Интегрированный урок-игра "Заседание редакционного совета "Имя прилагательное" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • учить находить в тексте имена прилагательные, выделять словосочетания с ними; определять форму числа и рода;
  • развивать речь (монологическую);
  • правильно употреблять в речи прилагательные-антонимы и прилагательные-синонимы;
  • научить правилам работы со словарями;
  • воспитывать умение работать в группах (коммуникативное умение), чувство коллективизма, уважение к труду журналистов, интерес к предмету; умение слушать и слышать товарища

Оборудование: УМК, таблица “Имя прилагательное”, рисунки о весне, карточки с заданиями, словари (Толковый – Ушакова и Обратный), эмблемы с названием отдела на груди у обучающихся, цветные жетоны, на столах у учеников таблички с надписями отделов (писем, новостей, спорта, информации).

Ход урока

Презентация

  1. Организационный момент.

-Дети, давайте поприветствуем уважаемых гостей улыбкой. Сядьте удобно, закройте глазки ладонями, послушайте музыку, настройтесь на серьезную работу. Откройте глаза.

  1. Актуализация.

-Сегодня урок русского языка пройдет в форме деловой игры. На этом уроке вы являетесь сотрудниками четырех отделов (писем, новостей, спорта, информации). Вы должны быть очень внимательными, активными и успешными, так как результативность ваших отделов будет оцениваться по количеству набранных жетонов.

  1. Минутка чистописания

Откройте деловые блокноты и запишите дату. Проведем минутку чистописания письма.

-Я называю слово, вы определяете орфограмму и записываете на строке.

Приют, солнце, метель, орех, весна, трава, крот, в слове сок запишите последнюю согласную, напишите слог лаг.

1 стр. Прочитайте название букв и частей слов: при, л е ь о е а т н лаг

2 стр. прилагательное – Напишите слово, составленное из данных букв и частей слова

  • Какое слово получилось? (Прилагательное)
  • А что такое имя прилагательное?
  • Значит, над какой частью речи будем на уроке работать?

Давайте вспомним, что мы знаем о прилагательном?

  • Это часть речи;
  • Называет признак предмета;
  • Отвечает на вопросы;
  • В предложении является второстепенным членом (определением)
  • В словосочетании с существительным является зависимым словом.
  1. Практическая работа:

Отдел писем. К данным словам запишите однокоренные имена прилагательные:

  • Весна-…
  • Май-…,
  • Лес-…

Выделите часть слова, с помощью которой образовали прилагательное

Отдел новостей. К данным именам прилагательным подберите прилагательные, противоположные по смыслу (антонимы):

  • Пасмурный день-…,
  • Холодный ветер-…,
  • Тяжёлая туча-….

Отдел спорта. К данным именам прилагательным подберите прилагательные, близкие по смыслу (синонимы):

  • Небольшой мяч-…,
  • Сильный удар-…,
  • Знойный день-…

Отдел информации. Как изменяются имена прилагательные

Вывод: что такое имя прилагательное и какова его роль в речи? Как изменяются имена прилагательные. Какие окончания они имеют.

(Работа с таблицей.)

Материал утверждён главным редактором. Идет в номер.

  1. Новый материал.

-A чтобы узнать новые сведения о прилагательном, сотрудникам отделов нужно провести исследовательскую работу.

Задание 1. Работа с Обратным словарем. Русский язык, 2 часть, стр. 168 ЯА

-О чем говорит нам этот знак? ЯА. Откройте Обратный словарь на-й

Отдел писем Отдел новостей Отдел спорта Отдел информации

Исследуют прилагательные 1 столбика, 2 столбика, 3 столбика, 4 столбика.

-Какое открытие сделали? (Имена прилагательные стоят в форме единственного числа мужского рода). Проверим. Читаем слова по цепочке. Значит прилагательные изменяются как?

Русский язык, 3 часть, стр. 4 (содержание)

-Откроем содержание учебника и прочитаем тему урока. Материал утверждён главным редактором. Идет в номер.

Задание 2. Упражнение 112, стр. 100, чтение задания.

Отдел писем Отдел новостей Отдел спорта Отдел информации

Выписывают словосочетания, где прилагательное стоит в форме ед.числа, мн.числа, ед.числа, мн.числа. Показ соломенной шляпы.

-Проверяем задание.

  • Выделяя окончания прилагательного, что заметили?
  • Почему?
  • Прочитайте словосочетания, где прилагательные употреблены в прямом значении.
  • А в каких словосочетаниях прилагательные использованы в переносном значении?
  • Закончите вывод. Материал утверждён главным редактором. Идет в номер.

Следующее задание выполняем выборочно.

Задание 3. Упр.113, стр. 101.

Отдел писем Отдел новостей Отдел спорта Отдел информации

 

ж.р. м.р. ср.р.  
оранжевая песня, оранжевый верблюд, оранжевое небо,
оранжевое море,
оранжевые мамы
 оранжевые песни
  • Проверим, верно ли вы согласовали прилагательные с существительными? Как вы это делали? Определим форму числа, род (сущ.)
  • Что можно сказать о прилагательном в форме мн.числа? (Рода нет). Материал утверждён главным редактором. Идет в номер.

Физминутка.

Музыка № 12 Рахманинова

-Прошу всех сотрудников собраться в моем кабинете. Настало время небольшого перерыва. Давайте попробуем изобразить, как человек использует газету:

  • Читаем;
  • Как веер (делаем веер)
  • Подзорная труба (скручивает в трубку и смотрит);
  • Бьет мух (скручивает в трубку).

Задание 4. Самостоятельная работа по карточкам.

Отдел писем Отдел новостей Отдел спорта Отдел информации
  • Выписать словосочетания, определить род, форму числа.

ВЫВОД. – Как изменяются прилагательные? (По числам, родам). Материал утверждён главным редактором. Идет в номер.

Задание 5. Составление реклам.

-Чтобы привлечь внимание к нашей газете, нужна реклама. Материал должен быть разнообразным и интересным. Послушайте краткие сведения о газете.

“Слово “газета” пришло к нам из итальянского языка, где оно имеет значение “мелкая монета”. Появившиеся в 1563 г. в итальянском городе Венеция газеты были рукописными и продавались только для прочтения. За прочтение платили мелкую монету, потом газету возвращали продавцу”.

-Послушаем объяснение лексического значения слова “газета” (1 том, стр. 535), “реклама” (2 том, стр.1377), “рекламировать”. Давайте зачитаем рекламы, которые выполняли сотрудники отделов дома.

Отдел писем Отдел новостей Отдел спорта Отдел информации

-Лучшую рекламу поместим в нашу газету. Материал утверждён главным редактором. Идет в номер.

Задание 6. Рефлексия.

Выбор и обоснование иллюстраций.

  • У вас лежат рисунки на тему “Весна”.
  • Как называется наша газета? (Имя прилагательное)
  • Расскажите, что нового узнали о прилагательном?
  • Составьте словосочетания, определите форму прилагательного, род. Материал утверждён главным редактором. Идет в номер.

Задание 7. Оценки по жетонам.

  • Какой отдел успешно трудился?
  • Подсчитаем количество набранных жетонов.

Разгадайте шифровку-анаграмму: Л О М Ы Ц О Д – 3 2 1 6 7 4 5 (Молодцы)

Задание 8. Дома.

ТСР, стр.56, стр.100

-Выполните задания по тетради, составьте рассказ со словосочетаниями о работе журналистов (по отделам).