Урок-сказка в 7-м классе (на основе фольклорного материала). Тема: "Силы в природе"

Разделы: Физика


Форма: Путешествие в сказку.

Тип урока: Применение физических знаний на основе фольклорного и исторического материала.

Метод: Предварительный информационный поиск и его обработка.

Методическая цель: Внести образность в изложении темы, сделать урок интересным и эмоциональным, в увлекательной форме расширить и углубить знания, показав их применение.

Цель урока: Показать жизненную значимость и практическую ценность изучаемых сил.

Задачи:

Ι. Образовательные

1.Обобщить знания о силах на основе материалов, взятых из источников «Устного народного творчества», выявить особенность каждой силы.

2. Способствовать приобретению учащимися общеучебных умений: работать с хрестоматийной, научно-популярной и художественной литературой; готовить сообщения; подбирать и выполнять рисунки.

ΙΙ. Развивающие

1.Развивать логическое мышление, устную речь.
2. Интеллектуальные умения: обобщение, систематизация. Сравнение и т.п.

ΙΙΙ. Воспитательные

1.Формировать нравственные качества: уважительное отношение к женщине, любовь к своей Родине, к истокам православной культуры.

2.Содействовать проявлению актерских качеств личности, творческих способностей.

3.Приобщать к эстетическому восприятию окружающего мира, используя художественную литературу, живопись, скульптуру.

4.Воспитывать ответственное отношение к поручениям и чувства долга перед товарищами.

Оборудование к уроку: ТСО: видеомагнитофон, видеопроектор, магнитофон.

Оформление: картина И.Е.Репина «Бурлаки на Волге», Васнецова «Богатыри»,
В. Перова «Тройка», рисунки детей, игрушки.

Подготовительная работа: Класс перед уроком разделен на 3 группы, каждая готовит задания по данной силе.

1. Представить силу.
2. Показать её значение.
3. Найти в художественных произведениях, картинах.
4. Увидеть проявления сил в сказках, загадках, пословицах, поговорках.
5. Продемонстрировать с помощью игрушек.

План урока

Цель

Действия

1. Вызвать интерес

Зачитывается телеграмма

2. Создать образное представление

Музыкальное сопровождение и встреча с Гравитоном

3. Показать применение сил в далеком прошлом

Учащиеся представляют силы

4. Показать значение сил

Сила тяжести:

а) её исчезновение (сценка)
б) загадки

Сила трения:

а) сценка с Буратино
б) картины художников
в) скульптура «Медный всадник»

Сила упругости:

а) видеофильм
б) упругость зданий на примере Московского Кремля
в) игра на гитаре

5. Увидеть проявление сил в сказках, пословицах, игрушках

Соревнование «Кто больше?»

6. Обобщить все полученные знания

Сделать вывод

7. Вернуться к действительности из сказки и рефлексия

Музыкальное сопровождение
Тестирование

8. Закрепить полученные знания дома

Дети получают таблицу, которую надо заполнить дома

9. Подвести итог урока

Отметить хорошо приготовленные задания выставить оценки.

Ход урока

Организационный момент

Ребята, нам пришла странная телеграмма по такому адресу: Млечный Путь, Солнечная система, планета Земля, Евразия, Россия, Красноярский край, Инголь, школа ОАО «РЖД» №47, 7-й класс.

«Срочно приезжайте, ждем в гости. Гравитон»

А обратного адреса нет. Как вы думайте, откуда эта телеграмма может быть? Гравитон, значит, тот, кто управляет движением всех небесных тел. Значит, надо лететь в космос? Полетим? Я слышала, что у Гравитона есть дочери, вот и представился случай нам с вами поближе с ними познакомиться. С этой целью мы и отправимся к ним. Приготовились!

(Звучит музыка. На экране появляется Гравитон, и выходит ученик, играющий роль Гравитона.)

Сказка начинается

Учитель: В некотором царстве, в некотором государстве жил был король с необычным именем Гравитон и королева Гея. И было у них 3 дочери: Сила Тяжести, Сила Трения и Сила Упругости.

