Урок обществознания в 6-м классе "Отношение человека к природе"

Разделы: История и обществознание


Учебник: Обществоведение: человек. Природа. Общение: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений/Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.; ред.кол. Л.Н. Боголюбов и др. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2007.

Тип урока: комбинированный

Цели:

  • Подвести учащихся к пониманию того, что законы морали должны распространяться на отношение человека к природе.
  • Помочь учащимся усвоить основные понятия урока:
    • мораль;
    • ответственность;
    • безответственность.
  • Продолжить работу по формированию у учащихся умений и навыков:
    • работать с текстом;
    • выделять главное;
    • знать понятия и уметь их применять;
    • делать мини-исследования;
    • делать мини-проекты и уметь их представлять;
    • делать выводы.
  • С целью воспитания учащихся:
    • акцентировать их внимание на таких категориях, как «нравственность», мораль»;
    • способствовать формированию у учащихся положительной мотивации в их отношении к  природе.

На доске:

  1. Дата;
  2. Тема;
  3. Основный вопрос урока: Какими качествами должен обладать человек, что бы его отношение к природе было нравственным?
  4. Незаполненная таблица: «Ответственное и безответственное отношение человека к природе»
Ответственное отношение Безответственное отношение
   
  1. Домашнее задание:

–  учебник стр. 30-33,
– подготовить обращение к жителям города, соседям, друзьям, одноклассникам, призывающее относиться к природе по-человечески.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Основное содержание

I. Организационный этап
II.Проверка ЗУН
1) Игра «Верите ли вы?..» С целью настроить учащихся на работу и вспомнить ранее изученное, учащимся предлагается поиграть в игру «Верите ли вы?..» (Учащиеся должны хором отвечать «да» или «нет»)
– Верите ли вы, что человек  только биологическое существо?
– Верите ли вы, что человек – часть природы?
– Верите ли вы, что человек – биосоциальное существо?
– Верите ли вы, что человек может прожить без природы?
– Верите ли вы, что человек не оказывает влияния на окружающую среду?
– Верите ли вы, что человек оказывает только положительное влияние на всю биосферу?
– Верите ли вы, что человек загрязняет окружающую среду?
– Верите ли вы, что у природы можно брать столько, сколько человеку нужно?
– Верите ли вы, что все богатства нашей Земли неисчерпаемые?
– Верите ли вы, что каждому человеку нужно знать правила природы?
– Верите ли вы, что природа – это жизнь?
– Верите ли вы, что экологическое состояние нашей планеты – это глобальная проблема?
2) Фронтальная беседа
  • Что такое биосфера?
  • Что такое экология?
  • Каким бывает влияние человека на природу?
  • Что происходит с природой, в случае отрицательного влияния человека?
  • Какие пути загрязнения природы вы знаете?  (Естественный и в результате деятельности человека)
3. Проверка синквейна Дома учащиеся должны были составить синквейн со словом «биосфера» (1-2 человека  отвечают устно, остальные в конце урока должны сдать тетради)
4. Проверка задания исследовательского характера Дома учащиеся должны были изучить экологическое состояние своего дома, двора, улицы и определить источники загрязнения. Учащиеся представляют мини-проекты. (1-2 человека  отвечают устно, остальные в конце урока должны сдать тетради)
Слово учителя Таким образом, мы можем сказать, что слово «загрязнение» нам всем хорошо знакомо. Каждый из нас знает, что природа – это жизнь. Но человек в результате своей деятельности оказывает губительное влияние на окружающий мир. И поэтому так тревожно звучат слова В. Распутина, который считает, что самым громким словом, даже громче войны и стихии стало слово «экология». Может всему человечеству пора серьезно задуматься и начать относиться к природе по-человечески? В таком случае, каким же должен быть человек? Какими качествами он должен обладать, что бы его отношение к природе было нравственным? Ответ на этот вопрос мы и попытаемся найти при изучении новой темы.
III. Изучение нового
  Учитель называет тему и обращает внимание учащихся на записанный на доске  основный вопрос урока: Какими качествами должен обладать человек, что бы его отношение к природе было нравственным?
Фронтальная беседа Что бы можно было ответить на этот вопрос необходимо вспомнить ранее изученное и ответить на следующие вопросы:
– Что такое «мораль»?
– Как звучит золотое правило нравственности?
– Как  вы думаете должны ли распространяться законы морали на отношение человека к природе?
Слово учителя

