Урок литературы в 8-м классе по теме "Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею произведения. Обличительная сила рассказа" (рассказ Л.Н. Толстого "После бала")

Разделы: Литература


Цель:

  • расширить понятие о композиции произведения, познакомить с новым композиционным приёмом- контрастом;
  • определить, с какой целью используется этот приём в рассказе “После бала”.

Словарная работа: композиция, контраст, антитеза, двуличный, лицемерный.

  • Контраст – франц. contraste – резко выраженная противоположность.
  • Композиция – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием и характером.
  • ДВУЛИЧНЫЙ, ая, ое; -чен, чна, чно. Лицемерный, неискренний. Д. человек….
  • ЛИЦЕМЕР, а, м. Человек двуличный, дурной, злонамеренный, но притворяющийся добродетельным, добрым, чистосердечным…

Приложение 2

“…Нельзя вынуть один стих, одну сцену, одну фигуру, один такт из своего места и поставить в другое, не нарушив значение всего произведения”.

Л.Н. Толстой

Ход урока

1. Организационный момент и постановка целей урока

Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством великого русского писателя Л.Н.Толстого. Тема нашего урока “Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею произведения”.

На уроке мы с вами расширим понятие о композиции произведения, познакомимся с новым композиционным приёмом- контрастом и определим, с какой целью использует Толстой его в своём рассказе.

II. Фронтальная беседа с классом с целью подготовки к учебно-познавательной деятельности

– Когда было написано произведение Толстого “После бала”? (Начало 20 века, в 1903 году.)

– Почему это произведение является рассказом? (В центре повествования одно важное событие, один герой.).

– Какое событие описано в рассказе? (Бал у губернского предводителя, влюблённость героя, потрясение от жестокости случившегося после бала.)

– Какие жизненные источники легли в основу произведения?

– Почему автор акцентирует внимание в заглавии на событиях, происшедших “после бала”? (Происходит событие, изменившее жизнь героя.)

III. Настрой на активное и сознательное усвоение нового материала

Создавая художественное произведение, писатель стремится не только выразить нахлынувшие на него мысли и чувства, но и выразить их так, чтобы они с наибольшей силой воздействовали на читателя. Художественное произведение не хаотическое собрание эпизодов. Каждая часть, каждый эпизод, их расположение и взаимосвязь способствуют раскрытию идеи писателя и помогают воспринять произведение как единое целое.

(Обратить внимание на эпиграф к уроку.)

Рассмотрим, как строится рассказ Толстого.

IV. Изучение нового материала

Беседа.

– Что такое композиция произведения? (Композиция – это построение произведения, расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий.)

– От чьего лица ведётся повествование в рассказ? (От лица Ивана Васильевича, пожилого человека, вспоминающего своё прошлое.)

– Что это был за человек? (Уважаем всеми, рассказывал он очень искренно и правдиво, видно, что он обладает богатым жизненным опытом.)

– Кто ещё участвует в разговоре? (Молодой человек.)

– В рассказе два повествователя, молодой человек начинает и заканчивает, а в середине рассказ Ивана Васильевича, получается рассказ в рассказе. Как называется такая композиция? (Кольцевая.)

Слово учителя.

Иван Васильевич рассказывает о событии, которое сыграло решающую роль в его судьбе. Это событие произошло в один день, а точнее ночь, и включает два эпизода. Какие это эпизоды? (Эпизоды бала у губернского предводителя и сцена наказания солдата.)

– Бал и наказание – в каком соотношении находятся эти слова? (Резкая противоположность.)

И такая резкая противоположность называется контрастом. (Словарная работа, определение записывается в тетрадь.)

Этот композиционный приём использует Толстой в рассказе, а с какой целью, мы должны выяснить.

Практикум.

Цель: выбрать из сцен бала и наказания языковые средства, с помощью которых писатель противопоставляет эти картины.

(Детям выдаются карточки с заданиями) См. Приложение 1.

Наблюдение над текстом, сравнить сцены на балу и после бала.

Работа с книгой по вариантам по плану:

а) краски, цветовая гамма этих эпизодов;
б) описание внешности главного героя эпизода;
в) звуки, характер музыки;
г) внешность и поведение полковника;
д) психологическое состояние рассказчика.