Гравитон: Приветствую вас, дорогие гости! Я – Гравитон, владею всем миром. У нас есть дочери. Дочери вы мои милые, дочери красивые, вырастили мы вас добрыми, трудолюбивыми, умными. Пришла пора искать для вас женихов. И мы пригласили к нам гостей. Расскажите им о себе.

Сила Тяжести: Я – Сила Тяжести, т.е. сила, с которой Земля притягивает к себе все тела, подобно тому, как дети тянутся к своей матери. Это свойство Земли было замечено нашими предками очень давно. Землю они называли Матерью и относились к ней с величайшей любовью. А в глазах наших предков женщина – мать было существо священное, т.к. именно женщина хранит «золотой фонд» генов своего племени, народа, нации. А значит её, как и всё священное, требовалось особенно бережно охранять, и мужчины стремились сохранить самое ценное, чем обладал народ, сохранить духовную и физическую красоту будущего поколения.

Так же и относились к Земле. Более того, они считали Землю и Небо двумя живыми существами, супружеской парой, чья любовь и породила все живое на Земле. Бога Неба называли Сворогом или Стрибогом, а Солнце, Молнию и Огонь – сыновьями Неба и Земли.

Землю до сих пор называют Матерью, земля - матушка, только мы не всегда обращаемся с ней, как положено почтительным детям.

Сила Трения: Третьим сыном Неба и Земли для древних славян был Огонь. Особую Священную силу приписывали Огню, полученному самым первобытным способом – с помощью силы трения.

Отгадайте загадку: «Били меня, колотили, во все чины производили, на престол царём посадили…». И здесь без меня не обойтись. Ведь великий каждодневный труд стоял за обработкой льна: его мочили, сушили, мяли, трепали, чесали. Процесс чесания льна назывался «мыканьем».

Никакая рубаха не могла сравниться с льняной, зимой хорошо согревает, а летом дает прохладу. Знатоки народной медицины утверждают, что льняная одежда сохраняет здоровье.

Сила Упругости: Я – Сила Упругости. Возникаю при деформации тел. Возникновение силы упругости использовали древние славяне при изготовлении лук для стрел. На Руси умели делать луки, способные стрелять в мороз, жару и под дождём. Сохранился летописный рассказ о зимнем бое с татарами в 1444 году. Из-за страшного мороза татары не смогли стрелять, а наши воины успешно обстреливали врагов, специально сделанными стрелами.

Русские богатыри тоже использовали силу упругости, вот вы видите на картине Васнецова «Богатыри», что у Ильи Муромца и Алеши Поповича имеются луки и стрелы.

Герои русских народных сказок тоже не обходились без силы упругости. Например, Иван - царевич, выстрелив из лука, нашел себе невесту - царевну - лягушку.

Учитель: Мы познакомились, Гравитон, с Вашими дочерьми, но нам интересно будет узнать, а что же умеют они у Вас делать?

(Появляется Змей- Горыныч на экране и уносит Силу тяжести под тревожную музыку.)

Учитель, обращаясь к Гравитону: Ваше Величество, к вам Баба Яга пожаловала.

Баба Яга: Это что за безобразие! Я ступу свою винила, которая мне верой и правдой 300 лет прослужила, а это, оказывается, Сила тяжести разленилась! Я из-за этого Аленку с её братцем так и не поймала, потому что ступа моя вниз не опускалась. Тебе Гравитон все сказки переделывать придется.

Лиса: Гравитон, что это такое? Я вороне уже все лестные слова, какие только знаю, сказала, а сыр все равно не падает вниз. Сделай что-нибудь, верни Силу тяжести!

Учитель: Ваше Величество, тут странное существо какое-то. На слона похоже, но не слон.

Ученик в противогазе: Гравитон, что происходит? Молекулы воздуха покидают нашу планету и рассеиваются по всему космическому пространству. Атмосфера исчезает, я вот кое-как приспособил себе кислородную подушку, но это ведь ненадолго. Катастрофа! Мы погибли!

Учитель: Гравитон, вам телеграмма пришла.

Гравитон (читает): «Перестали течь реки, гидроэлектростанции остановились, света нет, огонь гаснет, связи нет. Министр связи».

Гравитон: Да, беда, беда! Как вернуть Силу Тяжести?

