это голубовато-красное яблоко. Голубые глаза Дуни символизируют чистоту, невинность. Красный – это ее молодость, красота. Минский – ураган, который сорвал яблоко, оно упало на землю и стало портиться, поэтому появились черные точки – печаль Дуни». «Дуня – это солнышко, потому что она была одна – единственная у своего отца и являлась для него светом в окошке. Самсон Вырин – подсолнух, который поворачивает свою головку вслед за солнышком. Темная туча – Минский – закрыла солнышко. Без света и тепла погиб подсолнух».