Музей в Белорецком лицее-интернате

Разделы: Внеклассная работа


В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования.

Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края.

Школьный музей может быть лишь хранилищем тех или иных экспонатов. А может стать важной частью школьной жизни, эффективным средством воспитания и обучения. Именно таким музеем является музей лицея-интерната города Белорецка.

Музей Белорецкого лицея-интерната основан в 1971 году. Появился благодаря педагогам, ученикам, родителям. Все экспонаты в музее собраны ими. Экспонатов более 400.

Цель: Создание и развитие деятельности школьного музея, способного формировать патриотические чувства учащихся.

Задачи:

  1. Создать постоянный актив учащихся, способных вести под руководством систематическую поисковую и исследовательскую работу, участвовать в комплектовании, учете и хранении фондов, в показе и пропаганде собранных материалов.
  2. Знакомить детей с экспозицией музея.
  3. Продолжить работу над изучением истории, приобщением к материальной и духовной культуре башкирского народа.
  4. Участие на городских и республиканских мероприятиях.
  5. Организация временных выставок.
  6. Пополнение музейного фонда.

Музей лицея-интерната, можно назвать “живым”, потому что создан руками детей и педагогов. На сегодняшний день оформлены следующие разделы (см. Приложение):

  1. Интерьер башкирского жилища.
  2. Домашняя утварь
  3. Тайны забытого ремесла.
  4. Орудия труда.
  5. Бортничество и пчеловодство.
  6. Одежда и украшения.
  7. Башкирские народные музыкальные инструменты.
  8. Город Белорецк и Белорецкий район.
  9. Животный мир Белорецкого района.
  10. Оружие в прошлом.
  11. Школа: вчера и сегодня.
  12. Уральские камни.
  13. Выпускники.

В работе использую различные формы и методы. Экскурсия – основная форма. Также работа с источниками, сообщения учащихся, уроки – спектакли, уроки-игры.

Через работу музея ученики привлечены к исследовательской деятельности по изучению духовной и материальной культуры башкирского народа. Музей тесно сотрудничает с ЦДЮТ и городским краеведческим музеем. Опыт городских краеведов и музееведов нам необходим. Благодаря их помощи грамотно построены экскурсии, занятия. С их поддержки участвуем в ежегодных краеведческих олимпиадах, музейных чтениях, смотрах. Есть результаты.

Изумительна по своей красоте природа Башкортостана. Лицеисты с большим удовольствием изучают природу, совершают походы. Так, летом 2004 года был организован поход по маршруту Белорецк – Тукан – Зигаза – Бакеево. Ученики побывали в самой глубинке Белорецкого района. Цель похода – знакомство с достопримечательностями местности, сбор экспонатов, поиск материала для написания исследовательской работы “ Зубай Утягулов”.

Экспонаты музея используются во многих мероприятиях, проводимых в школе, на уроках, внеклассных занятиях.

Таким образом, через ознакомление с народными играми, праздниками, обычаями, традициями наши воспитанники имеют возможность оценивать действительность, в которой отражается многовековая история башкирского народа. Каждое поколение, воспринимая определенные традиции, выбирает не только будущее, но и свое прошлое. Традиции, обеспечивают встречу поколений, воспроизводят, сохраняют и омолаживают культуру. Потеря традиций, отказ от них приводит к замыканию культуры в себе, потере прошлого и возможностей его обновления. Я вверена в том, что можно и нужно смело наводить мосты с прошлым. Без прошлого нет настоящего, и не может быть будущего.

В настоящее время школьные музеи стали понимать необходимость отражения в экспозиции истории своего края, своей школы. И местная власть начинает проявлять интерес к школьным музеям, потому, что это повышает ее имидж. Но имидж школьного музея повышается, если его деятельность основана на общемузейных правилах, если его руководители профессионально овладевают премудростями музейной работы.

Школьный музей сегодня – это не просто экспозиция, кружок, клуб. Школьный музей не вспомогательное, не дополнительное, а самостоятельное подразделение учебного заведения. У музея свои многообразные функции, одной из которых является образовательно-воспитательная. Школьный музей не только способствует учебному процессу, но и сам решает часто более эффективно, чем в классе на уроке, задачи образования и подготовки подрастающего поколения к жизни.

Что может быть выше любви к Родине, родному краю, людям, в нем живущим? Как в наше сложное время “посеять” в сознании школьников зерна исторической памяти, чтобы не стали они манкуртами, Иванами, не помнящими родства? Очень хочется верить, что именно школьные музеи помогут решить эти вопросы.

Участие школьных музеев в образовательном процессе способствует художественно-эстетическому, духовно-нравственному, патриотическому воспитанию и поисково-исследовательской деятельности учащихся. Оно дает возможность школьникам изучить историю родного края, творчество своих земляков писателей, поэтов и своего образовательного учреждения. Кроме того, музей позволяет разнообразить культурный досуг учащихся, способствует знакомству ребят с интересными людьми.

Таким образом, школьным музеям XXI века важно раскрыть духовный потенциал человека, научить созидать, развивать творческие способности, воспитывать эстетический вкус и создать условия для самовыражения. Зарубежные и отечественные исследователи подчеркивают, что деятельность современных музеев в целом необходимо рассматривать в тесной связи с реформами национальных образовательных систем.

Школьный музей является ключевым звеном в процессе передачи от поколения к поколению нравственных и культурных ценностей.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающий сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов источников по истории природы и общества, имеющий воспитательную и научно-познавательную ценность.

Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

В системе воспитательной работы школы миссия музея – быть активно действующим звеном в деле формирования личности. Благотворительная, социально значимая деятельность музея сплачивает и детей и взрослых, придавая образовательному и воспитательному процессу совершенно новое качество.

Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому. Это уважение начинается с семейных реликвий, с малых музейных коллекций. Воспитательная функция школьного музея в том, что он создает особую образовательную среду для формирования у учащихся целостного отношения к культурно-историческому наследию.

Музейная педагогика дает неограниченные возможности учителю для проведения нестандартных уроков. Это урок в музее, урок-описание экспоната музея, урок-защита проекта, презентация поискового материала, интегрированный урок с использованием музейных материалов. В частности, в музее проводятся уроки по Культуре Башкортостана, по рисованию, по истории Башкортостана, по башкирскому языку и литературе, также занятия в музее проводят педагоги дополнительного образования.

Цели, которые ставятся перед педагогом – это способность пробуждать интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции, это воспитание бережного, уважительного отношения к музейным памятникам как части культуры и формирование понимания единства природы и культуры.

Наша программа имеет следующие цели и задачи:

  • Совершенствование организации, содержания обучения и воспитания подрастающего поколения средствами туризма и крае ведения.
  • Воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края.

Деятельность школьных музеев постоянно расширяется и углубляется; возникают новые музеи, рождаются новые формы работы.

Полагается, что учителя в процессе своей творческой деятельности найдут немало новых вариантов использования музейных средств. Это расширит возможности музеев и усилит их обучающее и воспитывающее действие на юное поколение.

Литература:

  1. Кудрина Т.А. Музей и школа. – М. 1985.
  2. Рождественская СБ. Школьное краеведение. – М. ,1994.
  3. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных. – М., 1988.

Приложение