Учитель: Надо преодолеть трудности. А это значит, разгадать загадки!

1. Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река) Под действием какой силы река бежит?
2.Упадет – поскачет, ударишь – не плачет? (Мяч) Какая сила помогает прыгать мячику?
3. Какая обувь в огне изготовляется и с ног не снимается? (Подковы) Зачем их делают?

- А вот и сила тяжести, оказывается без неё нам не прожить, вы согласны, ребята?

В чём её значение? (Делается обобщение.)

Так ли трудолюбива сила Трения?

(Выходит Буратино.)

Буратино: И с места не сдвинешь! Я здесь где-то свою монетку закопал. А все потому, что сила трения большая. Если бы не было трения! Только нажмешь пальцем, а он как бы начал двигаться, как начал! А тут… Очень вредная вещь - трение.

Сила Трения: Неужели все-таки вредная? А я тебе скажу, что она очень полезна.

Буратино: Не думаю. Вот видишь, я не могу сдвинуть ящик.

Сила Трения: Но без трения тебе это тоже не удастся сделать. Вспомни, легко ли ходить по гладкому льду? Без трения человек не смог бы ходить, машины ездить.

Буратино: А все-таки вредно. Посмотри, как подметки стерлись. А не было бы трения, всю жизнь можно было бы ходить в одних ботинках.

Сила трения: А если бы трения не было, вообще бы нельзя было сделать ботинки.

Буратино: Почему?

Сила Трения: Да потому, что нитки в швах не держались бы, гвоздики выскакивали бы из кожи.

Буратино: Я бы их связал веревкой.

Сила Трения: Узел тоже не держался бы. Он ведь удерживается только трением.

Буратино: Все-таки трение вредно! Видишь, локти совсем стерлись. И все из-за трения.

Сила Трения: Возьми иголку и зашей. А если бы трения не было, ты не смог бы не только зашить рубаху, но даже не удержал бы в руке иглу. Да и вообще, ничего бы не смог держать.

Буратино: Как это так? Все выдумываешь!

Сила Трения: Попробуй. (Дает бутылку, смазанную мылом.)

Буратино: Да, скользкая, а все равно, трение вредно!

Сила Трения: А вы как думайте, ребята?

Ученик из второй группы: Я думаю, что вредно.

Посмотрите на картину «Бурлаки на Волге». (Рисунок проецируется на экран)

И. Е. Репин изобразил, как трудно приходилось бурлакам тянуть баржу с грузом, преодолевая силу трения. Художник изобразил своеобразие каждого персонажа. Вот профиль высокого худого человека с папиросой - это явно лентяй. Вот покорное мудрое лицо бородатого мужчины.

А вот ещё на картине В. Перова «Тройка» мы видим, как трудно приходилось детям тянуть большую бочку с водой, преодолевая силу трения.

Ученик: А я думаю, что надо знать, как можно изменить силу трения, тогда она не будет вредной. Например, при строительстве памятника Петру I, для пьедестала надо было доставить монолитную гранитную глыбу, весом более тысячи тонн, в Петербург. Как же в 18 веке, не имея ни мощных тягачей, ни подъёмных кранов, люди могли совершить такое чудо?

Оказывается, смелый остроумный проект передвижения дал кузнец. Он предложил перекатить камень на специально отлитых бронзовых шарах, заключенных в салазки. Салазки представляют собой большие бревна с выдолбленными вдоль них желобами, обитыми внутри медью. Гранитную глыбу поместили на помост из нескольких рядов плотно уложенных бревен, под которыми находились желоба с шарами. Несколько мужиков должны были все время смазывать шары говяжьим салом, чтобы трение было меньше, и переставлять их вперед после того, как глыба пройдет через них. 120 дней путешествовал так по суше Гром-камень.

Небывалый успех русской техники был отмечен особой медалью с надписью «Дерзновению подобно 1770 год».

(На фоне музыки, на экране памятник Петру I.)

И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу,
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно;
Ногою твердой стать при море.
(А.С. Пушкин)

Учитель: Да, мы видим, что без силы трения нам не обойтись. В чём её значение?

(Делается обобщение.)

А третья дочь, у Вас Гравитон, наверное, самая ленивая?

