Урок чтения в 1-м классе "Буквы Х, х, обозначающие звуки [х], [х']"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с новыми буквами и звуками, научить давать им характеристику и анализировать слова с новым звуком, производить звукобуквенный анализ;
  • развивать фонематический слух, речь, логическое мышление;
  • воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование: серп, сноп, домик-теремок для букв, буквы Ж, Ч, Й, Х; плакат со слогами, карточки с буквами, составляющими слово “ хлеб”, карточки для рефлексии.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

- Зачем вы пришли на урок?

- А какие наказы вам дали родные, когда отправляли вас в школу?

- С каким настроением вы пришли на урок? (Рефлексия)

II. Повторение пройденного.

1. Запись на доске. Чтение детьми.

Здравствуйте! Спасибо! Пожалуйста! Доброе утро! Добрый вечер!

Как называются эти слова?

Когда их нужно употреблять?

Какие ещё вежливые слова вы знаете?

2. Составь слова. На магнитной доске плакат со слогами.

Буква й закрыта листом бумаги.

- Какую букву вставили?

Какой звук обозначает? [Й] – согласный, мягкий, непарный.

Мы закончили изучение буквы Й. Она обозначает мягкий, согласный звук. Теперь мы идём дальше. Сегодня вы узнаете много нового и интересного.

III. Постановка темы и цели урока.

- Произнесите громко звук, с которого начинается слово “ хлеб”.

Сегодня на уроке мы познакомимся со звуком [х] и буквой Х.

IV. Изучение нового материала.

1. Работа над орфоэпическим произношением.

- Как мальчики смеются? (Ха-ха-ха)

- Что можем сказать о звуке [х]? (Согласный, глухой, твёрдый, не имеет звонкого согласного звука)

- А как бы смеялись девочки? (Хи-хи-хи)

Что можно сказать о звуке [х’]? (Согласный, мягкий, глухой, не парный)

2. Определение места звука в слове.

    Хитрый хороший пар шорох
    Шипеть моет запах шёлк
    Хруст ехать хлеб мох

3. Знакомство с буквой Х.

Сказка “Теремок”. Ученик с буквой Х стучит в теремок, где живут буквы Ж, Ч, Й. Учащиеся рассказывают о буквах, живущих в теремке, а один из учеников рассказывает то, что уже узнали о букве Х.

4.

На что похожа буква Х?
Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка.

    Х – всё ходит, ходит, ходит –
    Места что ли не находит?

На доску крепятся иллюстрации к стихотворениям.

5. Работа со скороговоркой.

Хохотушка буква Х
Рассмеялась: ХА- ХА –ХА.

6. Чтение с доски хором.

    Ха ах уха
    Ху ух уход
    Хо ох хор
    Хе ых хорь

- Какая новая буква в этих словах?

7. Слово рассыпалось. На доску выставляются карточки с буквами.

Б Е Л Х  ХЛЕБ

Составить слово.

V. Физкультминутка.

Движения выполняются по тексту.

Как у Дедушки Мороза вот такая борода!
Хи-хи-хи! Ха-ха-ха! (Держатся за животы, поворачиваются направо - налево)
Вот такая борода!
Как у Дедушки Мороза вот такие усищи!
Хи-хи-хи! Ха-ха-ха! Вот такие усищи!
Как у Дедушки Мороза вот такая шапка!
Хи-хи-хи! Ха-ха-ха! Вот такая шапка!
Как у Дедушки Мороза вот такая шуба!
Хи-хи-хи! Ха-ха-ха! Вот такая шуба!
Как у Дедушки Мороза вот такие валенки!
Хи-хи-хи! Ха-ха-ха! Вот такие валенки!

VI. Работа в “Русской азбуке”.

1. Беседа по иллюстрации на с. 162-163.

Что изображено крупным планом в центре иллюстрации?

Кого обычно в России встречают хлебом – солью?

Каким изображено солнышко?

2. Чтение пословиц.

Как вы понимаете их смысл?

3. Посмотрите, как много лет назад выращивали и убирали хлеб.

Показ серпа и снопа. Объяснение слов “серп”, “сноп”.

4. Разбор схем слов “пастух”, “пастухи”.

5. Чтение текста на с. 163 с постановкой логического ударения: на первое слово, затем на второе.

Выделение главной мысли каждого предложения.

6. Списывание предложения с доски.

Наступили холода.

- Сколько слов в предложении?

- Какое первое слово?

- Какое второе?

- С какой буквы начинаем писать предложение?

- Как пишем слова в предложении?

- Что поставим в конце предложения?

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

С каким настроением уходите с урока?