Урок литературного чтения в 3-м классе по теме "Сказка В.Ф. Одоевского "Мороз Иванович"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • учить отличать народную сказку от авторской.
  • учить давать характеристику героям по плану
  • развивать умение передавать зрительную информацию в словесную
  • развивать речь, память, воображение
  • воспитывать трудолюбие, доброе отношение к людям.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Постановка цели урока.

На прошлом уроке мы познакомились со сказкой “Мороз Иванович”, которую написал В.Ф. Одоевский – слайд. Презентация. Сегодня на уроке мы будем работать над содержанием сказки.

Учитель:

  • Ребята, чем отличается сказка от других литературных произведений? (По словарю С.И.Ожегова, сказка – это повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил).
  • Ребята, на какие две группы можно разделить все сказки? (Сказки бывают народные и литературные или авторские)
  • Какие сказки называются литературными?

Слайд№1

  • Давайте посмотрим на следующий слайд №2 и ответим на ряд моих вопросов.
  • Кто является создателем народной сказки, литературной?
  • Прочитайте второй пункт таблицы. Объясните прочитанное.
  • Мы с вами уже говорили о вариативности народных сказок. Можно ли вносить изменения в литературную сказку?
  • Можно ли определить время создания народной (литературной сказки)?
  • Мы познакомились с жанрами народной сказки. Прочитайте, что говорится о жанровой специфике литературной сказки.

Конечно, это не все особенности сказок. Более подробно вы будете знакомиться с ними в старших классах.

  1. Работа над содержанием сказки “Мороз Иванович”

-Ребята, к какой сказке относится сказка “Мороз Иванович”? Почему? Часто в основе литературной сказки лежит одна или несколько народных сказок. В основе этой сказки лежит русская народная сказка “Морозко”, (показать книгу.) В начале сказки автор написал эпиграф. Читаем на слайде:

Нам даром, без труда ничего не даётся, -
Недаром исстари пословица ведётся.

Как вы его понимаете? На что он похож?

  1. Словарная работа.

Объясни: мух считать, Рукодельница, Ленивица, студенец, нянюшка.
Читай быстро: потягивалась, переваливалась, поджаристый, приговаривает.
Читай правильно: спросонья, приняться, заняться, скучно.

  • Как зовут девочек в сказке? Можно ли назвать это настоящими именами?
  • Как вы думаете, почему автор именно так их назвал? Говорят ли их имена об их делах? (Чтобы показать какие они были разные по характеру)

Вывод: Автор использует приём противопоставления при назывании героинь.

Сейчас вы услышите два отрывка. Вам надо будет понять, кто читал от имени Рукодельницы, а кто от имени Ленивицы и объяснить, почему вы так думаете?

(Две девочки за ширмой читают один и тот же отрывок)

Учитель: Итак, автор противопоставляет имена девочек, а мы попробовали дать им разные голоса, чтобы показать их отличие друг от друга. Давайте прочитаем, как вела себя утром Рукодельница, что она делала весь день.

Вывод: Рукодельница без дела не сидела.Когда Рукодельница шила и штопала, в доме часто звучала “рукодельная песня”. Как вы думаете грустная или весёлая у неё была песня? Очень часто люди, когда работают, поют. Сейчас нам ребята исполнят фрагмент из двух русских народных трудовых песен.

Дети исполнят фрагменты из песен “Прялица” “ Во кузнице”

Вот такие песни исполняли русские люди, когда работали дома, на полях, в садах. А сейчас давайте посмотрим сюжет, который называется “Утро Ленивицы”

СЮЖЕТ №1, слайд№3

Чем же была занята Ленивица? Вывод: Ленивица ничего не делала. Автор противопоставляет имена, голос, поведение героинь.

  • Прочитайте, какая беда однажды приключилась с Рукодельницей?
  • Как отреагировала нянюшка, прочитайте, как автор описывает нянюшку?
  • Давайте прочитаем, как добиралась Рукодельница до дома Мороза Ивановича.
  • А как добиралась ленивица, давайте посмотрим.

СЮЖЕТ №2, слайд №4

  • Есть ли разница в том, как они дошли до дома Мороза? В чём? Как это говорит о них, об их характере? Автор два раза заставляет нас с вами преодолеть один и тот же путь, чтобы опять же сравнить какие они оказались разные. Почему?

Учитель: По три дня провели девочки у Мороза Ивановича

ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ.

  • Прочитайте, как Мороз Иванович встретил Рукодельницу, а как Ленивицу?
  • Расскажите, как работала одна, а как вторая?
  • Противопоставление их работы.
  • Прочитайте, с чем пришла домой каждая из девочек?
  • Противопоставление их подарков.
  • Как выдумаете, а каким вспоминала Мороза Рукодельница?
  • А.Ленивица?

Нянюшка попросила двух девочек нарисовать Мороза, а когда на рисунки взглянула, то вот что увидела...  Показ разных рисунков Мороза Ивановича. Анализ рисунков

Вывод: На одном Мороз добродушный, смотрит на нас приветливо, а на другом – злющий, взгляд исподлобья, подозрительный.

  • Как вы думаете, кто какого Мороза нарисовал и почему?

И опять автор противопоставляет нам взгляд девочек на Мороза, чтобы показать их различный внутренний мир.

  • А как бы вы нарисовали девочек?

А Мороз Иванович тоже нарисовал девочек. Вот эти рисунки.

  • Как вы думаете, кто где? Почему?

Вывод: “Труд красит, а лень портит”, есть такая русская пословица.

Проблемные вопросы:

  • Как вы думаете, как девочки относились друг к другу?
  • Почему нянюшка никогда не ставила Рукодельницу в пример, не поучала Ленив

Ответы детей. (Она не любила Рукодельницу, девочки были ей не родные, она сама была злая)

  1. Характеристика героев – персонажей сказки. Слайд № 5.
  • Рукодельница
  • Ленивица
  • Мороз Иванович

ПО РЯДАМ

Для раскрытия третьего пункта на доске у учителя записаны слова, которые помогут дать характеристику каждому герою.

Вежливый, добрый, смелый, ленивый, отзывчивый, злой, злопамятный, умный, мудрый, сердечный, скромный, застенчивый, упрямый, трудолюбивый, честный, , самолюбивый, справедливый, простой, внимательный, неряшливая, вредная, жадная, завистливая.

  • Как вы думаете, что сделало Рукодельницу такой красивой? (Её характер.)
  • Закончи пословицу: Какова работа ….. такова и награда.
  • Кто это сказал в сказке?
  • Как вы думаете эта русская народная пословица относится только к нашей сказке?
  • Кому ещё можно её сказать и когда?

Ну, а раз это выражение подходит ко всем людям, давайте её запишем в тетрадь по чтению

  1. Итог урока.
  • Чему учит сказка?
  • За что Мороз проучил Ленивицу?
  • Для чего автор её написал?
  • Ради чего мы читали это произведение?

Слайд№6 . Основная идея произведения.

  1. Домашнее задание.

Ребята, как только человека начинает одолевать лень, то тут как тут появляется скука. Можно нарисовать лень со скукой? Как они выглядят?

Можно ли их победить, изгнать из своей жизни? Может быть, автор сказки, стремился всем нам в этом помочь? Помог ли? Об этом ему непременно нужно сообщить – написать письмо дедушке Иринею. Не поленитесь, порадуйте старика!

Приложение 1

Приложение2