Сравнение отобранного материала и заполнение на доске таблицы, по мере ответов на вопросы:

На балу. После бала.

– Какими эпитетами обрисован праздник у предводителя?

– Как описывается площадь? (Контраст).

– Какой мы видим Вареньку в сцене бала?

– Как выглядит наказываемый? (Контраст)

– Музыка на балу и после бала.

– Какие инструменты? (Контраст).

– Каким предстаёт перед нами на балу полковник?

– Как он относится к дочери, к гостям?

– На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на балу? (Заботливый, внимательный отец, домодельные сапоги, чтобы одевать и вывозить дочь. И Варенька платит ему любовью, гордится им.)

– Искренен ли он в своём отношении к ней и к другим участникам бала? (Полковник искренен на балу, он радостен, поступает по закону, замшевые перчатки натягивает на правую руку.)

– Какие качества его натуры проявляются в сцене на плацу? (Исполнительный, злой, жестокий, надо всё по закону, ревностный служака, верит в необходимость расправы над тем, кто преступил закон.)

– Так почему же так ведёт себя полковник в разных ситуациях? Можно ли назвать его двуличным человеком, лицемером?

(Словарная работа.)

(Полковник везде привык следовать правилам, обязывающим его вести себя соответственно месту. Полковник не является двуличным, лицемерным человеком, он просто строго подчиняет своё поведение принятым общественным законам.)

Психологическое состояние Ивана Васильевича.

– Чем объяснить, что в сцене бала всё окружающее герой воспринимает с восторженным умилением?

– Что испытывает Иван Васильевич, видя наказание и полковника, командующего сценой расправы? (Контраст.)

На балу. После бала.
чудесный туманный
прекрасный пустынный
знаменитые большое, чёрное
великолепные оголённый по пояс
белое что-то страшное
розовый сморщенное
высокая, стройная пёстрое, мокрое
сияющее, зарумянившееся красное неестественное
милые, ласковые спотыкающийся
весёлые жёсткая нехорошая
мазурки неприятная визгливая
красивый, статный высокая статная
высокий, свежий твёрдая подрагивающая
румяное румяное
радостная, ласковая сильная
блестящие гневный
весел, добр самоуверенный
доволен, счастлив тоска физическая
восторженное умиление ужас

– Понял ли рассказчик причины противоречий в характере полковника? (Искренность полковника в разных ситуациях больше всего ставит в тупик И.В. Он до самой старости не смог постигнуть механику нелепо устроенного общества, сохранил веру в то, что всё зависит от случая.)

– В чём же корень противоречий, по мнению Толстого? (Толстой разоблачает объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге. Деятельность таких нерассуждающих и ревностных исполнителей, как полковник, служит сохранению и утверждению несправедливого общественного устройства.)

– Согласны ли вы с писателем?

Вывод:

– Так почему же Толстой противопоставляет друг другу две части рассказа и в описаниях использует контрастные краски? (Контрастное изображение – это важный прием для постижения идеи рассказа. Эти сцены органически связаны Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа.)

Запись в тетрадь вывода.

Контрастное изображение героев, их психологическое состояние, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и то же время обнажить социальные противоречия в царской России.

– Попробуем поменять местами сцены бала и наказания.

– Что изменится? (Такая перестановка разрушает художественное целое и противоречит замыслу писателя.)

V. Закрепление изученного материала

– В чём же особенности композиции рассказа?

– Какой художественный композиционный приём использует Толстой в своём рассказе?

– С какой целью автор применяет контрастное изображение?

– Что общего в композиции повести Пушкина “Капитанская дочка” и рассказа Толстого “После бала”?

– Почему рассказу о жизни Гринёва в Белогорской крепости до её падения, охватывающему период около года, Пушкин уделяет столько же места, как и эпизодам встреч Гринёва и Пугачёва после покорения крепости, хотя эти встречи происходят на протяжении суток?

VI. Домашнее задание

– Выучить определение контраста, композиции.

– Приготовить связный рассказ “Полковник на балу и после бала”.