Разработка урока по физике в 7-м классе на тему "Плавание судов"

Разделы: Физика


Если ты родился моряком,
Ждут тебя моря и океаны,
Станешь настоящим мужиком,
Скоро поплывёшь через туманы!

Цели урока:

  • Систематизировать и обобщить знания учащихся об архимедовой силе и условиях плавания тел.
  • Рассмотреть физические способы плавания судов.
  • Формировать умения делать логические выводы, уметь применять полученные знания для объяснения явлений, происходящих в природе и технике.
  • Продолжить формирование познавательного интереса к предмету “Физика”; познакомить учащихся с практическими применениями закона Архимеда в технике.

Дидактический тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-беседа с элементами поиска.

Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, лист металлической фольги, коробочка из металлической фольги, карточки с заданиями, компьютерная презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания. (Приложение №1)
  1. Как называют силу, которая выталкивает тела, погруженные в жидкости и газы?
  2. Причина возникновения выталкивающей силы?
  3. Как подсчитать архимедову силу?
  4. При каком условии тело, находящееся в жидкости, тонет? всплывает? плавает?
  5. Из какой сказки отрывок?

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет
А.С. Пушкин “Сказка о царе Салтане”)

  1. При каком условии можно плыть на бревне? (отрывок из стихотворения Н.Некрасова “Дед Мазай и зайцы”)

Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нем.
“Взял бы я вас - да потопите лодку!”
Жаль их, однако, да жаль и находку –
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок.

  1. Физический диктант – по карточкам (Приложение № 2)
  2. Новый материал. (Приложение №1)

Вопрос: Где в технике учитываются архимедова сила и условия плавания тел? При постройке кораблей. Раньше делали деревянные корабли и лодки, и они плавали в воде.

Металлические корабли тоже плавают, а ведь куски стали тонут в воде. Почему?

Демонстрация опыта (с листом фольги и коробочкой из фольги)

Вопрос: Почему лист фольги тонет в воде, а коробочка из фольги – нет? Здесь увеличивают объем, и архимедова сила увеличивается.

Итак, в судостроении используется тот факт, что путем изменения объема можно придать плавучесть практически любому телу.

Из истории плавания судов. (Приложение №1)

Основные понятия:

  • Осадка корабля - глубина, на которую судно погружается в воду.
  • Ватерлиния (нидерл. waterlinie) — линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна.
  • Водоизмещение судна - характеристика размера судна; количество воды, вытесненной плавающим судном.

Численно водоизмещение измеряется:

  • объемом воды, вытесненной судном (объемное водоизмещение) или
  • массой воды, вытесненной судном (массовое водоизмещение).
  1. Закрепление пройденного материала
  1. Как изменится осадка корабля при переходе из реки в море?
  2. Масса теплохода без груза, имеющего объем подводной части 104 м3 , равна 3∙ 10 6кг. Определить его грузоподъемность.
  1. Итог урока.
  • Оценки за урок. Рефлексия.
  • Что нового узнали для себя?
  1. Домашнее задание.

§ 51, упр.№26 (2)