Баба Яга: Беда! Гравитон, крыша проваливается, дворец сейчас рухнет прямо на нас, упругость исчезла в колоннах, сейчас всех придавит!

Гравитон: А ты, баба Яга, не обманываешь? Я тебя знаю!

Я сейчас посмотрю в волшебное блюдечко и увижу всё, что происходит в моем королевстве.

(Видеофильм из спортивного зала, записанный на видеокамеру ранее.)

- Ох, уж эта баба Яга! Все в порядке, коли дети играют и прыгают.

Ученик из 3-й группы: Кроме того, что сила упругости возникает при игре с мячом, она играет важную роль при постройке зданий, например, посмотрите (на экране): вот Московский Кремль, раньше он был деревянным, а в 1365 году сильно пострадал от пожара, и тогда князь Дмитрий Иванович Калита принял решение возвести каменные укрепления. Всю зиму 1367 года из села Мячково, что находится в 30 верст от Москвы, возили на санях известняк, а весной начались строительные работы. Упругость таких стен была больше, но в 1485-1495 годах при князе Иване ΙΙΙ были возведены новые стены, которые сохранились до наших дней.

Вот вы видите эти стены, протяженность которых 2235 м., а ширина от 3,5 до 6,5м. (27,5га).

Ученик: Благодаря силе упругости мы можем играть на гитаре и балалайке. (Играет.)

Учитель: Сила упругости тоже трудолюбива. Вы согласны, ребята? (Делается обобщение.)

Гравитон: Дочери у меня одна важнее другой и всё время спорят, кто нужнее?

Учитель: Давайте, разрешим спор: проведем конкурсы рисунков из сказок, пословиц, игрушек.

(Рисунки, дети готовили до урока, форматом 50 X 70 см. Приложение)

(За каждый ответ группа получает звездочку.)

Группа силы трения:

1. Кошка за жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, но не просто преодолеть силу трения - только совместными усилиями, вместе с мышкой удалось осилить силу трения.

2. А вот в басне Крылова, воз и ныне там, так как действия сил направлены в разные стороны, а их равнодействующая равна нулю. Силу трения преодолеть не удалось. Когда в товарищах согласия нет - на лад их дело не пойдет.

3.

Свинья под дубом вековым
Наевшись желудей досыта, до отвала
О том не зная, что силу трения уменьшает
Когда рылом подрывать у дуба корни стала
«Ведь это дереву вредит»
Ей с дубу ворон говорит.
(Уменьшив трение, дуб тут же упадет да и засохнет.)

Группа силы тяжести:

1. В басне Крылова хитрая лиса знает, что сила тяжести ей поможет: «Ворона каркнула во всё воронье горло, сыр выпал…»

2. Баба била - не разбила, дед бил – не разбил, а мышке стоило хвостиком сдвинуть яичко с места, а сила тяжести тут как тут, она знает своё дело. Упало яичко и разбилось.

3. В сказке В. М. Гаршина «Лягушка - путешественница» не смогла промолчать, чтобы не похвастаться, что это она придумала такой способ путешествия и поплатилась за это. Под действием силы тяжести тут же полетела вниз, но явление инерции спасло её, т.к. она упала в болото за деревней.

4.

Эх, бескрылый человек,
У тебя две ножки.
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки.
А я маленький совсем,
Зато сам я мошек ем.

Пел маленький Пудик в рассказе «Воробьишко» М. Горького и вывалился из гнезда, он ещё не знал, что если маму не слушаться, то силу тяжести трудно преодолеть. И кошка его чуть не съела.

Группа силы упругости:

1. В сказке С. Михалкова «Три поросенка» только Наф-наф знал, что если сила упругости большая, то в таком доме и серый волк не страшен.

2. В русской народной сказке Иван – царевич натянув тетиву. Создал такую силу упругости, которой как раз хватило, чтобы стрела долетела до Царевны-лягушки.

Учитель: «Пословица не даром молвится» говорят в народе. Через них передается житейская мудрость, и мы часто используем их в быту. А с физической точки зрения давайте посмотрим на них.

