Интервью-проект как средство развития лингвокоммуникативной компетенции

Разделы: Русский язык


1. Вступление.

На данном этапе современный русский язык претерпевает значительные изменения в связи со стремительным развитием общества (общественно-политической, культурной, научной областей). Учащиеся, во-первых, испытывают определённые трудности, связанные с коммуникативной функцией языка. Им сложно самостоятельно выстраивать свою речь для длительного общения на разных уровнях (друг с другом, с представителями разных социумов). Во-вторых, они не могут включать в свой активный словарный запас современную общественно-политическую лексику.

Способы преодоления данных затруднений учащихся различны: уроки развития речи, творческие задания, выступления на семинарах, защита презентаций, международные проекты, интервью-проекты.

Мы выбрали интервью-проект как средство решения лингвистических проблем.

Итак, интервью-проект предполагает:

  1. Определение темы:
    • Взгляд политиков, общественных деятелей, представителей науки, искусства на экологическую проблему края.
    • Ассоциативный атлас восприятия (Россия в сознании представителей иностранных государств).
    • Дипломатическая миссия молодых калининградцев (выездной проект).
  2. Выбор участников проекта:
    • Учащиеся 8а, 10а, 10б классов, преподаватели, администрация гимназии,
    • Представители общественных структур на уровне региона,
    • работники дипломатических ведомств стран Балтийского региона: России, Литвы, Польши, Германии, Швеции.
  3. Сроки выполнения проекта – сентябрь 2007 года – март 2008 года.
  4. Формы предъявления результатов:
    • Творческие работы (путевые заметки, эссе, стихотворные произведения)
    • Пресс-конференции,
    • Фотовыставка,
    • Издания «Дипломатия юных»: опыт и перспективы»,
    • составления ассоциативного атласа восприятия России,
    • Защита презентаций в рамках семинара.

Мы выбрали основной формой предъявления результатов-интервью.

2. Цели и задачи проекта.

  1. Создать панораму точек зрения значимых личностей в пространстве региона по теме проекта «Взгляд политиков, общественных деятелей, представителей науки, искусства на экологическую проблему края».
  2. Познакомить с личностями, которые смогут повлиять на внутренний мир учащихся.
  3. Преодолеть психологический барьер общения (с педагогами, представителями различных общественных структур, политиками).
  4. Развить лингвистическую компетентность учащихся на основе работы с различными источниками информации: поиск информации через Интернет о выдающихся дипломатах прошлого и современности, о структуре дипломатических ведомств, о личностях предполагаемых интервьюиров.
  5. Научить составлять вопросы для интервью, обрабатывать материал, чётко и кратко формулировать мысль.
  6. Обратить внимание на слово как графический объект, внимание к орфографии и пунктуации, умение выбирать иллюстративный материал для презентаций.

3. Свою работу мы начали с планирования этапов деятельности.

1) Подготовительный этап – сентябрь-октябрь 2007 года.

  1. Мы начали свою работу с выездного проекта в посёлок Янтарный и Заостровье с целью определения проблемы, сбора фотоматериалов.
  2. Далее учащиеся работали над составлением вопросов для интервью. Трудности вызвали составление вопросов, выбор правильного ракурса ведения фотосъёмки. Для преподавателей сложность заключалась в определении круга лиц, к которым можно было обратиться с просьбой взять интервью. В этом нам помогло участие в проекте администрации гимназии, родителей учащихся, выпускников гимназии.
  3. Следующий важный момент – это создание информационного письма, вручение его интервьюиру. В письме указывается дата, время встречи. При вручении письма уточняются условия проведения встречи.
  4. Сообщение всем учащимся о встрече.
  5. Далее участники проекта непосредственно погружаются в тему: выясняют, что такое интервью (интервью – предназначенная для распространения в печати, по радио, телевидению беседа в форме вопросов и ответов с государственными или какими-либо другими деятелями).
  6. Учащиеся разработали круг вопросов для интервью. Накануне проведения каждой встречи создавалась примерная ситуация проведения интервью, где варьировался круг вопросов в зависимости от личности интервьюира (учитывался психологический тип человека, возможное эмоциональное состояние).

2) Второй этап работы – практический этап, который реализовывался поэтапно.

