Урок обучения грамоте "Путешествие на лесную полянку. Звуки [г], [г']. Буквы Г, г"

Разделы: Начальная школа


Тема. Путешествие на лесную полянку. Звуки [г], [г’]. Буквы Г, г.

Цели и задачи:

  • Познакомить учащихся с новыми буквами, обозначающими согласные звуки [ г], [ г’].
  • Учить давать характеристику звукам.
  • Формировать навыки правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения.
  • Закрепить представление о родственных словах.
  • Способствовать развитию фонематического слуха, речи, логического мышления, внимания и памяти.
  • Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.

Оборудование: слоги-слияния; кассы и буквы; иллюстрации; карточки со словами; конверт с   заданием; корзинки; карточка-задание с текстом; карточки-схемы для звукового анализа слов; рисунки мальчика, девочки, Лесовика, грибов.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Сегодня такое чудесное зимнее утро. Вы пришли в школу с хорошим настроением. Улыбнитесь друг другу. Я тоже очень рада видеть вас. Надеюсь, что вы будете дружными, внимательными, активными и старательными. Жду от вас красивых ответов.

II. Объявление темы и целей урока

– Мы совершим с вами необычное путешествие на лесную полянку. Вместе с нами в путешествие отправятся Галя и Гена. Они сейчас ходят в детский сад, а на следующий год станут, как и вы, первоклассниками. Дети очень хотят узнать, чему же вы научились за это время в школе.

– Путешествуя, мы познакомимся с новыми звуками и буквами, выполним разные  задания.
– Ну что ж готовы? Тогда вперёд!
– Ой, а я совсем забыла. Ведь нас должны встретить!
– Но кто? Мы узнаем, если выполним задание. 

1. Повторение знаний о предложении

– Вспомните, из чего состоит наша речь?
– А предложения?
– Прочитайте слова:
           встретит       лесовик      нас
– Составьте предложение из этих слов.
          нас    встретит   лесовик
– Всё ли теперь верно в нашем предложении? (Нет, первое слово в предложении должно быть с большой буквы.)

Учитель переворачивает первую карточку.

          Нас встретит лесовик

– А теперь? (В конце предложения должна быть точка. Учитель ставит точку.)
– Какие ещё знаки препинания могут быть в конце предложения? (Учитель заменяет знаки, а дети прочитывают предложения.)

Нас встретит лесовик?        Нас встретит лесовик! 

2.  Закрепление представления о родственных словах.

– Ребята, а кто такой лесовик?
– Подберите к слову лесовик родственные слова. (Лес, лесник, лесной, лесовичок, перелесок, лесок и т. д.)

III. Новый материал

1. Постановка цели

– Где живёт лесовичок? (В лесу.)
– А вы хотите вспомнить лето и осень и побывать в лесу? Тогда в путь. Чтобы в пути нам было нескучно, мы покажем малышам, чему вы научились в школе.
– Давайте с ними поиграем и научим их правильно выделять звуки в словах.

2. Слого-звуковой анализ слов

а) Как зовут девочку? (Галя)

– Разделим слово на слоги. Сколько слогов в слове?
– Назовите первый слог. Что это за слог? (Слог-слияние.)
– Слияние какого согласного с гласным? (Твёрдого.)
– Обозначьте схемой:
– Назовите второй слог.
– Что это? (Слог-слияние.)
– Слияние какого согласного с гласным? (Мягкого.)
– Обозначьте схемой: 
– Поставим ударение в слове.

– Прочитаем слово по схеме.
– Какой звук слышим первым? [ г ]
– Произнесём его хором.
– Дайте характеристику звуку. (Согласный, твёрдый, звонкий.)

б) Как зовут мальчика? (Гена)

– Разделим слово на слоги. Сколько слогов в слове?
– Назовите первый слог.
– Что это за слог? (Слог-слияние.)
– Слияние какого согласного с гласным? (Мягкого.)
– Обозначьте схемой: 
– Назовите второй слог.
– Что это? (Слияние согласного с гласным.)
– Обозначьте схемой:
– Поставьте ударение в слове.

– Прочитайте слово по схеме.
– Какой звук слышится первым? [ г’ ] 
– Произнесём его хором.
– Дайте ему характеристику. (Согласный, мягкий, звонкий.)

3. Обобщение

– С какими новыми звуками мы познакомились?

4. Игра «Доскажи словечко».  (Учитель использует иллюстрации.)

а) Михаил играл в футбол
И забил в ворота… (гол).

– Какой звук слышится первым?
– Дайте ему характеристику.

б) Очень я го – го – горжусь,
Что не утка я, а… (гусь).

в) На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков… (горох).

г) Случается, и с неба
Камешки летят.
Прячутся прохожие
А всего-то… (град).

5. Угадай место звука

– Откройте «Азбуку»  (с. 122 – 123) Рассмотрите картинку.
– Назовите слова, в которых есть звуки [г] или [г’]. Укажите их место.
– С какими новыми звуками мы познакомились?   

6. Знакомство с буквами Г, г.

– Посмотрите, где «живут» буквы Г и г в кассе.

7. На что похожа буква «Г»?

а) Перед нами буква «г»
Стоит подобно кочерге.

– Что такое кочерга? (Показать иллюстрацию.)

б) Букву на плече носил,
На лугу траву косил.

в) «Г» – крючок обыкновенный,
Но в труде помощник верный.

8. Обобщение.

– Молодцы, ребята! Мы так хорошо поработали, что и не заметили, как дошли до лесной опушки. Давайте немного отдохнём.

