Зачет–"Вертушка" по теме "Гидросфера" (6-й класс)

Разделы: География

Класс: 6


У каждого участника имеется личная карточка, на которой указаны номер хода (всего четыре), литера стола и номер варианта, который надо выполнить за данным столом. Время ответа на каждое задание 5-7 минут. После выполнения задания за одним столом, учащиеся переходят к следующему, указанному в личной карточке. Переход осуществляется одновременно всеми учащимися и начинается новый отсчёт времени.

Образец личной карточки:  

номер хода        стол             вариант
1.                        А                    1
2.                        Д                    5
3.                        В                    2
4.                        С                    3

В начале урока проводится  инструктаж, учащимся выдаются личные карточки. Каждый из участников выполняет задание письменно, на отдельном листочке, где должны быть проставлены фамилия учащегося. Стол и вариант задания. Использование отдельных листочков облегчает последующую проверку ответов учителем. Задания. Предполагаемые на столах А и С ( в зачёте «Гидросфера» ) могут быть проверены учителем сразу же на уроке.,

Примеры заданий

Стол А

Цель: Проверить, как учащиеся ориентируются в теме «Гидросфера».

Задание: Выписать букву правильного ответа

Вариант 1

1. Пресная вода составляет в гидросфере:

А)  52%
Б) 2%
В) 78%

2. Главная причина возникновения тёплых и холодных течений в Мировом океане:

А) приливы и отливы
Б) постоянные ветры Земли
В) рельеф морского дна
Г) притяжение Луны

3. Речной бассейн – это:

А) река со всеми притоками и притоками притоков
Б) площадь, с которой река собирает воду
В) площадь, которую занимает русло, пойма, террасы и склоны речной долины

4. Если из озера вытекают реки, то оно будет:

А) сточным
Б) бессточным

5. Шельф – это:

А) часть материка, временно залитая морем
Б) океаническая впадина
В) горы средней величины
Г) осадочные породы, слагающие океаническое дно

6. Солёность вод Мирового океана измеряется:

А) в промилле
Б) в процентах
В) в градусах

7. Образованию болот способствует:

А) небольшое количество осадков
Б) большое испарение
В) замедленный сток
Г) преобладание возвышенных форм рельефа

8. Ежегодно повторяющееся увеличение уровня воды в реке:

А) паводок
Б) половодье
В) наводнение

Вариант 2

1. Почему пресная вода на Земле не иссякает?

А) существуют океаны и моря
Б) существуют реки и озёра
В) существуют ледники
Г) существуют подземные воды
Д) существует круговорот воды

2. В каких состояниях существует вода в природе:

А) в жидком
Б) в твёрдом
В) газообразном
Г) во всех названных

3. Какова основная причина морских приливов:

А) океанические течения
Б) притяжение воды Луной
В) перепад температур воды
Г) ветры

4. Речная система – это:

А) место, где река впадает в другую реку
Б) главная река со всеми притоками
В) участок поверхности, с которого река собирает воду

5. Цунами – это:

А) волны, вызванные морскими приливами
Б) волны, образующиеся при извержении подводных вулканов и землетрясений
В) ветер в крымских степях
Г) причудливые формы рельефа

6. Где чаще всего можно встретить солёные озёра:

А) в горных районах
Б) в районах, постоянно покрытых снегом и льдом
В) на заболоченных территориях
Г) в засушливых районах Земли

7. Болота используются человеком для:

А) добычи торфа
Б) разведения рыбы
В) естественного хранения пресной воды
Г) орошения земель

8. Основная причина образования ледников:

А) большая высота гор
Б) выпадение снега в горах
В) снега выпадает больше, чем может растаять

Вариант 3

1. Назовите основную причину круговорота воды в природе:

А) холодные и теплые течения
Б) внутреннее тепло Земли
В) энергия Солнца

2. Чем ценен мировой океан?

А) водой
Б) полезными ископаемыми
В) водорослями
Г) рыбой и морскими животными
Д) всем перечисленным

3. От чего образуются цунами?

А) моретрясения
Б) от температуры морской воды
В) от ветра
Г) от течений

4. Соленость воды зависит от:

А) океанических течений
Б) количества выпавших осадков
В) испарения с поверхности океана и от поступления в него пресной воды

5. Место, где река берет начало, называется:

А) исток
Б) устье
В) дельта

6. Наиболее соленое озеро в мире:

А) Каспийское
Б) Аральское
В) Мертвое
Г) Эйр

7. Межпластовые воды – это:

А) слой воды, не прикрытый сверху водоупорными породами
Б) слой воды, лежащий между двумя водоупорными пластами
В) слой воды, содержащий повышенное количество растворенных веществ и газов

8. К бассейну, какого океана относится Черное море?

А)  Индийский
Б) Тихий
В) Северный Ледовитый
Г) Атлантический

Вариант 4.

1. Что входит в понятие «Гидросфера»:

А) океаны и моря
Б) реки, озера, водохранилища
В) ледники
Г) подземные воды
Д) болота
Е) все перечисленное

2. В каком море наибольшая соленость воды?

А) Черном
Б) Средиземном
В) Красном
Г) Беринговом

3. Как на физических картах изображаются неровности дна?

