Игра в структуре семейного досуга

Разделы: Работа с родителями


Становление и развитие человека начинается в семье. Семья – это то первое социальное окружение, в котором человек усваивает нравственные основные ценности, получает первичные знания и обретает основные умения и навыки деятельности и общения, с которыми он потом входит в мир. Поэтому все, что будет недополучено в детстве, с большим трудом восполняется, а иногда и не восполняется совсем, в дальнейшей жизни. И потери эти во многом являются следствием того, что в семье отсутствовала совместная досуговая деятельность.

Если мы спросили себя, что делает ребенок, то получим ответ: он играет. Игра есть именно характерная для детства деятельность, и притом деятельность до крайности неутомимая, почти не знающая перерывов. Давно уже справедливо отмечено, что нормальный ребенок всегда занят и что скука и лень – почти всегда плод дурного воспитания.

Игровая и досуговая деятельность детей в большинстве семей не пересекается с досуговой деятельностью родителей. Часто родительское понимание воспитания не идет дальше того, что детей нужно увещевать и следить за тем, чтобы они не делали чего-нибудь недопустимого. Пока ребенок мал, с ним играют, забавляются. Недаром говорят, что первый ребенок – это последняя кукла. Но вот он начинает, проявлять самостоятельность и родители с радостью предоставляют его самому себе. Наступает такой момент, когда ему говорят. Что он уже большой и должен играть сам. Родителей можно понять. Кроме забот о ребенке у них масса других. Но ребенок по-прежнему требует внимания к себе. Он не может осваивать мир сам. Ему нужно отвечать на бесконечные «почему», принимать участие в его игре, сопереживать ей. Обычные реакции на такую детскую активность – «Не мешай папе, займись чем-нибудь сам. Тебе что, игрушек мало?» и т. п. Считается, что ребенку уделили достаточно внимания, когда приобрели много игрушек. Особенно дорогих, механических или электронных. Давно подмечено, что выбор таких игрушек диктуется не столько интересами ребенка, сколько самих родителей. Папа покупает дорогую машину, и первое время забавляется сам, а мама готовностью шьет платье для необычайно раздетой куклы. Потом происходит нечто с родительской точки зрения непозволительное. Дорогая машина оказывается разобранной, кукла в каких-то лоскутьях. Следует выговоры, наказания, угрозы никогда больше не покупать хороших игрушек и т.п.

Современное воспитание ведет к тому, чтобы ребенка нейтрализовать, задавить, уничтожить все, что есть воля и свобода, закалка его духа, сила его требований и стремление. Удобный. Ребенок – это ребенок, который играет сам, не портит игрушек, не строит из подушек пещеру, не превращает стулья в автобус, не устраивает демонстрацию мод из маминых туалетов и не катается нарядить кошку.

Воспитание в целом, как в семье, в частности, – это влияние. Влияние путем личного примера и созданием соответствующей обстановки, изменяя или направляя процесс формирования мышления, фантазии и действия детей.

Самые яркие впечатления у детей остаются тогда, когда они вместе с родителями ездят отдыхать. Дети с восторгом рассказывают о том, где они были и что видели, как вместе с папой и мамой обирали грибы, удили рыбу. Самые обыденные действия, такие, например, как собирание хвороста для костра или найденный гриб, которым взрослый не придаст никакого особенного значения, вдруг приобретут силу и вес как важнейшее средство воспитания.

Никакой мультфильм, никакая сказка не заменят собственных впечатлений, собственной живой мысли, собственного внимательного взгляда и собственного действия.

Начиная с 5-6 лет игрушка все меньше и меньше определяет игру и вес больше содержание игры определяет игрушку. Да и сама игрушка постепенно уходит на второй план, а затем и вовсе исчезает. Интерес переключается на действие с реальными предметами. Ребенок начинает придумывать различные сюжетные коллизии с действующими лицами, с их ролями, характером взаимоотношении.

Во многих семьях достаточно распространенным является взгляд на детскую игру как на пустое занятие: «чем бы дитя ни тенилось, лишь бы не лакало» Отсюда – некорректные замечания, требования, комментарии детской игры. (Зачем перевернул стул? И в кого же ты решил стрелять?) Поэтому дома дети облюбовывают для игры укромные уголки (за креслом, под столом на подоконнике).

Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях они еще «не доросли», а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, соподчинения, требовательности.

Все виды должны занимать достойное место в семейном воспитании, ибо каждая из них обладает своим преимуществом в развитии у детей тех или иных личных качеств и свойств. Вот, например, игры с конструктивным материалом. Какой простор для развития мышления, пространственного воображения, творчества они представляют! Однако в семье конструкторы покупают преимущественно мальчикам, ограничиваются каким-то одним типом конструктивного материала, не обучают детей техническим умениям, без чего поделки бедны по замыслу и воплощению.

Подбирая ребенку настольно-печатные игры, необходимо задумываться о разнообразии их типов. Настольно-печатные игры, как и другие игры с правилами, учат ребенка достойно принимать поражение, тем более что остается надежда, выиграть в следующий раз.

