Урок-игра по теме "Осенний калейдоскоп"

Разделы: Внеклассная работа


Интеграция предметов: чтение, окружающий мир, музыка.

Цели урока: показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи как составных частей искусства; познакомить детей со значением праздника: формировать понятия о культурном проведении праздник; помочь осознать значение семьи в их жизни; способствовать взаимопониманию детей и взрослых.

Оборудование: мультимедийный  проектор, слайды по теме  «Осень», аудиозапись пьесы П.И.Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года», выставка детских рисунков и стихов собственного сочинения на тему: «Осень», осеннее дерево, в центре доски плакат с изображением матери и ребенка. Класс украшен гирляндами из осенних листьев.

ХОД УРОКА

Ведущий: «Мы рады приветствовать вас здесь, в музыкальном классе нашей школы. Сегодня мы собрались здесь, чтобы полюбоваться красавицей, имя которой – ОСЕНЬ.
Давайте попробуем устроить в честь нее праздник. Будем читать стихи, петь, отгадывать загадки, играть.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года». Присутствующие просматривают слайды по теме: «Осень».

Ведущий:

«Унылая пора, очей очарованье.
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото одетые леса.»

– Эти строки принадлежат перу великого русского поэта А.С.Пушкина. (Показ портрета)
– А слушая музыку П.И.Чайковского, мы чувствовали, как легко дышится осенним воздухом, что говорит последний падающий с дерева листочек.
– Какие чувства вы испытали, слушая музыку и просматривая слайды? (Ответы детей)
– Что же происходит вокруг нас, какие приметы знает осень?

Сценка «Приметы осени»

Действующие лица: Автор, Старик с газетой в руках, Старуха с вязанием, Старуха, Прохожий.

На скамье сидят Старик и Старуха. Старик читает газету, старуха вяжет. К ним подходит еще одна Старушка и говорит:

– Вы заметили, что лист на дереве не держится и дождь мелко льется, да долго тянется?
– Это что, в лесу одна ягода, да и та горькая рябина, – отвечает Старик.
Первая старуха: Грибов уродилось мало, зато орехов обильно.
Старик: Да, жди суровой зимы.
Старуха: Суровой не суровой, а снежной точно – вон сколько желудей на дубах
Старик: Одно радует: лист, опавший на землю, ничком ложится – жди урожая на будущий год.
К ним подходит человек со стороны:
Прохожий: О чем это вы?
Вместе:
– Как о чем? Осень наступила!

Ведущий: Какие приметы осени вы  теперь знаете? (Ответы детей)

Стук в дверь. Входит Осень (старшеклассница в костюме Осени)

Ведущий: Да, сегодня осень – наша гостья и хозяйка праздника.(Продолжает звучать музыка П.И.Чайковского)

Осень: (разбрасывая листья) Я – золотая осень. С моим приходом вся земля покрывается багряно-желтым покрывалом. (Читает стихи)

«Хожу я по равнинам
Тихой светлой сказкой
И расписываю рощи
Солнечною краской.
– Что вы знаете обо мне?

Дети читают стихи про осень.

1. В журавлином небеВ
етер тучи носит.
Шепчет верба вербе:
Осень, снова осень.

2. Листьев желтый ливень
Солнце ниже сосен.
Шепчет верба вербе:
Осень, снова осень.

3. На кустарник иней
Белый плащ набросил.
Шепчет дуб осенний:
Осень, снова осень.

4. Шепчут елям ели
Средь лесного бора
Скоро заметелит
и завьюжит скоро.

Песня: «Осень постучалась к нам». Исполняют 2 девочки, на головах короны из осенних листьев.

Осень: Да, ребята, я принесла вам свою осеннюю погоду, а какую – догадайтесь.

Загадки про осеннюю погоду:

1. У какого дерева листва желтеет первой? (Береза)
2. У каких деревьев листва краснеет? (Клен, осина)
3. Какие птичьи тайны открывает листопад? (Гнезда)

– Но я не только крашу листья. Я – урожайная. Ведь осень – пора сбора урожая. И сейчас я хочу пригласить своих друзей. Ну-ка, угадайте, кто они?

Выходят дети и читают загадки, держа шапочки за спиной. По мере отгадывания загадки шапочки-отгадки надеваются на головы.

