Урок по теме "В гостях у Этикета"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • способствовать пониманию дружбы как одной из главных ценностей человеческой жизни;
  • воспитывать потребность быть хорошим (настоящим другом);
  • сохранять качества, помогающие в дружбе, освобождаться от тех, которые мешают этому;
  • способствовать укреплению дружеских взаимоотношений в коллективе;
  • воспитывать чувство терпимости к слабостям и недостаткам другого.

Оборудование: Плакат «Юности честное зеркало», «Правила поссорившихся сторон»: аудиозапись песни, рисунок Этикета и рубрики с названиями улиц. 

Организационная часть

  • Сообщение темы и цели урока.
  • Сегодня мы отправимся в гости к Этикету. Он приглашает нас прогуляться по улицам его города.

Основная часть

Мы погуляем с Этикетом по первой улице. Она называется «Историческая».

  • Что означает слово «этикет»?
  • А как толкуется слово этикет по толковому словарю?
  • Откуда пришел обычай снимать перчатку с правой руки, когда здороваются?
  • Откуда пришел обычай снимать шапку, входя в дом?
  • Откуда пришел обычай, что мужчина должен стоять слева от женщины, когда они идут рядом?
  • Когда в России впервые появиласть книга о том, как молодым людям вести себя. Как она называлась и что в ней записано?
  • (Плакат «Юности честное зерцало»)
  • Как вы считаете этикет появился давно или недавно? И почему?

Переходим на другую улицу

  • Она называется «Пословицы и поговорки»
  • Корни этикета мы можем найти в устном народном творчестве — это
    пословицы и поговорки.
  • Назовите пословицы о вежливости.

А теперь нам нужно восстановить пословицы и поговорки

Прочитаем, что получилось.

Доброе слово — что дождь в засуху.

Худое слово и сладким медом не запьешь.

Спасибо — великое дело.

Как поживешь, так и прослывешь.

Жизнь дана на добрые дела.

По одежке встречают — по уму провожают.

Страницы из школьной жизни

- Знаете ли вы, кого называют сверстниками?

- А кого друзьями?

- В чем заключаются правила дружбы?

(Уметь распределять обязанности, еметь сотрудничать, соблюдать правила игры, не стараться добиться перевеса нечестным путем, не злиться на победителя, не давать сверстникам кличек, обидных прозвищ).

- Чтобы понять другого человека надо хорошо его знать. Мы учимся почти 4 года, но я уверена, что мы мало знаем друг о друге. Давайте сделаем небольшое открытие. В этом нам поможет метод интервью.

Давайте возьмем интервью у соседа.

- Я знаю, что многие ребята в классее подружились, звонят друг другу, вместе гуляют. И сегодня каждый подготовил мини-сочинение о своем друге, не называя его имени. А так же нарисовать с какой частью природы ассоциируется ваш друг. Вот видите, какие замечательные ребята живут в нашем классе. А как вы понимаете выражение «Друзья познаются в беде».

- А давайте посмотрим сценку и скажем, можно ли назвать этих персонажей друзьями?

 

Сценка по С.Михалкову «Как друзья познаются».

Автор: Сговорились Лиса, Бобер и Кабан пойти в дальние края. Шли они, шли и подошли к речке.

Вместе: Втроем нам не пройти, надо по одному.

Кабан: Кто же первый пойдет? Ступай ты Бобер, ты старше, тебе почет.

Бобер: Почему я? Пусть Лиса идет.

Лиса: Нет, Бобер, иди ты первый.

Автор: Бобер пошел, а мостик проломился, и Бобер упал в воду.

Лиса: Ой беда, беда! Что нам делать, Кабан? Прыгай в воду, спасайБобра. Скорей Прыгай!

Кабан: Почему я, Лиса? Сама прыгай, а я боюсь холодной воды.

Бобер: Что вы там всполошились? Я уж как-нибудь сам! Я ведь плаваю.

Лиса и Кабан: Вот чедесно! Пойдем дальше, Бобер.

Бобер: Ну нет, с вами я никуда не пойду [1].

- А как вы думаете почему Бобер отказался идти дальше?

- Возникла ссора, и уже невозможно понять кто прав, а кто виноват

- Разрешить ссору помогут Правила поссорившихся сторон.

Давайте прочитаем их и запомним (анализ).

Правила поведения двух поссорившихся сторон

  1. Четко и ясно объясни своему товарищу или подруге: чем тебя обидели или какие ты имеешь претензии.
  2. Никогда не откладывай этого "на потом". Потом приятель может не сообразить, что ты имеешь в виду.
  3. Никогда не копи обиды. Лучше без утайки выкладывать все, что есть на душе, чтобы решить проблему до конца.
  4. Объяснившись, считай вопрос исчерпанным и относись к своему приятелю по-прежнему.
  5. Если объяснение не привело к быстрому примирению и один из вас по-прежнему считает себя обиженным, то первым извиниться должен тот, кто считает себя более виноватым.
  6. Если выноваты оба в равной мере, то шаги к перемирию первым совершает тот, кто умнее.
  7. Нет смысла дуться друг на друга и портить хорошее настроение из-за пустяков [4].