А) изобатами
Б) различными оттенками синего цвета
В) отметками глубин
Г) всеми перечисленными способами

4. Горные реки обычно берут начало:

А) из ледника
Б) из болота
В) из моря
Г) из родника

5. Приливы вызваны силами притяжения:

А) Земли
Б) Солнца
В) Луны
Г) марса

6. Наиболее стабильными источниками питания рек являются:

А) дождевое
Б) грунтовое
В) ледниковое
Г) снеговое

7. Соленость во Мирового океана измеряется в:

А) градусах
Б) процентах
В) промилле

8. Главная причина океанических течений:

А) географическое положение океана
Б) нагревание воды Солнцем
В) подземные водные источники
Г) постоянные ветры

Вариант 5

1. Шельф – это:

А) часть материка, временно залитая морем
Б) океаническая впадина
В) осадочные породы, слагающие дно океана

2. Линии, соединяющие точки с одинаковыми глубинами, называются:

А) изотермы
Б) горизонтали
В) изобаты

3. Если из озера вытекают реки, то оно будет:

А) сточным
Б) бессточным

4. Помимо рек, к внутренним водам относятся:

А) озёра, болота, подземные воды
Б) озёра, болота, подземные воды, ледники
В) озёра, болота, ледники, моря

5. Речная система – это:

А) место, где река впадает в другую реку
Б) главная река со всеми притоками
В) участок поверхности, с которого вода стекает в реку

6. Основная причина образования ледников:

А) большая высота гор
Б) выпадение снега в горах
В) снега выпадает больше, чем может растаять

7. Почему пресная вода на Земле не иссякает:

А) существуют океаны и моря
Б) существуют реки и озёра
В) существует круговорот воды
Г) существуют подземные воды

8. Образованию болот способствует:

А) небольшое количество осадков
Б) большое испарение
В) замедленный сток
Г) преобладание возвышенных форм рельефа

Стол В

Цель: Проверить знание номенклатуры по теме «Гидросфера»

Задание: Подписать географические объекты.

На контурных картах для каждого варианта пронумеровано 10 географических объектов по теме «Гидросфера», которые учащиеся должны расшифровать в течение 5 минут. (Приложение 1)

Вариант 1 (рис.1)

Цифрами указаны:

1) Берингово море
2) Мексиканский залив
3) Пролив Дрейка
4) о. Тасмания
5) Лабрадорское течение
6) Амазонка
7) озеро Эйр
8) река Амур
9) Красное море
10) п-ов Индостан

Вариант 2 (рис.2)

1) Охотское море
2) Бенгальский залив
3) Берингов пролив
4) о. Мадагаскар
5) о. Огненная земля
6) Аравийский п-ов
7) течение Гольфстрим
8) река Миссисипи
9) река Конго

Вариант 3   (рис.3)

1) Черное море
2) Персидский залив
3) Гибралтарский пролив
4) о. Сахалин
5) Скандинавский п-ов
6) течение Перуанское
7) Курильские о-ва
8) река Нил
9) река Обь
10) озеро Байкал

Вариант 4 (рис. 4)

1) Средиземное море
2) Гвинейский пролив
3) о. Великобритания
4) п-ов Лабрадор
5) озеро Танганьика
6) Японское море
7) река Волга
8) река Хуанхэ
9) Великие американские озера
10) о. Гренландия

Вариант 5   (рис. 5)

1) Балтийское море
2) Карибское море
3) Персидский залив
4) Магелланов пролив
5) Гавайские о-ва
6) п-ов Камчатка
7) п-ов Индостан
8) Северо-Атлантическое теч.
9) река Енисей
10) озеро Виктория

Стол С

Цель: Научить применять полученные знания в необычных условиях

Задание: Узнать объект по описанию:

Вариант 1

1) Это море омывает берега трёх частей света.
2) Самый широкий пролив, соединяет два океана, разъединяет два материка, назван в честь английского пирата.
3) Остров, расположенный у южных берегов самого маленького по площади материка, назван в честь первооткрывателя.

Вариант 2

1) Море обладает наибольшей солёностью и наиболее высокой температурой поверхностных вод, расположено между самым большим полуостровом и материком.
2) Эта река протекает с запада на восток по обширной низменности, берёт начало с высоких гор, впадает в Атлантический океан, полноводна круглый год.
3) Полуостров в северо-западной части самого большого по площади материка, омывается морями Северного Ледовитого и Атлантического океанов; по территории полуострова протянулись средневысотные горы такого же названия, что и полуостров.

Вариант 3

1) Полуостров находится на юге самого большого по площади материка, большую часть полуострова занимает плоскогорье. С севера к плоскогорью примыкает крупная низменность, образованная долинами двух рек, берущих своё начало с самых высоких гор мира.
2) Река находится на самом жарком материке, дважды пересекает экватор, полноводна круглый год.
3) Море самого маленького океана, в западной части не замерзает из-за заходящего сюда тёплого течения. Отличается от других морей этого океана более высокой солёностью и богатством органического мира.

Вариант 4

1) Солёное озеро на самом маленьком по площади материке, располагается в сухом климате, поэтому не имеет постоянных границ.
2) Пролив, соединяющий два океана и отделяющий остров от материка. Назван в честь путешественника, совершившего первое кругосветное плавание.
3) Остров у северо-западных берегов самой маленькой по площади части света, на территории которого располагается большая часть развитого капиталистического государства. Главой государства является королева.

Вариант 5

1) Крупная река, протекающая в восточной части самой маленькой по площади части света, впадающая в море-озеро.
2) Окраинное тёплое море самого большого по площади океана, отделяется от него островами. На группе островов располагается развитое капиталистическое государство того же названия, что и море.
3) Озеро расположено на самом жарком материке, узкая котловина озера вытянута с севера на юг на 650 км. Озеро отличается очень большой глубиной.

Стол Д

Цель: Проверить знания определений по теме «Гидросфера».

Задание: Разгадать кроссворд (Приложение 2)