Сила Трения:

1. Сухая ложка рот дерет. (Большая сила трения.)
2. Идет как по маслу. (Масло уменьшает трение.)
3. Скрипит как не смазанная телега. (Надо уменьшить силу трения.)
4. Скользкий как налим. (Малое трение.)
5. Коси коса, пока роса; роса долой и мы домой. (Увеличивается трение – трудно косить.)
6. Корабли спускают, так салом подмазывают.

Сила Тяжести:

1. На гору 10 тянут, под гору один столкнет. (Сила тяжести поможет.)
2. В гору бегом, а с горы кувырком. (Под действием силы тяжести.)
3. Яблоко от яблони недалеко падает. (Сила тяжести всегда направлена вниз.)
4. На полугорьи воз не останавливают. (Упадет под действием силы тяжести.)
5. Кабы знать где упасть, так соломки бы припасть. (Сила тяжести действует повсеместно.)

Сила Упругости:

1. Так гни, чтобы гнулась, а не так, чтобы лопнуло. (При большой силе упругости тело может разрушиться.)
2. Где тонко там и рвется. (Сила упругости маленькая.)
3. Выше себя – не прыгнешь. (Трудно создать силу упругости больше, чем сила тяжести.)

Учитель:

На игрушки ты внимательно смотри
И подумай, что у них там есть внутри.
Тот, кто ими обладает,
Он ведь с физикой играет.

(Дети показывают и рассказывают об игрушках, которые принесли на урок, объясняя принцип действия с физической точки зрения.)

(Подсчитывается количество заработанных звездочек и определяется победившая группа.)

Делаем вывод: все силы в природе важные и нужные, и все взаимосвязаны, одна не может существовать без другой.

- Загостились мы однако, пора и возвращаться домой. Приготовились!

(Звучит музыка, возвращаемся в класс.)

Учитель: мы побывали в гостях и многое узнали. Давайте проверим, так ли это. Я вам предлагаю выполнить тест.

Вариант №1

1. Вдруг Иван – Царевич говорит: «Стой! Перчатку обронил».

Под действием какой силы она упала?

2.

«Бедный поп
Подставил лоб.
С первого щелчка
Прыгнул поп до потолка»

Под действием какой силы?

3.

Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.

Какую силу увеличивают курьи ножки?

4. Сколько не бились сыновья – не смогли сломать веник, а по одному прутику легко переломали.

Какая сила уменьшилась?

5. Какую силу приходилось преодолевать Иванушке, допрыгивая на Сивке-Бурке до терема царевны?

Ответы: А. - Сила тяжести, Б - Сила трения, В. - Сила упругости.

Вариант №2

1. Надоело Колобку лежать, он и покатился. А сила …… была не большая, и он легко убежал и от зайца и от волка и от медведя.

2.

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.

Какая сила возникает при этом?

3. Возникновение какой силы не смогли правильно использовать Проказница Мартышка, Козел, Осёл да косолапый Мишка?

4. Какую силу преодолела Машенька, когда качалась на стуле Мишутки в сказке «Три медведя»?

5. Бежала мышка, хвостиком махнула – яичко упало и разбилось. Под действием какой силы?

Ответы: А. Сила тяжести, Б. - Сила трения, В. - Сила упругости.

Домой дети получают таблицу, которую нужно заполнить.

 

Сила тяжести

Сила трения

Сила упругости

Применялась в древности для …

 

 

 

Значение
в каких сказках встречаем?

 

 

 

Пословицы.

 

 

 

Подводятся итоги урока и выставляются оценки.

Литература

1. М. Семёнова «Мы – славяне». Санкт-Петербург, издательство «Азбука», 1997 г.
2. Большая серия знаний «Чудеса света», Москва, издательство «Мир книги», 2006 г.
3. С.А. Тихомирова «Физика в пословицах, загадках и сказках», Москва, издательство «Школьная пресса, 2002 г.
4. Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина «1000 загадок», Ярославль «Академия развития»,2002 г.
5. В.Я. Лыков «Эстетическое воспитание при обучении физике», Москва «Просвещение», 1986 г.
6. Э.М.Браверман «Вечера по физике в средней школе», Москва «Просвещение», 1986 г.
7. Газета «Первое сентября», приложение «Физика» №44, 1996 г.