Урок русского языка по теме "Упражнение в проверке безударных гласных"

Разделы: Начальная школа


Цели: Отработка умения распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные.

Оборудование: экран, проектор, ноутбук, веера с гласными буквами, таблицы, алфавит .

Ход урока

  1. Организационный момент.

Ребята, сегодня я вам предлагаю совершить путешествие в сказочную страну вместе со сказочным героем, а кто он догадайтесь сами.

В густых и дремучих джунглях Индии жило симпатичное волчье семейство. Недавно, к радости родителей-волков, у них появилось четверо детёнышей. В одну ненастную ночь спокойствие этой семьи было нарушено страшным рёвом: это рычал Шерхан — свирепый тигр. Огонь костра, разожжённого людьми, больно опалил ему лапы, и, обезумев от боли, он выпустил добычу. А его добыча – пухлый черноволосый младенец – теперь ползла на четвереньках прямо к волкам.

Презентация (Слайд №1)

Догадались о ком идёт речь? Конечно же это Маугли. Продолжение этой сказки все вы прекрасно знаете, малыш остался жить в джунглях в семье волков. Мать волчица дала ему имя Маугли и поручила медведю Балу, который обучал её волчат, воспитать мальчика. Балу учил Маугли чувствовать опасность, находить общий язык с лесными обитателями, распознавать тех ,кого надо остерегаться. Давайте ,ребята, и мы с вами поможем малышу, справиться с заданием.

  1. Повторение.

(Слайд №2)

Слова: р... ка, тр...ва, з...мля, п...ляна, пч...ла. Объясните орфограммы, пропущенные в словах.

  • Что объединяет эти слова? (Все слова с безударной гласной в корне, имена существительные)
  • Какое слово лишнее и почему? (Поляна –3слога, пчела – одуш., трава – без. гласный звук – а)
  • На какие две группы можно разделить все эти слова? (Слова с провер. безуд. гласной и слова с непровер. безуд. гласной)
  • Как проверить безударный гласный в корне слова?
  1. Сообщение темы урока.

Исходя, из той работы, которую мы сейчас проделали, вы наверное уже догадались, что тема нашего урока: “Безударные гласные в корне слова”. Мы сегодня вместе с нашим сказочным героем будем учиться распознавать проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Итак продолжаем. Маугли скучно было на уроках. Ему больше нравилось играть. И не смотря на то, что Балу запретил ходить Маугли к обезьянам, мальчик пренебрёг советами своего наставника. И обезьяны, улучив удобный момент, похитили его и унесли.

  1. Минутка чистописания.

А куда обезьяны его унесли, вы узнаете, выполнив задание. (Слайд№3)

Верно, обезьяны унесли мальчика в Холодные Пещеры, так назывались развалины старого города.

О похищении вскоре узнали все жители джунглей. Собравшись на поляне, звери стали думать, как освободить мальчика. Сражаться с обезьянами нелегкая задача. Победить их смогут только смелые, ловкие, умные.

И вот они решили, кто лучше всех справится с заданиями, тот и пойдет спасать Маугли. Ребята, а мы с вами поможем?

  1. Работа по теме урока.

(Слайд №4)

Первое задание для удава - Каа

  1. Работа с веерами. Подбери устно проверочное слово и вставь пропущенную букву. Запиши слова.
  • Б...жать, д..жди,
  • л...сток, т...традь,
  • ш...повник, в...рона,
  • зм...я, д...ревья,
  • зв...рёк, к...рова,
  • гр...зовой,х...лмистый,
  • м...ря, п...ровой, гр...чи,
  • м..дведь, з...мляной
  1. Назовите слова с непроверяемой безударной гласной.

Второе задание для Пантеры – Багиры. (Слайд №5, №6)

  1. Упр. 250. Составьте из данных слов пять предложений.
  2. Напишите текст.
  3. Подчеркните буквы проверяемых безударных гласных в корне слова.
  4. Найдите в тексте слова, которые заменяют слово сойка
  5. В 1,2 предложениях подчеркни главные члены предложения.
  6. Слово дубки разберите по составу.

Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужны птицы? А что именно вы можете сделать для птиц? (Слайд№7)

  1. Физминутка

Наши герои немного устали. Давайте отдохнём.

Где-то в джунглях,
Где-то в джунглях
Мальчик маленький живет.
Там, где гибкие лианы,
И бананы лезут в рот.
Где растут большие пальмы
Он живет среди зверей.
И зовет. волчицу, мамой
И всем сердцем дорог ей.

Где-то в джунглях,
Где-то в джунглях
Среди зарослей густых
Под дождем малыш гуляет
В брызгах капель золотых.
И ему совсем не скучно
Ведь Багира рядом с ним,
А Балу его научит
Всем премудростям лесным.

Где-то в джунглях,
Где-то в джунглях
Мальчик жить давно привык.
Со зверьем отлично дружит
Понимает их язык.
Он повсюду с ними рядом,
Он за них всегда горой.
И они мальчишке рады
Всей звериною душой.

(Слайд №8)

  1. Закрепление

(Слайд №9)

Следующим к своему заданию приступил Балу. Ему нужно исправить ошибки в тексте.

Мама простыни стерала
и на речке поласкала.
Кдочке кошка подбижала,
дочка кошку полоскала.

Гири брат мой поднимает
сваю силу развевает.
А накрыше мой флажок
развивает витирок.

К старости наш дедужка
очень посидел.
Он всаду на брёвнышка
сел и поседел.

Каа, Багира и Балу с вашей помощью отлично справились с заданиями. Решили они втроём отправится в город обезьян.

  1. Словарная работа.

Добраться до Холодных Пещер оказалось не так легко, добравшись до небольшого болота наши герои решили отдохнуть. И вдруг появилась…….. Догадались кто?

(Слайд №10)

  • Откройте словари и запишите новое словарное слово.
  • Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
  • Составьте с этим словом предложения.
  • Что вы знаете о лягушках? (Заранее подготовленные дети)

И вот наши герои добрались до города обезьян. Завязалась драка. Балу и Багира вышли из неё помятыми, но обезьяны убежали прочь.

- Ради тебя мы рисковали жизнью, - сказал Балу мальчику. Маугли было очень стыдно.

Ребята, а как вы думаете почему малышу было стыдно? Мальчик решил, во всем слушаться своего учителя – Балу. И на уроках он больше “не витал в облаках”, а старался и внимательно слушал все, что говорил Балу.

Ребята, а что значит “витать в облаках”?

  1. Самостоятельная работа.

(Слайд №11)

Картинный диктант. После того, как выполните работу поиграем в учителя, поменяйтесь тетрадями, и поставьте оценки. А теперь проверьте. (Слайд №12).

  1. Итог.
  • Вам понравился урок?
  • Чем мы сегодня занимались?
  • А теперь давайте сделаем вывод, как проверить безударную гласную в корне слова?

(Слайд №13).