1. Был зеленый плод –
Не просился в рот.
Положили в лежку –
Он сменил одежку.
Красную надел –
Для еды поспел. (Помидор)

2. На плетне зеленый крюк
На крюке висит сундук.
В сундуке 5 ребят
Смирно рядышком сидят.
Вдруг раскрылся сундук –
Все рассыпались вокруг. (Горох)

3. Любопытный красный нос
По макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке
Зеленые пятки…Кто я? (Морковь)

4. Весною повисло –
Все лето кисло.
А сладко стало –
На землю упало.(Яблоко)

5. Я большой, как мяч футбольный.
Если спелый – все довольны.
Так приятен я на вкус.
Кто я? Как зовусь? (Арбуз)

6. Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту
Зовусь я … (подосиновик)

7. Красна, а не калина.
Горька, а не осина.
Кругла, а не лукошко.
Хвост есть, а не кошка. (Редиска)

8. Гордо держит стрел пучок
Храбрый маленький лучок.
Но его настанет час:
Он  заставит плакать нас. (Лук)

Ведущий. А сколько разных вкусных и полезных блюд можно из вас приготовить?! Расскажите, что готовят у вас в семье?

Дети перечисляют. Присутствующие мамы делятся лучшими рецептами.

Осень: Уважаемые родители, вы замечательные кулинары. А знаете ли вы про меня песни? Давайте споем по строчке, мне будет очень приятно.

Песенный конкурс среди родителей. Родители поют по куплету песни про осень.

– Спасибо. А какой же праздник без игры?

Выходит девочка с зонтиком, читает стихотворение:

«В магазине «Военторг»
Мне купила мама зонт.
Да такой, что просто диво.
Замечательно красивый.
Что ж все нет и нет дождя?
Заждались и зонт, и я».

Ведущий: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Калоша и зонтик». Нужно на ногу надеть калошу, взять в руки зонт и перепрыгивать через лужи, не наступая в них. (Играют 2-3 раза)

Песня «Осень, осень наступила» в исполнении учащихся 1-го класса.

Ученица:

«Хоть хвалиться неприлично,
Но должна я вам сказать –
Без картошки на отлично
Ни поесть, ни поиграть.

Игра. Перенос картошки в ложке.

Участвуют 2 человека. Нужно  добежать до кастрюли, неся картофель в ложке, положить картофель в кастрюлю. Кто быстрее?

Песня «Урожайная» в исполнении учащихся 1-го класса.

.Хоровые ответы «Да» или «Нет»

Игра  «Что растет в огороде?»

Осень: Ребята, а кто еще хочет почитать стихи про осень?

1. Ласточки пропали
А вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.

2. С вечера все спится,
На дворе темно
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

3. Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад.
Словно как с испугу,
Раскричавшись к югу,
Журавли летят.

4. Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

5. Долго на листьях лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес.

Дети читают стихи собственного сочинения об осени. (Осень награждает детей своими дарами: грушами, яблоками, сливами).

Ведущий. Да, осень – красивое время года, но  и немного грустное – замолкают птицы, деревья готовятся ко сну, часто идет дождик, дует холодный ветер.
Но у нас хорошее настроение, нам хочется петь, играть. Почему? (Обращается внимание детей на плакат с изображением семьи). Ответы детей.
– Да, потому что у всех нас есть свой дом, своя семья, есть мама. В семье нам всем хорошо, там нас любят. Посмотрите на наше осеннее дерево – оно волшебное. Волшебное потому, что на нем висят осенние листочки, сделанные вашими руками, на которых вы с любовью написали  имена самых дорогих вам людей. Это – визитная карточка вашей семьи. Познакомьте нас со своей семьей! (Дети по желанию зачитывают написанное).
– А что бы вы хотели пожелать своим семьям? (Дети произносят свои пожелания родным, среди которых много забавных и смешных, но проникнутых большой любовью).

Песня в исполнении учителей:

Конечно, этот мир прекрасен,
Но лишь семья милей всего
И только там возможно счастье,
Где крыша дома твоего

Семья всегда всему начало
И мы хотим лишь одного:
Чтобы семья существовала
Под крышей дома моего,
Под крышей дома твоего.

Ведущий: Дом – это не только крыша над головой. Это самые близкие тебе люди: родители, братья, сестры. И когда они все вместе – тепло на душе. И какой бы холодный ветер ни подул, тепло дома, тепло маминых глаз нас всегда согреет. Наш 1А – это тоже семья. Она родилась 2 месяца назад – мы учимся слушать друг друга, помогать ближнему, значит, в нашем классе поселилась дружба.

Песня о дружбе в исполнении учащихся 1 класса.

Осень: Мне очень понравилось у вас, но пришла пора прощаться. Напоследок я хочу угостить вас всех моим лакомством-любимым яблочным пирогом. (Угощает)

Ведущий: Ребята, понравился вам праздник? Что больше всего запомнилось? Что узнали нового? От всей души хочу поблагодарить родителей за оказанную помощь в подготовке  праздника и пожелать успехов в воспитании детей, тепла и уюта в ваших семьях в любую погоду, в любое ненастье. Родители пишут свои пожелания, впечатления о проведенном мероприятии на самодельных  осенних листочках.