Песня «Если с другом вышел в путь» (с движениями как физминутка).

Мы едем, едем, едем!

- Какие места называются общественными? От какого слова они произошли?

Общественное место связано со словом общество. Обществом называют людей, объединенных совместной жизнью и деятельностью.

- Что относится к общественным местам?

К ним относятся магазины, кафе, поликлиники, театры, школы, транспорт и т.д.

- Вначале поговорим о том, как ведут себя воспитанные люди на улице?

Предлагаю мысленно прогуляться по улицам города. Закрыв дверь своей квартиры, вы оказыватесь в подъезде. В каком состоянии находятся лифты, стены, лестницы ваших домов?

- Так о чем мы должны помнить?

(Не портить того, что сделали для нас).

- Вы вышли на улицу во двор, сели на скамейку, достали конфеты, жвачку,
купили воду. Ваши действия?

А знаете ли вы, что нужен как минимум год, чтобы размокла, рассыпалась, смешалась с землей брошенная бумага, пустая консервная банка разлагается несколько лет, для полиэтиленового пакета потребуются десятилетия, а осколки разбитой бутылки будут обезображивать нашу землю веками.

- Продолжим прогулку.

В очень многолюдном месте вы не будете расталкивать прохожих, а... (попросите разрешения пройти).

Если кто-то спешит вы... (уступите дорогу, уйдете в сторону).

Если вам пришлось остановиться, встать нужно так, чтобы ... (не мешать основному потоку людей).

Если вы решили зайти в магазин, но в дверях оказалось много народа, чтобы не было столкновения нужно... (пропустить тех, кто выходит).

На улице нужно быть не только осмотрительными, но и наблюдательными: возможно кто-то нуждается в вашей помощи. Кто? (пожилые люди, инвалиды, маленькие дети).

- Чтобы добраться до нужного места нужно воспользоваться транспортом.

Как нужно вести себя в транспорте? (не шуметь, не кричать, не мусорить, уступать места)

Иногда некоторые ребята, заняв свободное место, усиленно начинают делать вид, бдто их занимает пйзаж за окном. Старичок с палочкой все равно никогда не поверит, что ты только из-за красоты пейзажа не замечаешь его.

Как нужно входить в транспорт? (когда из него выйдут пассажиры, пропустите...)

А как выходят из транспорта?

- Вот доехали мы до библиотеки. Какие правила пользования библиотекой вы знаете? (вовремя возвращать книги, бережно к ним относиться...) 

Задачи по культуре поведения

  • Ты хочешь купить 300 грамм конфет. Обратись, пожалуйста, к продавцу.
  • Попроси библиотекаря выдать тебе интересную книгу.
  • Ты уступаешь место пожилым людям, какие слова ты при этом говоришь?
  • Что нужно сделать, когда пассажир просит передать деньги на билет.
  • Ты посетил детское кафе, как ты закажешь мороженое?
  • Обратись к парикмахеру, попроси, что бы тебя подстригли. Какую причёску хочешь сделать.
  • Девочка прищемила палец. Ей больно. Найди слова утешения.
  • Малыш ушибся и заплакал. Пожалей его.
  • Витя сломал машинку, которую ему подарили на день рождения. Он очень огорчился. Как помочь Вите?
  • Задай вопросы, когда приходят навестить больного. Что ему говорят при прощании?
  • Твой товарищ поздоровался с не знакомым человеком. Нужно ли тебе здороваться с ним?
  • Вы получили подарок в день рождения. Как вы поступите?
  • Вы съели на улице шоколадку, как вы поступите с обёрткой, если рядом нет урны.
  • В гостях хозяйка угощает вас блюдом, которое вы не любите. Как вы поступите?
  • Мальчик крикнул прохожему. Сколько сейчас часов?
  • Мальчик допустил 4 ошибки. Какие?
  • Два мальчика столкнулись в дверях школы и никак не могут разойтись, кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет? [5]

- Подведем итог нашего разговора стихами С.Я. Маршака «Ежели вы вежливы»

Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду.
В автобус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы - то есть сами.
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с бабушкой, и с дедушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы
То в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмете не навеки.
И ежели вы вежливы
То книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете
И ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником
Пред сильным не робея [3].

Страничка юмора

Мы оказались на улице Юмора. Послушаем сценку и давайте посмеемся над своими недостатками. Ведь в каждой шутке есть доля правды.

