Занятие по социально-эмоциональному развитию детей через сказку

Разделы: Работа с дошкольниками


Предисловие

Современное общество ставит перед подрастающим поколением новые задачи:

  • ребенок должен стать свободным и ответственным;
  • обладать чувством собственного достоинства и с уважением относится к другим;
  • быть способным на собственный выбор и с пониманием воспринимать мнения и предпочтения окружающих;
  • владеть навыками социального поведения и общения с другими людьми.

Все задачи можно решить через социально-эмоциональное развитие ребенка.

Как спланирует свою работу педагог, какие выберет методы и приемы, зависит успех усвоения задач. Важно, чтобы у ребенка развивалась способность учитывать чувства и желания других людей; учить детей понимать, из-за чего возникают конфликты и разрешать их причины; формировать представления о том, что хорошо и что плохо; что можно делать, а чего нельзя; как следует вести себя с другими людьми и как оценивать свои собственные поступки. При этом важно, чтобы у ребенка была правильная самооценка. Ребенок должен усвоить, что за хорошими манерами скрываются очень полезные способы регуляции межличностных отношений.

Для этого педагогу необходимо проводить работу по социально-эмоциональному развитию. Только в совместной деятельности взрослого и ребенка у детей формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер, а так же формируются социально-психологические особенности в системе отношений с другими людьми.

Цель:

  1. Продолжать учить детей рассказывать сказки, используя схемы.
  2. Развивать речь детей.
  3. Учить детей определять эмоциональное состояние героев литературных произведений.
  4. Продолжать учить распознавать различные эмоции по выражению лица, позе.
  5. Помочь понять, что такое одиночество и почему плохо быть одному.
  6. Способствовать формированию хороших отношений между детьми.

Ход занятия

Воспитатель: Детки, посмотрите и скажите, что это?

(В руках у воспитателя ключик, похожий на ключик из сказки “Приключения Буратино”.)

– А как вы думаете от чего этот ключик?

– Этот ключик не простой, он сказочный. Из какой он сказки? Что этим ключиком открывается в сказке?

– Этот ключик нам поможет открыть ворота сказочного замка. Вам интересно узнать, кто живет в замке? <Рисунок 1>

– Когда откроются ворота замка, тогда и откроются все окошки. Но ворота ключик откроет после того, как вы правильно отгадаете загадки.

Загадки.

Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое,
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка.)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит.)

Толстяк живет на крыше.
Летает он всех выше. (Карлсон.)

У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это? (Буратино.)

Вместе с Карлсоном
Прыгал с крыш
Шалунишка наш…. (Малыш.)

– Как вы думаете, какая сказка живет в сказочном замке?

– Давайте проверим, правильно угадали или нет. Откроем длинное окошко и прочитаем название сказки. (“Теремок”)

– Вы любите сказки? Какие сказки вы знаете?

– Когда вы их слушаете или смотрите, у вас всегда меняется настроение. То вы смеетесь, то переживаете, то злитесь. И все это зависит от сюжета и, в каком эмоциональном состоянии находится герой сказки.

Сейчас я вам буду читать литературные отрывки, а вы с помощью конкретных действий будите показывать, какое настроение они вызывают. Если радостное – хлопаете в ладоши, если грустное – топаете ногами.

Литературные отрывки.

  • “Приехала Василиса Премудрая, домой, хватилась – нет лягушечьей кожи. Бросилась она искать ее. Искала, искала – не нашла, и говорит Ивану-царевичу: “Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты еще 3 дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного”. (р.н.с. “Царевна лягушка”)
  • “Свадьбу тотчас учинили.
    И с невестою своей
    Обвенчался Елисей.
    И никто с начала мира
    Не видал такого пира.
    Я там был, мед-пиво пил,
    Да усы лишь обмочил”. (А.С.Пушкин “Сказка о мертвой царевне”)
  • “Иванушка говорит:
    – Сестричка Аленушка, мочи нет: напьюсь я из копытца.
    – Не пей, братец, козленочком станешь!
    Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козленочком.…Зовет Аленушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козленочек.
    Залилась Аленушка слезами, села под стожок – плачет, а козленочек возле нее скачет…” (р.н.с. “сестрица Аленушка и братец Иванушка”)
  • “…собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили Аленушку на берег. Отрезали камень с шеи, окунули ее в ключевую воду, одели ее в нарядное платье. Аленушка ожила и стала краше, чем была. А козленочек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой” (р.н.с. “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”)

Воспитатель надевает на руку куклу Лисы из кукольного театра и плачет голосом лисы.

– Что случилось? Почему ты плачешь?

Рассказ Лисы. “Я была в зверином детском саду, зайчонок стал играть с самолетиком и мне, тоже захотелось с ним поиграть – я забрала самолетик себе. Ежик играл с кубиками – я тоже забрала кубики, у медвежонка – попугая, а у волчонка – паровоз. А зверята говорят: “Забирай хоть все подряд”. И играют в “ кошки-мышки”. Все так весело играют, и хохочет, и шумят, а у меня не идет игра на лад. У меня игрушек воз – а играть не весело”.

– Ребятки, а почему Лисоньке не весело играть?

– Скажите, играть лучше вместе или одному?

Физкультминутка

Игра “Парашют”.

Дети делятся на несколько групп, берутся за кроя большого платка в центре, которого помещается воздушный шарик. Совместными усилиями дети стараются заставить его подняться в высь, и опуститься обратно на платок.

– Скажите, вам интересно было играть? Почему?
– А можно ли в эту игру играть одному?
– Значит, вместе играть веселее и интереснее.

Появляется Гном (рисованный)

– Как вы думаете, из какой он сказки? (“Белоснежка и 7 гномов”.)
– Давайте посмотрим, что там делают гномы и Белоснежка.

Просмотр отрывка из сказки.

– Что помогло Белоснежке догадаться о том, как зовут каждого гнома?
– Посмотрите, Гномик принес шкатулку. Эта шкатулка музыкальная, она играет музыку настроения. Давайте попробуем определить настроение шкатулки.

Игра с музыкальной шкатулкой.

Дети определяют, какое настроение передает музыка и с помощью пиктограмм называют ответ <Рисунок 2>.

Используются музыкальные произведения:

  • Ю.Вережников “Африка”.
  • Ю.Вережников “Дождик”.
  • В.Цветков “Рождественская сказка”
  • А.Лядов “Кикимора”.

– Посмотрите, какое разное может быть настроение. Вам хочется, чтобы у всех людей было радостное настроение?

– Все зависит от нас самих. Есть несколько правил, которые нам помогут:

Старайся сам быть доброжелательным к людям!
Будь всегда веселым, не плачь по пустякам, не капризничай!
Не ссорься, старайся помогать друзьям, уступай!

– А сейчас я хочу узнать, какое у вас настроение. Вот сердечки, а вы должны нарисовать свое настроение на них.

Самостоятельно-художественная деятельность детей.