Подбор дидактического материала как средство формирования прочных пунктуационных навыков учащихся (на примере изучения темы "Бессоюзные сложные предложения" в 9-м классе)

Разделы: Русский язык


Одной из задач, стоящих перед школой, является воспитание личности, способной жить в стремительно изменяющемся мире, быть готовой к решению сложных профессиональных, общественных и личных проблем и в то же время сохранить в себе лучшие нравственные качества: порядочность, совестливость, доброту, душевную чуткость, сострадание.

Требованием времени становится формирование у школьников ключевых компетентностей: информационной, проектной, коммуникативной и других. Сегодняшний школьник в скором времени будет работать, строить отношения с другими людьми, вести переговоры, грамотно составлять и принимать документы... Наконец, быть гражданином своей страны, обладать подлинным чувством патриотизма. В это понятие входит и воспитание любви, бережного отношения к родному языку как неотъемлемой части русской культуры.

Русский язык ?мировоззренческий предмет, и дидактический материал к урокам раскрывает перед учащимися богатство и силу нашей речи, помогает воспитать подлинных патриотов, людей эмоциональных и нравственных.

Данная работа не претендует на полное решение вопроса, однако может помочь коллегам - учителям подобрать к урокам интересные предложения и помочь учащимся в отработке прочных пунктуационных навыков.

Бессоюзными предложениями называются такие сложные предложения, в которых простые связываются между собой только интонацией и видовременными формами глаголов.

Темой “Бессоюзные сложные предложения” завершается курс русского языка в основной школе. Данная тема изучается в основном как пунктуационная и является одной из трудных для учащихся. Трудности её связаны с тем, что она не допускает формального применения правил. Выбор того или иного знака препинания требует анализа смысловых отношений между простыми предложениями, выражаемых бессоюзными конструкциями. Обращается внимание на сопоставимость бессоюзных и союзных сложных предложений.

Кроме того, представляется чрезвычайно важным наблюдение над интонацией предложения. Она оттеняет смысловое содержание и музыкальную законченность предложения. Поэтому так важно научить школьников внимательному слушанию звучащей речи учителя, верному (с точки зрения интонации) прочтению того, что записано. Здесь действует один из важнейших принципов обучения русскому языку - сопоставление устной и письменной речи.

Автор учебно-методического комплекса по русскому языку для средней школы В.В.Бабайцева выделяет следующие типы интонаций в бессоюзных сложных предложениях:

А) Перечислительная интонация, выражающая значение однородности между предложениями, что соответствует запятой (точке с запятой).

Например: Нивы сжаты, рощи голы, от воды туман и сырость. (С.Есенин.)

Только что взошло солнце, воздух был живительно свеж, густо напоён запахом сосны; спокойная вода реки, отражая ясное небо, ласково журчала, разбиваясь о канаты судов и цепи якорей. (М.Горький.)

Б) Интонация сопоставления (соответствует тире). Она характеризуется повышением тона в конце первого предложения и ударениями на логически сопоставляемых словах.

Например: Трижды громкий клич прокликали - ни один боец не тронулся, лишь стоят да друг друга подталкивают. (М.Лермонтов.)

В) Интонация обусловленности, выражающая временные, условные, уступительные, следственные значения. Это тоже соответствует тире. Такие предложения по интонации близки к сопоставительным, но логические ударения в них не так симметричны.

Например: Будешь для народа жить ? на большом корабле поплывёшь,  на широкий простор выйдешь. (А.Рыбаков.)

Г) Объяснительная интонация, которая выражает отношения причинные, дополнительные, пояснительные. (Соответствует двоеточию.) В конце первого предложения голос понижается, а второе предложение произносится несколько быстрее.

Например:

Невежды судят точно так:
В чём толку не поймут,
То всё у них пустяк. (И.Крылов.)

Задача учителя- словесника ? помочь учащимся овладеть разными типами интонации в бессоюзных сложных предложениях. Только при условии правильного прочтения предложений возможна верная постановка в них того или иного знака препинания. С целью чрезвычайно важно подбирать предложения для чтения и грамматического разбора на слух.

