Закрепление таблиц умножения и деления в 3-м классе. Тема: "Путешествие на космическом корабле"

Разделы: Начальная школа


Тема: Закрепление таблиц умножения и деления. (Путешествие на космическом корабле.)

Цели:

1) закреплять знание таблиц умножения и деления;
2) совершенствовать умение решать задачи;
3) развивать вычислительные навыки, умение рассуждать, решать уравнения;
4) повторять геометрический материал (нахождение периметра и площади прямоугольника);
5) развивать интерес к математике, активность и внимание учащихся.

Оборудование:

1) плакат с изображением космического корабля;
2) магнитофон, кассеты с музыкой;
3) карта «Солнечная система»;
4) рисунки с изображением планет;
5) сказочные герои: Знайка, Незнайка, Лунтик, пчелка Мила, Доктор Айболит (мягкие игрушки);
6) листочки с заданием доктора Айболита;
7) памятки «Как сохранить здоровье» для каждого ученика.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель (У): Внимание! Внимание!

Прозвенел звонок!
Он зовёт нас на урок!
Проверь, дружок!
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Есть у нас девиз такой:

Дети (Д) (хором):Всё, что нужно, под рукой!

2. Сообщение темы и целей урока

У: Сегодня на уроке математики мы совершим необычное путешествие, во время которого проверим ваши знания таблиц умножения и деления.

«Таблица умножения
Достойна уважения.
Она всегда во всем права:
Чтоб не случилось в мире, -
А всё же будет дважды два
По-прежнему четыре».
(С. Маршак)

У: Таблицу каждый должен знать обязательно на «5». Ребята, во время путешествия проявите внимание, трудолюбие, сообразительность. На космическом корабле мы сейчас отправимся на планеты Солнечной системы.

(На доске висит плакат с изображением космического корабля.)

У: На каждой планете мы встретим сказочных героев, которые очень нуждаются в вашей помощи. Надеюсь, что вы не оставите в беде своих сказочных друзей. Вы должны им помочь. А в чём заключается ваша помощь, вы узнаете чуть позже. Чтобы благополучно вернуться на Землю, надо справиться со всеми трудностями и заданиями. Итак, вы готовы?

Д: Готовы!

У: Приготовились! Космический корабль «Заря» готов к взлёту. Пристегнули ремни! Вместе со мной произносим последние секунды перед взлётом. Начинаем с 10.

Д (хором вместе с учителем произносят слова): 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Пуск!

(Включается магнитофон с космической музыкой.)

3. Сообщение на тему «Солнечная система»

(На доску вывешивается карта «Солнечная система».)

У: Ребята, планеты различны по размерам. Их делят на 2 группы. Первую составляют планеты – гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Они состоят в основном из воды и газов. Вторая группа – планеты земного типа: Меркурий, Венера, Земля, Марс. О строении Плутона пока неизвестно. Меркурий, Венера, Земля и Марс расположены ближе всех к Солнцу. Они состоят из тугоплавких каменистых веществ, металлов и их соединений с кислородом. Вся Солнечная система: само Солнце, планеты, кометы – входят в состав огромной звёздной системы – Галактики.

(Музыка выключается.)

4. Устный счёт

У: Итак, мы останавливаемся на планете «Меркурий».
(На магнитную доску прикрепляется большой рисунок планеты. Рядом расположен сказочный герой – мягкая игрушка «Знайка».)

У: Ребята, Знайка просит оказать ему помощь. Он очень хочет вернуться на Землю, домой. Но злой волшебник заколдовал его. Чтобы колдовство исчезло, надо выполнить Устный счёт под руководством Знайки.

1) Найдите значение выражений (учитель читает примеры вслух, дети отвечают):

а) увеличить 9 в 4 раза; (36)
б) найти частное 49 и 7; (7)
в) произведение двух чисел равно 35, первый множитель – 7. Найдите другой множитель; (5)
г) Делимое 54, делитель 6. Частное? (9)
д) Чему равно произведение чисел 9 и 7? (63)
е) Частное 2-х чисел равно 7, Делитель 8. Найти делимое. (56)
ж) У Вани 30 досок. Сколько будок для собак он сможет сделать, если на одну будку идёт 5 досок? (6)

2) Задачи в стихах.

а) К трём зайчатам в час обеда
Прискакали три соседа.
В огороде зайцы сели
И по семь морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок? (42)

б) Мышка зёрна собирала,
По два зёрнышка таскала,
Принесла уж девять раз.
Каков Мышкин стал запас? (18)

У: Что помогает нам решать такие задачи?

Д: Таблица умножения.

У: Задание выполнено. Знайка освободился от чар злого колдуна. Он говорит вам «Спасибо». Летим дальше.

(Звучит космическая музыка.)

5. Работа над пройденным материалом

1) Решение примеров письменно

У: Мы приближаемся к планете «Венера».

(Рисунок размещается на доске, рядом с планетой - мягкая игрушка «Незнайка».)

У: Ребята, Незнайка решил проверить, все ли у нас в классе внимательные и сообразительные. Все ли дети желают учиться в школе? Покажите Незнайке свои знания, умения и навыки, полученные в школе. Для этого откройте тетрадки, запишите число. Решите примеры, записанные на доске. (Коллективно.)

