Урок–игра по математике "Сложение и вычитание двухзначных и трехзначных чисел с переходом через разряд"

Разделы: Начальная школа


Вид урока: урок-сказка (урок закрепления пройденного).

Технологии: на игровой ситуационной основе.

Система обучения: развивающая (программа “Гармония”).

Цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания по сложению и вычитанию двухзначных и трёхзначных чисел с переходом через разряд.
  2. Развивать познавательные умения: умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обосновывать и доказывать выводы.
  3. Пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру, логические задания.

Задачи урока:

  1. Создать условия для самостоятельного поиска знаний учащихся, для индивидуальной работы, для работы в паре, в группе для коллективной работы.
  2. Использовать вариативность заданий.
  3. Использовать дифференцированный подход к учащимся.
  4. Использовать межпредметную связь на уроке.
  5. Развивать психические процессы ребёнка: память, внимание, мышление и воображение.
  6. Следить за здоровьем детей (использовать релаксационную игру для снятия волнения, напряжённости; упражнения для развития опорно-двигательной системы, провести гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику).
  7. Воспитывать доверительные отношения, чувства взаимопомощи, поддержки.

Оборудование:

У учителя - сказочные герои (Иван-Царевич, Василиса Прекрасная, Змей Горыныч, Кощей), волшебное дерево с золотыми и серебряными яблоками (для решения задачи), карточки с числами, аудиозаписи (“Танец маленьких утят”, расслабляющая музыка “Морской прибой”).

У детей - круги-сигналы, геометрические фигуры.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. Мотивация.

- Как обычно начнём наш урок с улыбки. Улыбнитесь мне, а потом друг другу.

- Чтобы снять волнение и напряжение поиграем в игру “Дерево”. (Под музыку релаксационная игра “Дерево”)

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы будем продолжать работу над сложением и вычитанием двухзначных и трёхзначных чисел. А ещё вас ждёт много интересного и увлекательного.

- Ребята любите ли вы сказки?

- А хотите попасть в сказку и стать её героями?

- Сегодня вам это предстоит.

- Итак, сказка о том, как в некотором царстве, в Тридевятом государстве жили

были Иван-Царевич и Василиса Прекрасная. (Показ рисунков)

Однажды Василиса исчезла. Иван-Царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису?

Мы узнаем это, выполнив первое задание.

3. Устная работа чередуется с работой в тетради.

1) На доске: 35 73 23 40 13 33

Работа в тетради (зажгли огонёчки).

- Расположите числа в порядке убывания (проверка).

- Назовите “лишнее” число. Почему оно лишнее?

Убираем “лишнее” число, переворачиваем карточки.

Читаем что получилось:

73 35 33 23 13

К О Щ Е Й

- Итак, Иван-Царевич отправился в путь, но его уже поджидает Змей Горыныч (картинка), посланный Кощеем. Нужно помочь Ивану-Царевичу. Кто хочет сразиться со змеем? Нужно победить все три головы змея.

2) Разноуровневые индивидуальные задания у доски. (З человека)

90-3 56+16 713+27
17+28 65-37 652-36
68-30 97-45 652-36
54+13 38+17 45+138
40+15 80-26 504-401

3) Работа в паре у доски.

- Поведёт Ивана-Царевича волшебный клубочек, но до него нужно добраться по лабиринту чисел (по возрастанию).

“Лабиринт”-двое работают у доски

   

- Пока ребята сражаются со змеем и добираются по лабиринту до клубочка, мы с вами должны повысить нашу мыслительную деятельность.

Выполним несколько упражнений. (“Ухо-нос”, “Руки в замке сзади”, “Руки у виска”)

-Я вижу, что ребята прошли по лабиринту и добрались до волшебного клубочка.

Молодцы!

4) Волшебного клубочек привёл Ивана-Царевича на распутье. На придорожном камне надпись: “Верная дорога та, где ответ не самый большой и не самый маленький”. По какой Дороге идти Ивану?

На доске:

 

5) А на дороге числа записаны рядами. Найдите закономерность, продолжите ряды чисел:

1 в. 57 48 40 33 27...

2 в. 15 22 29 36 43 ...

(В тетради самостоятельно по вариантам, затем взаимопроверка тетрадей)

6) Проверка индивид, задания.

Проверка-сигнальные карточки (красный, жёлтый, зелёный).

7) - Ребята победили Змея Горыныча. Он охранял сундук, в котором находился меч для Ивана-Царевича. Но сундук крепко заперт . Замок открывается в том случае если мы справимся с заданием учебника.

Работа по учебнику с. 115, № 356.

- Ребята, я вам хочу сказать одну тайну. Замок не откроется, если мы будем работать с калькулятором. Как решить эту проблему? (Находить неизвестное число решением в столбик)

Работа в тетради с объяснением у доски.

Все выражения на доске:

875 -.. .=394

...+279=508

...-308 =198

734+...=909

4. Гимнастика для глаз.

5. Физминутка под музыку. (“Танец маленьких утят”)

1) Решение задачи

Решить задачу.(текст задачи раздаётся детям заранее)

В моём саду растёт волшебная яблоня с золотыми и серебряными яблонями. Золотых яблок было 12, серебряных 8, 9 яблок я сорвал. Сколько яблок осталось? Работают в парах, двое у доски: (проверка, сравнение со своим решением).

6. Работа в группах.

Из геометрических фигур составить сказочного персонажа. Придумать про этого персонажа стихотворение или песню.

“Ну, Иван, забирай Василису”, - сказал Кощей. “Ты справился со всеми заданиями”.

И смогли освободить Василису, вы ребята. Молодцы!

7. Итог урока. Рефлексия.

- Итак, подошёл к концу наш урок. Скажите, что на ваш взгляд было самым интересным.

- Что оказалось трудным?

- Путешествуя по сказке, помогая Ивану-Царевичу, чему главному вы научились? (Ответы детей)

- Подходит ли пословица “Доброе братство милее богатства” к нашему уроку?

Почему?

Поставьте в тетради (на полях) кружочек на лесенку успеха.

8. Д/з. С. 115 №.355, №.357, С. 169 № 522.

Приложение 1

Приложение 2