Классный час с использованием информационных технологий по теме "Имя, знакомое с детства… Памяти А.С. Пушкина"

Разделы: Литература, Начальная школа, Внеклассная работа


Тема: Имя – знакомое с детства… Памяти А.С. Пушкина.

Цель:

  • способствовать формированию интереса к литературному наследию А.С. Пушкина;
  • расширять кругозор учащихся о жизни и творчестве поэта.

Форма проведения: классный час, урок.

Методические приёмы: рассказ учителя, выразительное чтение (или чтение наизусть) учащихся.

Оборудование: мультимедийная установка для демонстрации презентации.

ХОД УРОКА

Учитель.

Это имя – знакомое с детства –
Вместе с грамотой впаяно в речь.
Надо заново в имя вглядеться,
Чтобы заново знать и беречь.

Это имя – как лозунг и знамя!
И опять, веселясь и грустя,
Рядом с нами, за нас и за нами –
Он, наш сверстник и наше дитя.

Приложение, 1 слайд

Учитель. Пушкин! Это солнечное имя сопровождает нас всю жизнь. Величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка.

Приложение, 2 слайд

Учитель. 6 июня 1799 года в Москве, в семье Сергея Львовича и Надежды Осиповны, родился сын Александр.

Приложение, 3-4 слайды

Учитель. В те далекие времена Москва была совсем не той, какой знаем мы ее теперь. Летом, проезжающие экипажи поднимали пыль, осенью – колеса увязали в грязи. Каменные и деревянные дома располагались весьма привольно. Многочисленные купеческие и дворянские владения были окружены обширными огородами, тенистыми садами, конюшнями, сараями, кузницами. Рядом стояли маленькие домики мелких торговцев, мещан, ремесленников. Много зелени, поют петухи, лают собаки на прохожих. Иной раз казалось, что идешь по деревенской улице.

Приложение, 5 слайд

Учитель. Бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, рассказывала своему внуку о старинной жизни, об интересных случаях Петра Первого. Саша Пушкин забирался в большую корзинку, предназначенную для принадлежностей шитья и вязания, и, тихонько сидя в ней, слушал рассказы бабушки. Когда Саше исполнилось 5 лет, Мария Алексеевна стала его учить читать и писать по-русски.

Приложение, 6 слайд

Учитель. Другой женщиной, влияние которой на будущего поэта трудно переоценить, была Арина Родионовна, няня Пушкина. Русские народные песни и сказки, жемчужная россыпь пословиц и поговорок, меткие и образные обороты русской речи – словом, все богатство разговорного русского языка раскрывалось перед мальчиком в речах Арины Родионовны. Он полюбил ее нежной детской любовью и на всю жизнь привязался к ней, как к самому близкому человеку. 

Приложение, 7 слайд

Учитель. Начиная с 1806 года, семья Пушкиных лето проводила в подмосковном селе Захарово. Там перед взором будущего поэта предстает природа Подмосковья, трудовая жизнь и быт народа, крестьянские будни с тяжелой работой в поле, деревенские праздники с песнями, с незатейливой музыкой балалайки, девичьими хороводами. Все это навсегда вошло в сознание Пушкина, полюбилось ему.

Приложение, 8 слайд

Учитель.

Мне видится моё селенье,
Моё Захарово, оно
С заборами в реке волнистой,
С мостом и рощею тенистой
Зерцалом вод отражено.

Сейчас здесь можно увидеть двухэтажный усадебный дом, памятник А.С.Пушкину. К дому примыкает парк с прудом.
Несомненно, многое с тех пор изменилось, но тем не менее, аллеи парка и пруд обязательно напоминают о поэте.
Осенью возвращались в Москву, и опять начиналась городская жизнь с уроками гувернеров, с чтением, с прогулками по улицам и площадям.
Пушкин рано выучился читать. К 9 годам большая библиотека отца была почти вся прочитана.
Большую часть своей жизни поэт проводит вне Москвы, но в Москве было заложено в нем многое, что дает направление его творчеству. Москва навсегда останется для него родиной.

Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе.
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

Приложение, 9 слайд

Учитель. Саше Пушкину исполнилось 12 лет. Пора было думать о школьном образовании. В лицей было принято 30 мальчиков из дворянских семей, среди которых был и Александр Пушкин. Пушкинский Лицей размещался в четырехэтажном здании, которое соединялось аркой с царским Екатерининским дворцом. В арке была лицейская библиотека, на 4 этаже – комнаты воспитанников. На других этажах залы, учебные классы, хозяйственные помещения. Учиться лицеистам предстояло 6 лет, без отъездов на каникулы к родителям. Лицеисты постигали не только точные науки, но и воспитывались духовно: рисуя картины, слушая классическую музыку, постигая тонкости хореографического искусства. Лицейский день начинался рано, в 7 часов. После завтрака шли занятия с перерывами на обед и прогулку – вплоть до 8 часов вечера. Учился Пушкин неровно. Его привлекали русский и французский языки, литература, история, рисование. Здесь впервые открылся и был высоко оценён его поэтический дар. В лицейские годы Пушкиным написано много дружеских посланий, стихотворений. Всего в годы учения в Лицее Пушкиным было написано около 120 стихотворений. Он уже осознает себя поэтом. Воспоминания о годах, проведённых в Лицее, о лицейском братстве навсегда остались в душе поэта.

