Преподавание в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Тема. И. Токмакова.Ася, Кляксич и буква «А»

Главная дидактическая цель: формирование навыков осознанного чтения и умения самостоятельной работы с текстом.

Цели урока:

  • Познавательный аспект:
    • формирование общеучебного умения осознанного, правильного чтения сказки;
    • формирование практических действий с учебным материалом.
  • Развивающий аспект:
    • развитие речи учащихся;
    • формирование действий контроля и самооценки;
    • развитие умения высказывать свою позицию, аргументировать свое мнение.
  • Воспитательный аспект:
    • воспитание внимательного отношения к мнению одноклассников, требовательности к себе и другим, радости сопереживания успехам товарищей;
    • коммуникативный аспект: создать условия для сотрудничества в группе.

Задачи:

  • выработать умение – способ осознанного чтения;
  • формировать умение видеть заголовок и понимать его роль;
  • формировать элементарные умения ориентировки в структуре текста, его понимании.

Форма урока: коллективная.

Вид урока: практический.

Метод обучения: проблемный.

ХОД УРОКА

I. Самоопределение к деятельности

– Ребята, какой урок провести сегодня? (Познавательный, интересный и т.д.)
– Как вы будете помогать мне и друг другу в проведении такого урока?
– Что будем оценивать?

II. Актуализация и мотивация

– Послушайте, пожалуйста, стихотворение В. Лукина «Само и сами»

Ничто никогда не выходит само.
Само не приходит к нам на дом письмо.
Само не способно смолоться зерно.
Само стать костюмом не сможет сукно.
Само не умеет свариться варенье.
Само не напишется стихотворенье.
Мы делать все это обязаны сами –
Своей головой и своими руками!

– Как же вы сегодня будете работать? (Самостоятельно, в группах)

III. Целеполагание

– В сказочной школе идет урок литературного чтения. Учитель Бегемот просит Незнайку, Буратино и Чипполино прочитать рассказ. Сказочные герои читают рассказ. После чтения рассказа учитель задает Незнайке вопрос по прочитанному, но Незнайка молчит, он не может ответить на вопрос.
– Как вы думаете, ребята, Почему Незнайка не смог ответить на вопрос учителя? (Он не понял, о чем читал).
– А вы можете ему помочь? Как? (Не знаем) Почему? (Надо выработать способ понимания).
– Какова же цель нашего урока? (Учиться понимать текст). На какие же вопросы мы должны ответить в конце урока, чтобы помочь сказочным героям? (Как научиться понимать прочитанное)

На доску прикрепляется плакат.

Понимание прочитанного

IV. Работа по теме урока

1. Работа по знакомству с текстом и формирование элементарных умений ориентировки в его структуре, понимании. Работа в группах

Задание 1.

Прочитайте рассказ. Выберите заглавие. Соедини его карандашом с текстом рассказа. (Приложение 1)

(Листочки с выполненной работой прикрепляются на доску.)

2. Обсуждение проделанной работы:

а) аргументация учащимися выбранного заголовка;
б) определение действий-способов работы.

– Расскажите, какие действия вы выполнили, чтобы выбрать заголовок. (Отчеты групп).

Ранжирование выполненных действий

– Какой можно сделать вывод?
Д. Чтобы подобрать заголовок к тексту мы должны:
1. Прочитать текст.
2. Ответить на вопросы по его содержанию (Что случилось?)
3. Прочитать предложенные заголовки, подумать, какой больше подходит к данному тексту. Почему?
4. Проверить себя (перечитать текст).

– Можем ли мы пользоваться этим способом при работе с любым текстом?

Задание 2. (Приложение 2)
Посмотрите на задание 2. Есть ли у текста заголовок? (нет). Ваша задача: придумать заголовок к рассказу, пользуясь выработанным вами способом. (Работа в группах)

Отчет (листочки с выполненной работой крепятся на доску).
– Как вы действовали? Расскажите.

(На доску прикрепляются карточки.)

– Обязательно ли надо проверять себя? (Да)

3. Восстановление деформированного текста. (Приложение 3)

(И. Токмакова «Аля, Кляксин и буква «А»)

Текст каждой части дан на отдельных листочках.

Задание 3.

Карточка 3.

– Наведите порядок. Расположите части так, чтобы получился связный текст. Для этого установите, что было сначала, затем, в конце. (Наклеить части текста на лист)
– Проверьте себя по учебнику – с.9 (чтение вслух получившихся текстов)
– У какой группы получился правильный текст? Расскажите, как действовали. Какой способ работы с текстом у вас получился? (Карточки крепятся на доску)

img3.gif (2070 bytes)

Самоконтроль

– Перечитайте текст. Проверьте себя (понимание предметного содержания).

Выберите правильный ответ:

1) Буква А была очень довольна:

1. Да
2. Нет
3. Не знаю

2) Кляксин старается помирить буквы:

1. Да
2. Нет
3. Не знаю

V. Обобщение

– Решили мы задачи, которые определили в начале урока?
– Сколько способов мы открыли сегодня?
– Можем теперь дать рекомендации Незнайке?
– Что же нужно делать, чтобы лучше понять то, что читаешь?
– Можно ли по заголовку определить, о чем пойдет речь?
– Можно ли поменять местами шаги 1 и 3? (можно) Почему?

VI. Итог урока

– Смогли вы договориться в группе?
– Что было для вас полезным на уроке?
– Чему вы учились на уроке?
– Дайте оценку Его Величеству Уроку. Получился ли урок таким, каким мы хотели? Почему?
– Всем большое спасибо за работу.