(На отвороте доски записаны примеры.)

8 × 9 – 63 ÷ 9 = (65)
4 × 4 + 8 × 3 = (40)
7 × 8 – 24 ÷ 4 = (50)

 

72 ÷ 9 – 54 ÷ 9 = (2)
3 × 6 + 7 × 5 = (53)
6 × 8 + 7 ×3 = (69)

(К доске выходят по одному ученику и объясняют решения.)

У: Молодцы, ребята! Справились с заданием. Незнайка очень вами доволен. Летим дальше. (Музыка.)

2) Решение уравнений (самостоятельная работа)

У: Мы прилетели на планету «Марс».

(Вывешивается рисунок планеты «Марс», рядом мягкая игрушка «Лунтик».)

У: Ребята, вас встречает любимый сказочный герой – Лунтик. Он любит всех детишек с планеты Земля. Лунтик надеется, что вы поможете ему справиться с трудным заданием. Если мы поможем Лунтику, то он опять окажется на планете Земля, где ждут его все дети. Он так соскучился без них! Лунтик предлагает решить уравнения самостоятельно.

(На доске записаны уравнения.)

y × 6 = 42
56 ÷ x = 7
x ÷ 9 = 6

(Взаимопроверка уравнений.)

У: Как найти неизвестный множитель?

Д: Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.

У: Как найти делитель?

Д: Чтобы найти делитель, надо  делимое разделить на частное.

У: Как найти делимое?

Д: Чтобы найти делимое, надо частное умножить на делитель.

У: Молодцы! Лунтик благодарит вас за помощь и в ближайшее время он вновь будет на Земле. Полетели дальше. Давайте отдохнём.

3) Физкультминутка

(Звучит музыка.)

4) Решение задачи

У: Перед нами появилась планета «Юпитер».

(Рисунок планеты прикреплён на доске, рядом сказочный герой – пчёлка Мила.)

У: Вас встречает пчёлка Мила, подружка Лунтика. Она просит вас помочь решить задачу. Мила очень любит цветы, а задачка как раз про них. Но у неё не получается её решить. Слушайте внимательно.

(Учитель читает задачу.)

У: Задача. На клумбе росло 8 ромашек, а гвоздик в 2 раза больше. Сколько всего росло цветов на клумбе?

(Задача решается на доске и в тетрадках.)

У: Кто быстрее решит задачу, покажет мне тетрадочку.

(Выставление оценок.)

У: Задачу решили. Пчёлка Мила рада, что мы помогли ей. Отправляемся на другую планету.

(Звучит музыка.)

5) Нахождение периметра и площади прямоугольника

(На доске рисунок планеты «Сатурн», рядом игрушка – доктор Айболит.)

У: Ребята, посмотрите, кто-то машет нам руками. Кто же это? На нём белый халат.

Давайте подлетим поближе. Перед вами планета «Сатурн». Узнали сказочного героя?

Д: Это доктор Айболит.

У: Правильно. Доктор Айболит обещает вам дать рекомендации, как сохранить здоровье, если вы протянете ему руку помощи, поможете выполнить задание. Как только мы выполним задание, доктор Айболит окажется тут же на Земле. Его очень ждут лесные зверята. Вы согласны помочь Айболиту?

Д: Да, согласны!

(Каждому ученику учитель раздаёт листочки с заданием.)

У: Прочитайте задание вслух.

Д: «Начерти прямоугольник ABCD, длины сторон которого 7 см. и 2 см. Найди его площадь и периметр».

(Задание выполняется коллективно на доске и в тетрадях.)

У: Доктор Айболит говорит вам «спасибо» и каждому ученику раздаёт памятку «Как сохранить здоровье».

6. Итоги урока. Выставление оценок

У: Итак, наше путешествие по планетам Солнечной системы подходит к концу. Сейчас мы летим на космическом корабле на планету Земля. Чем же мы занимались во время путешествия, что повторили?

Д: Мы повторяли таблицы умножения и деления, решали примеры. Вспомнили решение уравнений. Решали составную задачу, находили периметр и площадь прямоугольника.

У: Что значит решить уравнение?

Д: Решить уравнение, значит найти такое значение x, при котором равенство будет верным.

У: Как найти площадь прямоугольника?

Д: Sпр. = a × b

У: Как узнать периметр?

Д: Pпр. = (a + b) × 2

У: Вы очень хорошо поработали на уроке. Многие получат хорошие оценки. Молодцы!

(Учитель оценивает работу детей.)

У: Наконец мы долетели до планеты Земля. Со счастливым возвращением с небес на Землю.

(В это время включается музыка, Вывешивается рисунок планеты «Земля», друг за другом появляются все сказочные герои).

У: Ребята, смотрите, а вот и наши любимые сказочные герои. Они все очутились на Земле. Из этого следует, что всем героям мы помогли. Они говорят вам всем «спасибо» за активную работу на уроке. На перемене можно с ними поиграть.

7. Задание на дом

У: Дома я предлагаю вам самостоятельно составить 9 примеров, используя таблицы умножения и деления. Урок окончен! Всем спасибо!