а)

  • Сбор материала на выездном проекте (посёлок Янтарное, Заостровье), обработка информации, проведение соц. опроса учащихся 10-11 классов, родителей учащихся, студентов первого курса КГТУ факультета биоресурсов.
  • Мастерская учебного поиска: «проблема сохранения памятников природы глазами современных калининградцев.» Учащиеся работали с текстами калининградских публицистов о памятниках природы, составили диаграмму соц. опроса, выполнили творческие работы «Путевые заметки», создали презентацию.
  • Продолжением нашей работы стал интервью-проект «Взгляд политиков, общественных деятелей, представителей науки, искусства на экологическую проблему края» (ноябрь 2007 года). Цель – выяснить и представить позицию деятелей науки и искусства на экологическую проблему калининградской области. Встречи планировались по-разному. Типы встреч с будущими интервьюирами.
  1. Импровизированная встреча в октябре 2007 года в Музее Мирового океана. Вечер памяти, посвящённый известному биологу и экологу нашего региона, где присутствовали преподаватели РГУ им. Канта, руководитель группы «Экозащита!», поэты, музыканты. Учащиеся смогли взять интервью у участников вечера памяти по интересующим вопросам.
  2. Встречи на рабочем месте. Учащиеся встречались с доцентом КГТУ членом-корреспондентом Международной академии ветеринарных наук А. Б. Муромцевым в ветеринарной клинике на улице Калязинской 4.
  3. Запланированная встреча в гимназии №40 с заместителем министра сельского хозяйства и рыбной промышленности Калининградской области М. Будурацким.

б) Продолжением нашей работы в интервью-проекте стали встречи с представителями дипломатических ведомств. Проект получил название «Дипломатическая миссия молодых калининградцев» (февраль-март 2008 года) и вошёл как часть в основной проект «Далоги о России: юные дипломаты – профессиональные дипломаты».

Цель:

  • выяснить, что включает понятие «образ России» в современной жизни,
  • выяснить, каково содержание понятий «детская дипломатия», «дипломатия юных», «личная дипломатия в современной жизни».

Осуществлялись встречи с представителями консульств стран Балтийского региона МИД России, которые планировались заранее по договорённости директора гимназии с представителями консульств.

Работа над этим проектом включала разные виды деятельности учащихся:

  1. Поиск информации через Интернет о консульстве, о времени его открытия в Калининграде, о представителях консульств, с которыми организовывалась встреча,
  2. Учащиеся специально разработали памятку-инструкцию проведения интервью, в которую включили вопросы интервью и правила дипломатического этикета,
  3. Изучались взгляды на историю, политику, культуру, искусство представителей дипломатических ведомств. С учётом этого составлялись вопросы интервью и прорабатывались ситуации ведения интервью.

Итоги второго практического этапа.

На основе материалов, полученных в практическом этапе проекта был создан ассоциативный атлас восприятия России в сознании представителей иностранных государств, представителей МИД России. Учащиеся получили представление о новом для них типе личности: общественного деятеля, дипломатического работника. Ученики извлекли для себя конкретный урок: человек, находящийся на государственной службе, реально приносит пользу своему Отечеству, обладает высокой культурой, эрудицией, он образован, интеллигентен. Каждый участник интервью-проекта имеет своё мнение о России, её культуре, истории. Результаты практического этапа нашего проекта были предъявлены на семинаре «Дипломатическая миссия молодых калининградцев» в Музее Мирового океана (25 марта 2008 года) и в Москве в МИД России.

3) Аналитический этап.

По результатам работы над интервью-проектом можно сделать следующие выводы:

  1. Учащиеся испытывали трудности лингвокоммуникативного характера. Было сложно составить вопросы для первого интервью, интерпретировать их в конкретной ситуации. Затруднение вызвала необходимость включения в свою речь общественно-политической лексики. Психологически было трудно преодолеть барьер в общении с людьми столь высокого ранга, учащиеся испытывали скованность, неуверенность в своих силах.
  2. Однако в ходе работы над проектом у учащихся появился интерес к проблеме, им важно было знать различные точки зрения по проблеме, выяснить, какой образ возникает при слове Россия у представителей стран Балтийского региона.
    Ребята преодолели психологический барьер (постепенно они научились свободно общаться по данной проблеме с представителями других государств, научились активно использовать полученные знания в общении, применять знания по дипломатическому этикету.
  3. Познакомились с личностями, которые повлияли на их внутренний мир (они поняли, насколько важно в наше время быть активной, разносторонне развитой личностью).
  4. Стали более корректно вести себя друг с другом и с окружающими.
  5. Ко второму этапу работы над проектом научились самостоятельно составлять вопросы интервью, формулировать главную мысль, самостоятельно выстраивать длительное общение на разных уровнях (с учителями, с администрацией гимназии, с представителями общественных и дипломатических структур).
  6. Обогатили свой активный словарный запас общественно-политической лексикой, увидели на практике специфику употребления разных стилей речи.
  7. Научились выбирать иллюстративный материал по проблеме, правильно выстраивать фразы для презентаций, обращая внимание на слово как графический объект, стали более внимательны к орфографии и пунктуации в создаваемом печатном тексте.