В памяти моей всплывают светлые воспоминания моего детства. Бывало, летом, после всех домашних забот, вместе с соседями играли в такие игры как "Лапта", "Былаах былдьаьыыта", "Казаки-разбойники". Мы жили около речки, и там была такая широкая полянка, где можно было провести ысыах. Участвовали все члены семьи. Соседские дети тоже были нашими ровесниками. Отец с матерью находили время поиграть с нами. Иногда устраивали эстафеты. Еще одним элементом соревнования являлись у нас награды победителям. Какой бы она ни была, получение было приятным. Ведь приз венчает победителя. Иногда мы делали его своими руками, а иногда был даже такой приз как "Мусэ".
Непременным спутником игры является смех, порождающий атмосферу веселья и хорошего настроения. В дружеской компании, собравшейся на досуге, самым почитаемым ее членом является тот, кто способен создать атмосферу веселья, кто всегда смело настроен. Именно такой человек мой отец. Он умеет вовремя шутить, "заводить".
По вечерам в нашем дворе собирались очень много детей и всегда играли в такие игры как, "Прятки", "Жмурки", "Дьаакып", "Хабырыыс уонна Хобороос", "Пионербол" и другие.
В ненастную погоду собирались у кого-нибудь дома и смотрели диафильмы, играли в "города и реки", "крестики-нолики", "хаамыска", "хабылык", "Республика". Но самыми привлекательными играми для нас были азартные игры. Это "Лото", "карточные игры".

Свято соблюдая традиции своего родного дома, в воспитании своих троих детей я всегда руководствуюсь примером моих дорогих родителей. Другими педагогами для меня стала семья Никитиных. Книга "Мы, наши дети и внуки для меня стала настольной книгой".

Длительные наблюдения в процессе работы с детьми убедительно показали, что дети охотно и с большим интересом обращаются к умственным играм. Поэтому в нашем доме много разных настольно-печатных игр, но дети быстро теряют к ним интерес. Поэтому мы пришли к выводу, что можно изготовить самодельные игры.
Из увиденных нами телепередач, как "Меморина", "Поле чудес", я с мужем изготовила игры способствующие всестороннему развитию детей. все наши игры просты в изготовлении и не требуют каких-то особых трудно добываемых материалов. Небольшого размера куски фанеры или ДВП, коробки из-под киндера, пенопласт, крышка от газированных напитков, коробки из шоколадных конфет, клей, скотч и краски. Вот основные материалы для большинства игр. Изготовление некоторых игр, в случае необходимости, можно значительно упростить, применяя вместо фанеры – картон, обклеенный белой или цветной бумагой. Такие игры можно сделать быстрее, но они не будут прочными, срок их действия очень ограничен.

Самой популярной игрой в нашей семье является игра «Весёлые кузнечики»

Дидактическая задача: Упражнять детей в сравнении предметов, изображённых на картинке, развивать внимание, память. Закреплять знание цифровых знаков.

Игровые правила: Находить парные картинки. Нашедший парную картинку, ребёнок продолжает игру дальше. Выигрывает тот, кто больше раскроет парных картинок.

Ход игры: Участвуют 2 или более детей. На столе разложены картинки, перевернутые. На обратной стороне изображены цифры. Дети сперва 2-3 минуты запоминают парные картинки, затем разворачивают в цифровую сторону. Первый ребёнок должен перевернуть одну картинку и попытаться найти её пару. Если находит – играет дальше, не находит – игра переходит ко второму ребенку. Победитель тот, кто найдёт больше парных картинок.

Многофункциональная математическая игра «Тиинчээн мэйии»

Дидактическая игра: Закрепить знания детей, полученные на занятиях математики. Формировать представления детей о свойствах предметов (величине, форме, количестве) Развивать внимание, сообразительность и память.

Игровое правило: К картинкам на большой карте подобрать тождественные карточки с изображением цифр с заданиями. Соблюдать правило в игре.

Игровое действие: находить карточки с изображением цифр и закрывать ими клеточки на большой карте. Соревнование – кто первый закроет клеточки.

Ход игры: В игре участвуют до 10 детей. Каждому игроку раздаются большие карты, в которых изображены: на левом верхнем углу – кошки разного цвета с разными выражениями, в правом верхнем углу – все цвета спектра и подходящие по цвету предметы и явления природы; в середине и на левом углу – цифры, где число изображенных предметов равняется данной цифре; в середине и на правом углу нарисованы ягоды, овощи и фрукты, некоторые из них не раскрашены (дети должны сосчитать); на нижнем левом углу – времена года и геометрические фигуры, на правом нижнем углу – величины. Ведущий медленно читает маленькую карточку, тот, у кого на большой карте отражается задание, получает карточку и закрывает ею клеточку. Побеждает тот, который первым закроет все клеточки. Если ребенок не сделает заявку вовремя, то проигрывает. После завершения игры дети переворачивают маленькие карточки. Там детям даются определенные задания на внимательность.

Не многим вероятно известно, что коробки от спичек, как и кубики, можно использовать для создания интересных и полезных игр и головоломок.

Из спичечных коробков, например, можно изготовить целый набор деталей для строительных игр. Если соединить их определенным образом. То потом из полученных элементов можно собирать различные по форме сооружения: дома, арки, башни, мосты и т.п.

Итак, родителям необходимо играть с ребенком. Без этого он не сможет полноценно овладеть игровой деятельностью, а будет только манипулировать игрушками. Нужно именно играть, а не включаться в игру по родительскому долгу. Не снисходить до детской игры, не ставить условия (например: поиграю только десять минут), а входить в замысел ребенка тактично направлять его, перевоплощается в образ, в общем, играть на равных, как того требует партнерские отношения. Ребенок ценит, когда взрослый соглашается играть с ним, отложив свои серьезные дела. Он интуитивно понимает, что к нему отнеслись как к равному, значимому: не пожалели своего "взрослого" времени. Это поднимает его в собственных глазах. И конечно наполняет сердце любовью к родителям.

Подводя итоги надо отметить то, что в последствии использование изготовленных много настольно-печатных и развивающих игр отмечается у детей рост таких психических процессов как память, внимание, сформируется сообразительность и умственная активность. Дети стали более сосредоточенными и самостоятельными.