"Класс Amfibia. Общие признаки. Среда обитания. Основные отряды. Происхождение" (6-й класс)

Разделы: Биология

Класс: 6


Тема: Класс Amfibia. Общие признаки. Среда обитания. Основные отряды. Происхождение.

Цель урока: Сформировать представление об основных особенностях представителей класса, показать эволюционную связь класса с эволюционными предшественниками, определить причины многообразия класса.

Предварительная подготовка

Подготовить раздаточный материал: общие признаки класса Amfibia и класса Pisces.

Демонстрационный материал: учебные таблицы: классы земноводных, внешнее строение рыб.

Презентация по данной теме, где предложены более разнообразные иллюстрации общих признаков класса Amfibia в сравнении с другими классами (один из примеров подобных презентаций вы можете посмотреть на сайте http//kabinet54.narod.ru/.

Изложение по данной теме ориентировано на учебник В.Р. Дольник, М.А. Козлов «Зоология. Хордовые». 8-й класс.

I. Актуализация

  • Общие признаки представителей типа Chordata?
  • Преимущество хордовых над членистоногими?

II. Введение новых понятий и знаний

Земноводные – первые и наиболее примитивные позвоночные обитатели суши. Насчитывается около 2100 видов.

Общие признаки:

  1. Многоклеточность.
  2. Приспособленность к обитанию в двух средах (вода и суша).
  3. Внутренний костный скелет (на зародышевом этапе – хорда).
  4. Холоднокровность (пойкилотермность).
  5. Две пары конечностей.
  6. Кожные покровы – слизистые.
  7. Сердце трехкамерное (2 предсердия, 1 желудочек), два круга кровообращения.
  8. Дыхание: легочное, жаберное, кожное.
  9. Раздельнополые. Развитие непрямое с неполным метаморфозом.
  10. Среда размножения – вода.
  11. Гетеротрофы с различными способами питания.

В процессе изложения материала акцент ставится на сравнение с животными класса Рыбы, с выявлением причин формирования новых признаков.

Среда обитания:

Морфо-анатомические признаки, позволяющие сочетать две среды обитания. (Учащимся дается самостоятельная работа (3 минуты) на определение данных признаков с последующим обсуждением).

Итог:

  1. Кожные покровы слизистые
  2. Три способа дыхания.
  3. Два круга кровообращения с трехкамерным сердцем.
  4. Развитие непрямое с неполным метаморфозом (личиночное стадия и взрослая особь занимают разные среды обитания).

Происхождение

Дается характеристика кистеперых и двоякодышащих рыб, выяснятся причина, дающая возможность предположить, что эти организмы явились эволюционными предками амфибий.

Причина выхода на сушу – ожесточение конкуренции в связи с иссушением климата.
Доказательством происхождения являются переходные формы (целесообразно предложить учащимся ответить на вопрос «Что такое переходная форма?», так как данное понятие вводилось на более ранних этапах изучения материала).

На примере ихтиостеги рассматривается сочетание признаков эволюционных предков и потомков. Выявляются наиболее характерные признаки двух классов хордовых., сочетающихся в одном виде.

Основные отряды

Рассматриваются основные характеристики отрядов амфибий:

  1. Безногие.
  2. Хвостатые.
  3. Безхвостые.

На основе работы с иллюстрациями (можно в учебнике) и дальнейшим обсуждением.

III. Закрепление

  1. Представители какого отряда, по вашему мнению, наиболее древние (три аргумента)?
  2. Представители какого отряда, по вашему мнению, наиболее прогрессивные (три аргумента).

Домашнее задание: сравнительная характеристика общих признаков представителей класса рыбы и амфибии (выявить пять сходств и пять отличий). Оформить в виде таблицы.