Актуализирующий вопрос

Так что же означает «относиться к природе по-человечески»? Давайте не будем спешить с ответом на этот вопрос, а вначале познакомимся с рассказом об одной замечательной семье.
Далее учитель рассказывает о семье Пажетновых в соответствии с текстом учебника стр. 30-31
Вопрос классу:Что же побуждает Пажетновых вести такой образ жизни? Ведь не ради денег они обрекли себя на затворничество. В  чем же причина? Как называется это внутреннее чувство? Догадались? (Ответственность)
Задание Учитель предлагает учащимся нарисовать словесный портрет ответственного человека.
Учащиеся называют черты характера ответственного человека. Далее заполняется левая колонка таблицы «Ответственное и безответственное отношение человека к природе».
Таким образом, ответственный человек – это человек, который заботится о природе, потому что понимает, что природа – это жизнь. (Данный вывод учащиеся могут сделать самостоятельно или с помощью учителя)
Работа с текстом учебника А теперь давайте совершим путешествие в прошлое и узнаем когда и кто в нашем государстве начал заниматься природоохранной деятельностью.
Обратимся к тексту учебника стр. 32 «Путешествие в прошлое».
Учащиеся, поработав с текстом учебника, должны выполнить письменно в тетради упражнение «Три предложения», т.е передать содержание текста тремя короткими предложениями.
(По окончанию работы 1 ученика заслушивают устно, у остальных  учащихся данная работа проверяется при проверке тетрадей)
Слово учителя + фронтальная беседа

 

Фронтальная беседа

А теперь вернемся в день сегодняшний. Никто не станет спорить, что не все люди относятся к природе ответственно. Вспомните, что зачастую можно увидеть, придя в лес? Как называется такое отношение к природе? (Безответственное). И сразу же можно задать себе такой вопрос: «К чему может привести безответственное отношение к природе?». Может кто-то читал сказку Н. Телешова  «Белая цапля»?
Учитель кратко напоминает содержание этой сказки (учебник стр. 32-33) и предлагает ответить на вопросы:
– К каким последствиям привело решение Изольды?
– Думала она о последствиях?
– Что важного вы узнали из разговора Изольды с отцом?
– Почему «не делать зла, этого мало»?
– А что нужно делать?
Задание Учитель предлагает учащимся нарисовать словесный портрет безответственного человека.
Учащиеся называют черты характера безответственного человека. Далее заполняется правая колонка таблицы «Ответственное и безответственное отношение человека к природе».
Слово учителя Что же происходит в результате безответственности? (Учащиеся дают краткий ответ).
Всем известна Красная книга, куда занесены редкие виды нашей флоры и фауны. А какая книга вам еще известна? (Черная книга, в которую занесены исчезнувшие  виды животных)
С помощью мультимедийного проектора демонстрируется презентации «Печальный счет потерь» (см. Приложение 1).
IV. Закрепление
Фронтальная беседа 1) Каким же бывает отношение человека к природе? (Учащиеся дают краткий ответ).
2) Вспомните главное экологическое правило? (Нельзя брать у природы больше, чем она может дать)
3) Давайте еще раз вспомним золотое правило морали. А теперь попытайтесь изменить его так, что бы включить в него отношение к природе. У вас получилось правило экологической нравственности.
4) Вернемся к основному вопросу урока и ответим на него: Какими качествами должен обладать человек, что бы его отношение к природе было нравственным?
Презентация  мини-исследования Двум учащимся было дано предварительное задание: провести мини-исследование, что бы выяснить, насколько информированы окружающие об экологии и о том, как нужно решать экологические проблемы. Учащиеся представляют  мультимедийную презентацию (см. Приложение 2)
Заключительное слово учителя К счастью уже не только ученые – экологи, но и большинство далеких от науки людей, поняли, поняли, что биологическое разнообразие планеты нуждается в охране и, что вред, наносимый ему, может обернуться непоправимой бедой для человечества.
Надо создавать заповедники, добиваться, что бы меньше отходов загрязняли землю, надо заботиться о каждом дереве, каждой птице, общими усилиями сохранять и поддерживать богатство всего живого. Удастся ли людям добиться этой цели, покажет будущее. И урок хочется закончить поэтическими строками:

– Цвети, Земля,
Живи, Земля!
И вы живите, люди!
Другой Земли,
Такой Земли!
Другой Земли не будет!

V. Комментирование домашнего задания и выставление оценок.

Примечание: Если на уроке позволит время, то на этапе закрепления учащимся можно предложить решение кроссворда (см. Приложение 3), предполагающего проверку знаний по теме.