Обучение правилам этикета

Разделы: Работа с дошкольниками


Умение устанавливать и сохранять со сверстниками доброжелательные отношения — важное коммуникативное качество, которое помогает дошкольнику познавать мир, комфортно себя в нем чувствовать, развивать свой ум, способности и душевные качества. Успешное решение задачи межличностного общения зависит от того, насколько осознанно и четко воспитатель обучает детей правилам соблюдения этикета в дружбе и товариществе.

Соблюдение речевого этикета помогает дошкольнику развивать общение со взрослыми и сверстниками. С его помощью ребенок может настроить окружающих на доброжелательное к себе отношение, выразить радость, желание, просьбу, обиду, недовольство, отстоять свое мнение. Со слова начинается общение людей.

Общение между людьми протекает не только через слово, но и через образ. От внешнего вида ребенка во многом зависят его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, а также его собственное внутреннее состояние. Хорошо выглядя, он приобретает уверенность в себе, легко вступает в общение, нравится окружающим, другие дети с удовольствием играют с ним, взрослые обращают на него приветливое внимание.

Телефон - это важное современное средство связи и общения, вполне доступное детям, благодаря которому они общаются с людьми, познают мир, поэтому в дошкольном возрасте необходимо начать изучение этикета телефонного разговора

Чтобы не задеть интересы другого человека или не поставить его в неудобное положение в общественных местах важно соблюдать правила поведения,. Знакомство с такими правилами происходит с первых жизненных шагов. От того, как человек усвоил их в детстве, зависят его уверенность в себе, приятность манер, умение общаться с различными людьми в любой ситуации.

1. Мои друзья — мальчики и девочки.

Без друзей — меня чуть-чуть, а с друзьями — много!

Материал: слова и словосочетания: беречь дружбу, взаимопонимание, дама, девочка, друг, дружба, забота о друзьях, мальчик, помощь, рыцарь, товарищ; листы бумаги, карандаши.

Прямая цель: развитие общения каждого ребенка со взрослыми и сверстниками.

Косвенная цель: расширение словарного запаса

Возраст: 4 -7 лет

Контроль: воспитатель.

Дети, располагайтесь удобно. Сегодня мы поиграем в игру “Как хорошо с тобой дружить” (дети по кругу говорят слова о достоинствах своих друзей) Назовите своих друзей. Есть пословица “Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты” Почему так говорят? Конечно потому, что наши друзья очень похожи на нас. Говорят: “Друга ищи, а нашел — береги”? Как мы можем беречь своих друзей? Что означают слова “Без друзей - меня чуть-чуть, а с друзьями - много”?

Назовите сказочных героев - верных друзей (Малыш и Карлсон, Буратино, Чиполлино и др.).

Выберите пару. Возьмите бумагу и карандаши и быстро нарисуйте что – либо вместе, расположите рисунки на выставке. После занятия туда загляните.

Упражнение:

  • закончи высказывание “Настоящий друг - это...”
  • закончи высказывание “Настоящая подруга - это...”

2. Как нам познакомиться

Материал: открытки, разрезанные пополам; слова: друзья, знакомые, знакомство, товарищи; понятия: завязать знакомство, представить человека; сказка Г. Остера “Будем знакомы” из книги “Как хорошо дарить подарки”.

Прямая цель: развитие общения каждого ребенка со взрослыми и сверстниками, расширение коммуникативных возможностей.

Косвенная цель: расширение словарного запаса

Возраст: 4 – 7 лет

Контроль: воспитатель.

Детям предлагаю открытки, разрезанные пополам. Те, у кого одна открытка, парами располагаются по кругу.

Для чего мы знакомимся с людьми? Знакомство с разными людьми помогает нам многое узнавать о том, как они живут, о чем думают, что знают. В результате расширяется круг знакомых, появляются интересные друзья. Но для этого надо знать правила знакомства и не бояться знакомиться. Как мы это делаем? Говорим слова. Какие слова желательно сказать при знакомстве? Давай дружить, Давай познакомимся (предлагаю нескольким парам сказать друг другу эти слова)

Как можно ответить на предложение быть друзьями? (предлагаю нескольким парам сделать это).

“Друг”, “товарищ”, “приятель”, “знакомый” — эти слова означают одно и то же? Может ли знакомый стать другом?

Упражнения.

  • представление друга папе;
  • представление сестры другу;
  • знакомство папы с другом;
  • знакомство мамы с подругой;
  • знакомство сестры с другом;
  • знакомство брата с друзьями.

3. По одежке встречают: как составить свой костюм

Материал: слова и словосочетания: аккуратность, внешность, легкая и теплая; весенняя, летняя, осенняя, зимняя; верхняя и нижняя; нарядная, праздничная и ежедневная; спортивная, вечерняя. костюм, сезон.

Прямая цель: развитие общения каждого ребенка со взрослыми и сверстниками.

Косвенная цель: создание единство внешнего облика и внутреннего состояния, расширение словарного запаса

Возраст: 4 – 7 лет

Контроль: воспитатель.