Действующие лица: девочка, школьник.

Девочка: Итак, представь, что ты школьник и тебе надо встать с утра пораньше, чтобы не опоздать на урок. Утром мама разбудила тебя и что ты должен сказать?

Школьник: Ой, мама, давай скорей завтракать, а то в школу опоздаю!

Девочка: А еще раньше ты что говоришь?

Школьник: Мам, а где мои носки? Я забыл, куда их вечером бросил.

Девочка: А еще раньше, что надо сказать?

Школьник: Еще раньше? Ой, мам, чего ты меня будишь? Ведь рано еще!

Девочка: Да нет, ты забыл, что надо сказать маме в первую очередь, когда утром только-только раскрыл глаза и потянулся. Помогайте, ребята! (С добрым утром!)

Школьник: Ах, с добрым утром! Понятно.

Девочка: Продолжаем. Вот ты позавтракал, и что ты маме скажешь? (подсказывает) Спа...

Школьник: Спокойной ночи, что ли?

Девочка: Ребята, опять нужна ваша помощь! (Спасибо). А перед уходом в школу, что надо сказать на прощанье? (подсказывает) До....

Школьник: Ой, мам, чуть не забыл, дай на мороженое!

Девочка: Опять ты все перепутал. Ребята, помогайте, (до свидания). Ну, а дальше. Вышел ты из дома, сел в автобус, рядом старушка. Что надо сказать?

Школьник: Баушк, передай на билетик.

Девочка: Эх, и это называется, ты все помнишь. Сделать-то, что надо? Школьник: А что?

Девочка: Ребята, помогайте! (встать и уступить место).

Школьник: А, это я всегда делаю. Садись, баушк, мне ведь одну остановку ехать Девочка: Ведь взрослым всегда надо уступать место, а не только тогда, когда тебе пора выходить. Ясно?

Школьник: Ясно, я давно все понял. Утром - поздороваться, уходя - попрощаться и место уступать. Слушайте, а так скоро про меня будут говорить - вон пошел самый вежливый человек, гордость нашей школы. Это очень приятно - быть вежливым, этим можно гордиться. 

У меня зазвонил телефон

Этикет приглашает нас на следующий) улицу.

- Для чего нужен телефон?

Телефон очень нужный и полезный аппарат, без него трудно представить нашу жизнь. Он связывает родных, живущих в разных местах, помогает быстро передать сообщение, поздравить друг друга, справиться о здоровье близких, вызвать врача, пожарных и т.д.

- Что нужно сказать, если позвонил знакомым или друзьям?

(поздороваться и представиться)

- Что нужно сказать, если звонишь в учреждение?

(поздороваться и уточнить туда ли попал)

- Можно ли подолгу занимать телефон?

- Кто первым должен закончить разговор?

- Разыграем ситуацию.

Вы звоните на работу и приглашаете к телефону маму.

Вы звоните другу, а к телефону подходит его сестра.

Вы звоните в Дом Творчества, чтобы записаться на кружок рисования.

А сейчас послушайте стихотворение А.Барто «Почему телефон занят?» Как вы относитесь к таким ребятам? Нужно ли им подражать?

По телефону день-деньской
Нельзя к нам дозвониться!
Живет народ у нас такой –
Ответственные лица:
Живут у нас три школьника
Да первоклассник Коленька.
Придут домой ученики –
И начинаются звонки,
Звонки без передышки.
А кто звонит? Ученики,
Такие же мальчишки
«Андрей, что задано,
Скажи...
Ах, повторяем падежи,
Все снова, по порядку,
Ну ладно, трубку подержи,
Я поищу тетрадку».
«Сережа, вот какой вопрос:
Кто полушария унес?
Я в парте шарил, шарил,
Нет карты полушарий!...»
Не замолкают голоса,
Взывает в трубке кто-то:
«А по ботанике леса,
Луга или болота?»
Звонят, звонят ученики...
Зачем писать им в дневники,
Какой урок им задан?
Ведь телефон-то рядом!
Звони друг другу на дом!
Звонят, звонят ученики...
У них пустые дневники,
У нас звонки, звонки,
Звонки...
А первоклассник Колечка
Звонит Смирновой Галочке –
Сказать, что пишет палочки
И не устал нисколечко [2].

Итог урока:

Вот и закончилось наше путешестве с Этикетом.

Конечно, мы прошли не все улицы этого огромного города. Но самое главное в том, чтобы вы соблюдали правила хорошего тона везде, где бы вы не находились.

Литература:

  1. Друзья познаются в беде. С.Михалков.
  2. Почему телефон занят. А.Барто.
  3. Этикет: от обезьяны к человеку. В.Рафиенко.
  4. Общительные сказки. Т.Шурыгина.