9. Физминутка

Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.                      Встали, вздохнули.
Руки в стороны, вперёд.                            Руки в стороны, вперёд. 

Дети по лесу гуляли,                                  Шагают.
За природой наблюдали.
Вверх на Солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.

По лесной тропинке шли.                           Шагают.
Вдруг грибочки мы нашли.
Присели, собрали                                        Присели и собирают.
И дальше пошли.                                         Шагают. 

Дружно хлопаем,                                         Хлопают. 
Ногами топаем.                                            Топают.  
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!                               Садятся на места.   

10. Чтение слогов-слияний и слов с пометами.

а) А вот и лесовичок!

Лесовичок, лесовичок! 
На неведомых дорожках
Мы в лесу тебя нашли.
Домик твой в глуши лесной,
Охраняешь лес густой,
И друзья твои с тобой:
Белки, ёжики, кроты.
Будь же другом нам и ты!

– Что же у него такое в руках? (Конверт.)
– Давайте откроем его.
– Лесовик приготовил нам задание:

«Прочтите слоги, потом слова.
Они помогут вам, друзья.    
И в лес пущу я вас тогда».

б) Чтение слогов. (На доске карточки со слогами.)

га  гу  ге  го  ги  гы  гя

в) Чтение слов с пометами.

            Га | ля          г : ри  б               ко: р | зи | на

            Ге |  на          г : ри | бы           ко: р | зи: н | ка

– Почему слова Галя и Гена написаны с большой буквы?
– Какие ещё имена собственные пишутся с большой буквы?
– Когда мы говорим гриб, а когда грибы?
– А когда корзина и корзинка? Поставьте ударение.
– Как называются эти слова? (Родственные)

11. Обобщение

– Молодцы! Лесовичок доволен вашими ответами.

Он – хозяин всего леса.
Всё его – отсель досель!
Приглашает вас, ребята,
Прогуляться, порезвиться,
Свои знанья показать
Да загадки разгадать.
Вместе с Галей, вместе с Геной
По тропинке мы пошли,
На грибную полянку пришли.

– Ой, какая красивая полянка! А сколько вокруг грибов!
– Ребята, посмотрите, а наши малыши уже набрали полные корзинки.

– А что у них в корзинках мы узнаем, если прочитаем предложения.

(На доске написан текст.)

Галя и Гена набрали много грибов.
В корзинке у Гали одни боровики.
А у Гены поганки.

– Что в корзинке у Гали и у Гены? (Грибы.)
– Какие грибы собрала Галя? (Боровики.)
– А Гена? (Поганки.)
– А ведь наши малыши раньше никогда за грибами не ходили, вот Гена и перепутал хорошие грибы с поганками. Поможем малышам.

12. Игра «Грибная карусель»

– Давайте поиграем. Условимся, если гриб хороший, вы все хором говорите:

«Грибочек, грибок,
Масляный бок,   
Серебряная ножка,
Полезай в лукошко».

– А если гриб несъедобный, или вы его вообще не знаете, будем говорить:

«Пройди стороной,
Не бери его с собой».

Учитель читает стихи о грибах.

а) Я белый гриб, я – боровик!
В глухом бору стоять привык.
На толстой крепкой ножке я,
Найти попробуйте меня.

– Ребята, боровик – хороший гриб? Можно его брать?

Грибочек, грибок, …
(Ученик кладёт гриб в корзинку.)

б) Подберёзовик хорош,
На опавший лист похож.
Грибочек, грибок, …

в) Я стою в красивой шляпке
На изящной белой лапке,
Но обходят все меня –
Мух морю от скуки я.

Пройди стороной, …

г) Я в красной шляпке, словно гном,
Я под осиной выбрал дом. (Подосиновик.)

Грибочек, грибок, …

д) Скользкой, маслянистой шляпкой
Отличаются эти грибы,
Потрогайте, и сами
Почувствуете вы. (Маслята.)

Грибочек, грибок, …    

е) Я не привыкла нравиться,
Кто съест меня – отравится. (Бледная поганка.)

Пройди стороной, …

ж) В шляпках модных, симпатичных,
Белый сахарный наряд…
Сыроежками нас кличут,
Но сырыми не едят.

Грибочек, грибок, …

з) Груздь растёт во мхе, под ёлкой:
Звонче всех хрустит в засолке.
Грибочек, грибок, …

– Вот и наполнили мы лукошко Гены и Гали.

13. Правила сбора грибов

– Ребята, а кто из вас знает, как правильно надо собирать грибы?
– Можно ли срезать грибы, которые мы не знаем?!
– Как надо поступать с несъедобными грибами, прочитает нам …

(Ученица читает текст на карточке.)

Учись у взрослых отличать съедобные грибы от несъедобных.
Не порти ядовитые грибы, не срывай и не топчи их, потому что некоторыми из них лечатся звери.

– А какие грибы растут в нашем лесу?

IV. Итоги урока

Нам и лето, нам и осень
Чудеса всегда приносят,
Но грибы, что дарит лес,
Это чудо из чудес.

– Наше маленькое путешествие подошло к концу. Гале и Гене пора возвращаться в детский сад. Скажем хором:

«До свидания, лес!
До свидания, полянка!
До свидания, Лесовичок!»

– Давайте подведём итог нашего урока.

– С какой новой буквой мы познакомились?
– Какие звуки ею обозначены?
– Вспомните и назовите слова, в которых есть эти звуки?
– Чему мы учили Гену и Галю и, конечно же, учились этому сами?