Дети, что такое этикет? Это порядок поведения удобный для всех. Быть аккуратно и чисто одетым — значит соблюдать этикет, уважать людей, находящихся вокруг. С красиво и хорошо одетым человеком приятно общаться, хочется дружить. Одежда дает сведения о человеке - интересуется ли он своей внешностью, в богатой или бедной семье живет, любит заниматься спортом или нет, идет в гости или гулять и т.п. Соблюдая этикет, мы надеваем одежду, которая соответствует возрасту, занятию, сезону. Какая бывает одежда? Легкая и теплая; весенняя, летняя, осенняя, зимняя; верхняя и нижняя; нарядная, праздничная и ежедневная; спортивная, вечерняя. Одежда также может быть красивой и некрасивой, чистой и грязной, удобной и неудобной, опрятной и неопрятной. Так же разделяется и обувь. За сохранностью и чистотой своей одежды и обуви каждый следит сам.

Сочетание различной одежды, которую надевает человек, называется костюмом. Какие сочетания вы можете назвать? пиджак и брюки, жакет и юбка, платье и жакет. А дополнения к нему? галстук, платочек, заколка, украшение.

Упражнения.

  • разложить одежду (бумажные трафареты) в бельевые ящики: в один ящик нижнее белье, в другой — верхнюю одежду.
  • выбрать из предложенных иллюстраций и рисунков костюмы для детского сада, лыжной
    прогулки, посещения театра, визита в гости, игры в песочнице и т.п.
  • выбрать из нескольких цветных карточек не более трех, гармонирующих в одежде (цвета, которые в костюме не дружат: синий и коричневый, розовый и желтый, розовый и сиреневый, голубой и сиреневый).

4. Поговорим по телефону

Материал: телефонный аппарат, трубка; слова и словосочетания: вежливость, средство связи, телефон, телефонные: аппарат, гудки, звонки, номер, рычажки, доброжелательность, трубка.

Прямая цель: развитие общения каждого ребенка со взрослыми и сверстниками.

Косвенная цель: расширение словарного запаса

Возраст: 4 – 7 лет

Контроль: воспитатель.

Дети, телефон — это важное средство короткого общения. Для чего нам нужен телефон? Благодаря телефону мы наводим справки, узнаем о здоровье близких и друзей, договариваемся о времени и месте встречи. Кому вы звоните по телефону?

Во время разговора необходимо выполнять определенные правила, т.е. соблюдать этикет. Основные правила телефонного разговора:

  • ждать ответа на телефонный вызов 5—7 гудков,
  • самому при звонке стараться побыстрее поднять трубку телефона и ответить,
  • осторожно снимать телефонную трубку с аппарата и класть ее на место,
  • начинать разговор со слов приветствия и заканчивать словами прощания,
  • говорить вежливо и недолго,
  • никогда не звонить рано утром и поздно вечером.

Первым телефонный разговор заканчивает старший по возрасту и положению, а также женщина в разговоре с мужчиной, девочка в разговоре с мальчиком; если девочка с девочкой, мальчик с мальчиком — позвонивший. Что значит “вежливо говорить по телефону”?

Упражнения

  • пригласить по телефону подругу погулять;
  • позвонить маме на работу и узнать, когда она придет домой;
  • ответить на телефонный звонок воспитателя,
  • ответить по телефону маминой знакомой;
  • ответить по телефону человеку, который ошибся и неправильно набрал номер;
  • звонок другу, к телефону подошла его мама (друг дома, его нет дома).

5. В музее и на выставке

Материал: слова и словосочетания: музей, картины, скульптуры, выставка (картин, посуды и др), выставочный зал, экспонат, экскурсия, экскурсовод, камера хранения, ценные предметы; картинки с изображением Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея, краеведческого музея города.

Прямая цель: развитие общения каждого ребенка со взрослыми и сверстниками.

Косвенная цель: расширение словарного запаса

Возраст: 4 – 7 лет

Контроль: воспитатель.

Перед каждым ребенком небольшая игрушка, у воспитателя – полоски с надписью.

Дети, кто знает, что изображено на этих картинках? (воспитатель показывает картинки с изображением Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея)

Эти красивые дома – музеи. В них хранятся старинные и ценные предметы, картины, скульптуры. В выставочных залах музеев проводятся выставки (картин, посуды, автомобилей и многого другого). Какой музей есть в нашем городе? Краеведческий. Все, что хранится в музее, называется экспонатами. В музее работают экскурсоводы. Правила поведения в музее и на выставке:

  • большие сумки сдаются в камеру хранения;
  • в некоторых музеях надевают специальные тапочки;
  • разговаривают тихо, внимательно слушают и не перебивают экскурсовода;
  • экспонаты рассматривают, но не трогают руками.

На каких выставках вы бывали? Что обязательно сделают, войдя в музей? Почему большие сумки, портфели и зонты сдают в камеру хранения? Надо ли переобуваться в музее? Что можно и что нельзя делать в музее? Надо ли говорить работникам музея слова благодарности? Приветствия и прощания?

Упражнение

А сейчас представим, что наш кабинет – это выставочный зал музея. У нас выставка кошек. Каждый из вас возьмет карточку с надписью и расположит свою кошку в понравившемся месте кабинета.

Напомните правила поведения в музее.

Сегодня экскурсоводом будет ……… (ребенок рассказывает об одном из экспонатов, затем предлагает самим рассмотреть остальные).