Учитель. В мае 1817 года прошли последние экзамены. Пушкин уезжает в Петербург, куда к этому времени уже переехали его родители. Началась новая пора жизни. Он был зачислен вместе с несколькими своими лицейскими товарищами на службу в Коллегию иностранных дел, но до начала службы получил отпуск и тотчас уехал в Михайловское, где позже поэту пришлось провести два года своей ссылки.

Приложение, 10 слайд

Учитель. Александр Сергеевич писал много шутливых и вольнолюбивых стихов. Это не нравилось царю. За Пушкиным началась слежка и доносы о нем. Петербургский губернатор получил приказание сделать обыск у Пушкина и арестовать его.

Приложение, 11 слайд

Учитель. 1820-1824 годы южной ссылки. Пушкин совершал путешествия по Кавказу и Крыму. В сентябре 1820 года приехал в Кишинев, затем переехал в Одессу. В 1824 году возвращается в Михайловское, где его встретила вся семья. Здесь же была и Арина Родионовна. Ей тогда было уже под семьдесят лет.

Приложение, 12 слайд

Учитель. Зимой темнело рано. Девушки-вышивальщицы расходились по домам. Тогда Арина Родионовна брала веретено или спицы и шла в кабинет к Александру Сергеевичу. Зимние вечера они коротали вместе.

Ученик читает стихотворение “Зимний вечер”.

Учитель. В долгие зимние вечера Арина Родионовна рассказывала Пушкину свои сказки, пела песни. Знала она их великое множество:

Мастерица ведь была
И откуда что брала.
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки,
Небылицы, былины
Православной старины!…
Слушать так душе отрадно.
И не пил бы и не ел,
Все бы слушал, да сидел.
Кто придумал их так ладно! 

Рассказывала няня их прекрасно. Все в семействе Пушкиных удивлялись меткости ее языка, повторяли ее словечки. Для поэта она была сущий клад. В причудливом мире легенд и сказок чувствовала себя как дома. Повадки и хитрости домовых, леших, русалок, чертей, ведьм, Змея-Горыныча знала на перечет. Казалось, они ее близкие знакомые.
Пушкин пристраивался на лежанке, Арина Родионовна подсаживалась поближе и не спеша, певучим голосом заводила сказку.
Когда было что-нибудь новое, особенно интересное, Пушкин раскрывал свою черную тетрадь, и появлялась запись: “Некоторый царь собирался жениться, но не нашел по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая, что одним куском сукна оденет, третья, что с первого года родит 33 сына. Царь женился на меньшой…”
Это начало одной из записанных Пушкиным сказок.
Что же это за сказка? (Сказка о царе Салтане)

Приложение, 13 слайд

Учитель. Сказки Пушкина – драгоценный вклад в историю русской литературы. Поэт довёл русскую сказку до совершенства.

Приложение, 14-17 слайды

Учитель. Угадай по иллюстрациям, что это за сказка.

Приложение, 18 слайд

Учитель. Пушкину случалось много ездить по России. Был он в предгорьях Кавказа, в Молдавии, в долинах Грузии. Все эти пути совершал он на лошадях в коляске или кибитке, в летний зной и в зимнюю пору, под унылый монотонный звон почтового колокольчика. Особенно милы были его душе зимние пути. Холмистые снежные просторы, гладко укатанная дорога, по которой бойко бегут продрогшие лошади, поскрипывание полозьев, дорожная скука, располагающая к мирной дремоте, – все это навевало на поэта особое настроение.

Ученик читает стихотворение “Зимняя дорога”.

Учитель. У Пушкина немало стихотворений о зиме, о глубоких снегах, о зимнем солнце, но это изображение сверкающего утра особо выделяется своими светлыми, жизнерадостными красками.

Приложение, 19 слайд

Ученик читает стихотворение “Зимнее утро”.

Приложение, 20 слайд

Учитель. Любимым временем года была осень. Осенью приходило вдохновение. Поэт наслаждается осенним пейзажем, когда пышно увядает природа, и когда роща теряет последний лист.

Чтение учащимися стихотворений  “Унылая пора”, “Октябрь уже наступил…”.

Приложение, 21 слайд

Учитель. В Вологде на улице Пушкинской установлен памятник-бюст поэту.

Приложение, 22 слайд

Учитель. Поэзия Пушкина – неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит “живой водой” всех, кто прикасается к нему. Всем творчеством Пушкин служил народу, и народ платит ему ответной любовью. У Пушкина мы учимся многому. Читайте Пушкина!