Урок-игра по теме "Углерод и кремний"

Разделы: Химия


Задачи:

  1. Образовательные задачи: Актуализировать, систематизировать знания учащихся по данной теме;
  2. Воспитательные задачи:
  • воспитание положительного отношения к предмету, умение работать в коллективе;
  • воспитание трудолюбия, усердия, веру в себя и в собственные силы;
  • воспитание взаимовыручки и товарищества
  1. Развивающие задачи: Дальнейшее развитие внимания, памяти

Оборудование: Проектор, карточки с изображением знаков химических элементов

Правила игры:

Игра проходит в пять туров. Участвуют 2 команды по пять человек, жюри 2 человека (помощники учителя из класса, которые помогают считать баллы), если на вопросы не могут ответить команды, то зрители могут заработать балл.

I тур

Переведите с химического языка на общепринятый прочитанные фразы. 1 балл правильный ответ

  1.  Не все то аурум, что блестит
  2. Белый, как карбонат кальция
  3. Слово – аргентум, а молчание аурум
  4. Уходит как аш – два – о в оксид кремния
  5. Аллотропная модификация углерода чистой аш – два – о
  6. Прозрачен как сплав оксидов свинца и кремния с карбонатом натрия
  7. Много оксида водорода утекло с тех пор

II тур “Химический пентагон”

Задания большие, если угадывают с первого предложения – 5 баллов, с прочтением последующих предложений баллы уменьшаются.

  • В 1890г он явился причиной гибели экипажа океанского парусника “Мальборо”. Корабль не получил никаких повреждений, но потеряв управление блуждал в океане.
  • Он явился причиной массового самоубийства китов (киты выбрасывались на берег)
  • Он встречался в составе вулканических газов
  • Его содержание в окружающей среде – своеобразный эталон для сравнения загрязненности атмосферы различных городов, а также для установления степени ядовитости выхлопных газов автомашин.
  • При отравлении им наступает кислородное голодание тканей, а в особенности клеток центральной нервной системы.
  • Агат, оникс, халцедон, опал, кристобалит – все это его аллотропные формы
  • Первым оружием и одновременно орудием труда доисторического человека был материал, состоящий главным образом из него
  • Он оказывает вредного биологическое действие на человека: вызывает такие заболевания, как силикоз и образование камней в почках
  • В земной каре W = 90%
  • В наши дни из него изготавливают цемент, стекло, хрусталь, тонкую керамику

III тур. “Викторина” (1 вопрос – 1 балл)

  1. Назовите элементы неметалла, которые образуют различные аллотропные модификации
  2. Какие два неметалла образуют вещество – тефлон, характеризующиеся необычайной химической стойкостью?
  3. Какие два неметалла образуют вместе очень большое количество веществ?
  4. Какой элемент считают вторым по распространенности на Земле?
  5. Какой неметалл ценится дороже золота и когда платят деньги за то, чтобы от него избавится?
  6. Сложные вещества, состоящие из двух химических элементов?
  7. Реакция, при которой выделяется теплота?
  8. Тип кристаллической решетки в алмазе?
  9. Существование химических элементов в виде двух или нескольких простых веществ
  10. Получение из относительно простых веществ более сложных
  11. Быстропротекающее химическое превращение сопровождающиеся выделением теплоты и света
  12. Формула известняка
  13. Термостойкое стекло
  14. Составные части цемента
  15. Составные части белой глины
  16. Какой оксид обуславливает синий цвет стекла
  17. Какое вещество называют угарным газом
  18. Формула горного хрусталя
  19. Название солей кремниевой кислоты
  20. Формула силикатного клея (составная часть)
  21. Процесс поглощения жидкости или газа твердым веществом
  22. Порошкообразное вещество используется для придания окраски лакам и краскам
  23. Способы разделения смеси
  24. Положительно или отрицательно заряженная частица

IV тур “Химическая угадайка”

Каждое задание оценивается в 5 баллов, правила те же, что на втором туре

  • Русский ученый
  • Академик петербургской академии наук с 1745г
  • Основал первую химическую лабораторию
  • Автор атомно-корпускулярного учения
  • Разработал технологию и рецептуру цветных стекол
  • Его именем назван Московский университет
  1. Бесцветный газ, тяжелее воздуха, при сильном охлаждении превращается в твердую массу, похожую на снег. Применяется в пищевой промышленности при производстве сахара, пива, газированной воды, в химической промышленности – для получения соды, мочевины и др.
  • Итальянский физик и химик
  • Создал метод определения молекулярной массы
  • Вычислил атомные массы кислорода, водорода
  • Открыл закон, относящейся к объемам газов
  • Его именем названа универсальная постоянная – число молекул в 1 моль идеального газа
  • Установил точный количественный атомный состав многих молекул (воды, водорода, азота).
  1. Очень слабая, малорастворимая в воде кислота, в воде образует коллоидный раствор. Гели этой кислоты используют как адсорбенты и как отбеливатели. Ее соли широко распространены в природе.
  2. Газ без цвета, запаха и вкуса, продукт неполного окисления углерода, плохо растворим в воде, очень ядовит. Имеет промышленное значение как горючее (генераторный, светильный газ) и восстановитель, в смеси с водородом – сырье для синтеза метилового спирта.

V тур “Химический марафон”.

Каждой команде выдаются карточки с изображением знаков химических элементов. Каждый участник команды выполняет свою работу:

  1. – составляет формулу соединения
  2. – записывает уравнение реакции с участием этого соединения
  3. – расставляет коэффициенты
  4. – называет тип реакции
  5. – называет все вещества

Максимально – 5 баллов.

Итог игры. Ответы

I тур

  1. Не все то золото, что блестит
  2. Белый как мел
  3. Слово – серебро, а молчание золото
  4. Уходит как вода в песок
  5. Алмаз чистой воды
  6. Прозрачен как хрусталь
  7. Много воды утекло с тех пор

II тур

  1. CO
  2. Кремнезем

III тур

  1. Кислород, углерод, сера, кремний, фосфор, селен, мышьяк
  2. Углерод и фтор
  3. Углерод и водород
  4. Кремний
  5. Углерод ввиде алмаза. Деньги платят трубочисту, чтобы избавиться от сажи
  6. Оксиды
  7. Экзотермическая
  8. Атомная
  9. Аллотропия
  10. Синтез
  11. Горение
  12. CaCO3
  13. Калийное
  14. Известняк, глина, песок
  15. Al 2O 3 * 6SiO 2 * H 2O
  16. Оксид кобальта
  17. Оксид углерода (II)
  18. SiO2
  19. Силикаты
  20. Na 2 SiO 3
  21. Адсорбция
  22. Пигмент
  23. Флотация, декантация, дистилляция, фильтрование
  24. Ион

IV тур

  1. М.В. Ломоносов
  2. CO2
  3. Амедео Авогадро
  4. Кремниевая кислота
  5. CO