Урок математики в 6-м классе по теме "В мире пропорций"

Разделы: Математика


Тема урока: «В мире пропорций».

Дидактическая цель: выработать умения решать задачи по теме пропорции, рассматривая ситуации из окружающей нас действительности.

Задачи урока:

Образовательные – способствовать формированию умений решать задачи с помощью пропорций.

Развивающие – продолжить развитие математической речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся и интереса к предмету математика.

Воспитательные – способствовать созданию познавательной активности, чувства ответственности, уважения друг к другу, взаимопонимания, взаимоподдержки, уверенности в себе и воспитанию культуры общения.

Оборудование: компьютер, проектор.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: частично-поисковый, метод обучения в сотрудничестве.

Формы организации урока: фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний через фронтальную работу с классом и диктант.
  3. Закрепление знаний и умений решать задачи с помощью пропорций.
  4. Проверка знаний и умений решать задачи. Самостоятельная работа.
  5. Домашнее задание.
  6. Подведение итогов. Самооценка деятельности на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент

СЛАЙД 1 (Приложение)

Кто смолоду делает и думает сам, тот становится потом надежнее, крепче, умнее.
В. Шукшин

2. Актуализация прежних знаний и способов действий

1) Устно:

1. Что называется пропорцией? Приведите примеры пропорций.
2. Назовите основное свойство пропорции.
3. Решите уравнения: а) х : 3 = 7 : 6; б) 3 : 4 = х : 12

СЛАЙДЫ 2-4     

4.  Решите задачи:

а)  Из 6 кг ягод смородины получается 18 кг  варенья. Сколько варенья получится из 9 кг  ягод? (Брилянкова Марина)

б) Поезд со скоростью 90 км/ч проходит путь от Хабаровска до поселка Хор за 2 часа. Сколько    потребуется времени поезду, чтобы проехать этот же путь со скоростью 60 км/ч? (Опалей Саша)

в) Три грузовые машины перевезут уголь в котельную за 5 дней. За сколько дней 7 машин такой же грузоподъемности перевезут этот же уголь? (Шалдеева Вероника)  

2)

а) Математический диктант

1. Представьте в виде процентов: 0,23; 1,02; 2,5.
2. Реши уравнение: х/1,5=4/3
3. Найдите 10% от 1 м.
4. Найдите число, если: а) 1% его равен 15; б) 0,2 его равны 40; в) 2/3 его равно 60.
5. Испекли 60 пирожков с рисом и с повидлом. Отношение числа пирожков с рисом к числу пирожков с повидлом равно 2:3. Сколько испекли пирожков с повидлом?

б) Проверка математического диктанта

3. Закрепление знаний и умений решать задачи с помощью пропорций

СЛАЙДЫ  5-11 «Наше творчество в тетрадях»

1) На покраску пола в кухне площадью 6,6 м2 израсходовали 7литров краски. Сколько потребуется краски для покраски пола в комнате площадью в 1,3 раза больше? (Якимов Сергей)

2) Миша сделал, а % домашнего задания по математике. Какую отметку ему поставит учитель, если а =20 %; 40%? Сколько процентов работы нужно сделать, чтобы получить отметку «3»; «4»?

3) Стоимость установки домофона в подъезде с семью квартирами составила 1920 руб. для каждого жильца. Сколько будет стоить установка домофона для каждого жильца в подъезде, где 21 квартира? (Сафронов Игорь)

4) В корневищах валерианы лекарственной содержится 2% эфирного масла. Сколько надо переработать лекарственного сырья, чтобы получить 7,5 кг эфирного масла? (Сафронов Игорь)

5) Какой годовой процент выплатил банк по вкладу, если на счет была положена сумма 81000 руб., а через год она составила 87480 руб.? (Лысанов Максим)

4. Проверка знаний и умений решать задачи

СЛАЙД  12

Самостоятельная работа.

1) Найдите неизвестные член пропорции 2,5 : х = 5 : 8.
2) Найдите отношение 800 г к 1,4 кг.
3) В школе учатся 240 человек. Отношение числа девочек  к числу мальчиков равно 3 : 5.Сколько в школе девочек?
4) Шесть маляров могут выполнить некоторую работу за 18 дней. Сколько еще маляров надо пригласить, чтобы работа была выполнена за 12 дней?

У фермера поголовье скота составляет 100 голов. Каждый год оно увеличивается на 5 %. Сколько голов скота  будет у фермера через 4 года?

5. Домашнее задание

СЛАЙД  13

1) Зарплата рабочего в начале 2006 года составляла  4000 рублей. Затем она повышалась дважды  в каждый год  на 10%.  Сколько  рублей составляла зарплата в начале 2008 года?  (Нищета Женя)

2)  №787(а, б), 788(а) - из учебника.

6. Подведение итогов

Самооценка деятельности на уроке.

На сигнальных карточках поставить один из символов: « ? », « ! », « * ».

* – умею решать предложенные задачи.
! -  прекрасно справляюсь с решением.
? – затрудняюсь при решении.
Возможны варианты:  «!?» и др.