Предложения (тексты) звучат в исполнении учителя. Их читают и ученики, оценивают их с точки зрения содержания, выразительности и соблюдения грамматических норм, стремятся понять лингвистические явления, обосновывают их, что обеспечивает развитие мышления и языкового чутья, то есть умения (интуитивно и зная правила) правильно строить свою речь.

Вторым непременным условием формирования прочных пунктуационных навыков является определение в бессоюзных сложных предложениях смысловых отношений между простыми. Эти два условия в совокупности могут обеспечить безошибочную постановку знаков препинания.

Обычно смысловые отношения простых в БСП устанавливаются посредством вставки разных союзов. Так, союз И говорит о последовательности, одновременности, однородности простых предложений. Союз ПОТОМУ ЧТО означает отношения причинности, а ЕСЛИ и КОГДА? условные и временные и т.д.

Значит, при выборе того или иного знака препинания между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного, во-первых, обращается внимание на структуру предложения, во-вторых, на интонационные особенности и на то, какой знак “подсказывает” интонация, в-третьих, на смысловые отношения между простыми.

В качестве эффективного приёма при изучении данной темы можно предложить составление или использование готовых схем предложений. Немаловажны и обобщающие таблицы типа “Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении”, куда непременно включаются и сведения об особенностях интонации.

Бессоюзные сложные предложения очень широко употребляются в речи художественной и разговорной. Подбирая дидактический материал к урокам, целесообразно обратиться к произведениям мастеров художественного слова, как прозаическим, так и стихотворным. Поэтические строки афористичны, позволяют кратко выразить нужную мысль, находят эмоциональный отклик у учащихся, легко запоминаются. Подобные тексты интересны в познавательном и эмоциональном отношении, они воздействуют на чувства учащихся, заставляют их вслушиваться в образцовую русскую речь, будят желание подражать авторам и, может быть, создавать собственные тексты.

При изучении данной темы учитель опирается на ранее пройденный материал, поэтому в данной подборке предусмотрены задание на повторение синтаксиса простого предложения. К моменту изучения бессоюзных сложных предложений изучены все орфографические и пунктуационные правила русского языка. Эта тема в преддверии итоговой аттестации предоставляет учащимся 9 класса возможность повторить весь курс русского языка.

Автор работы убеждён, что пунктуация непременно должна изучаться на орфографической основе, а орфография - в тесной связи с пунктуацией. Упражнения учебников, с этой точки зрения, требуют корректировки. Орфографическая насыщенность представленного дидактического материала способствует закреплению навыков грамотного письма. В текстах, кроме бессоюзных сложных предложений, содержатся самые разные синтаксические конструкции и, следовательно, различные знаки препинания.

Материал может быть использован на разных этапах изучения темы, он подобран с постепенным усложнением. Разный уровень сложности помогает организовать групповую и индивидуальную работу, проверить знания ребят и практические (пунктуационные) навыки.

Задания к отдельным предложениям и текстам лишь подсказывают один из вариантов его применения. Каждый учитель, несомненно, вправе решать, какими методическими приёмами он будет пользоваться.

Библиография

  1. Федоренко Л.П. Принципы обучении русскому .Пособие для учителей. М., Просвещеие1973
  2. Русский язык.практика.9 класс. Пособие для общеобразовательных учреждений.  Под редакцией Ю.С.Пичугова. 5-е издание, исправленное и дополненное.  М., Издательский дом “Дрофа” 1990.
  3. Русский язык. Учебник для 9класса общеобразовательных учреждений. 24-е издание. М., Просвещение 2002.
  4. Обучение русскому языку в 9 классе. Методические указания к учебнику. Пособие для учителя. Под редакцией профессора В.В.Бабайцевой. Издание третье, переработанное. М., Просвещение 1991. (с.44-51).
  5. Хазанова А.С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса. Из опыта работы. Пособие для учителей. М., Просвещение 1982 (с.123-126).

Приложение