Урок развития речи по русскому языку в 8-м классе по теме "Умение писать – божий дар"

Разделы: Русский язык


Цель: содействовать возрождению российских традиций эпистолярного жанра, воспитывать любовь и уважение к родному дому, учиться трудолюбию тружеников почтовой связи, подготовить школьников к написанию тематических писем.

Перед уроком идет короткая экскурсия на тему «Жизнь почты сегодня»

Оборудование: стенд, на котором письма фронтовиков, конверты разных времен, образец оформления конверта; тетради для словарной работы, конверты; Толковый словарь.

Ход урока

Эпиграф на доске: «Какое в них (письмах) богатство чувств и мыслей!»
Ю.Бондарев

Учитель: Дорогие ребята! Жизнь людей за последнее столетие существенно изменилась, но ох этого не стала чище, лучше, благороднее. Отвыкли мы от волшебного ощущения беседы с помощью «письмеца в конверте», которое мы читаем, перечитываем и бережно храним долгие годы.

Зачем выражать свою индивидуальность? Нам бы попроще, пояснее и побыстрее. Заняты мы. Электронные послания заменили все виды переписки. Они чаще всего бывают с ошибками клавиатурного набора, иногда написаны просто так, неизвестно кому, развлечения ради. Страшно становится при виде таких посланий. Бездушные машины украли у нас внимание друг к другу, к близким, к самым дорогим вам людям - вашей семье. Мне часто приходится слышать от многих родителей, что их дети, окончившие школы, институты, совсем не пишут близким. Отчего это: от лени, от равнодушия? Хорошо, если позвонят иногда либо пришлют SMS - сообщение.

- А как вы думаете, можно ли заменить письмо телефонным разговором?

(Разговор по телефону требует краткости, а в письме можно писать обо всем подробно, можно многое сказать, что неуместно или неудобно сказать по телефону. В письме слова надо обдумывать, подбирать.)

Учитель: Умения писать, которые люди берегут и хранят, - Божий дар. В письмах бьется живое человеческое сердце. Наш урок развития речи будет посвящен сегодня умению писать письма, мы поговорим о стиле письма, подумаем, в каком стиле могли бы написать письмо своей семье. Люди писали с древних времен.

- Выясните, каково лексическое значение слова «письмо»?

(Учащиеся работают с толковым словарем и конспектируют ответ, составляют словосочетания.).

- А теперь послушайте письмо А.С.Пушкина родителям.

(Ученик читает письмо А.С.Пушкина родителям от 3 мая 1830 года из Москвы в Петербург).

Учитель: Чем привлекает вас, ребята, это старинное письмо? Можно ли в наше время воскресить искусство написания, чтобы покончить с убожеством отдельных современных

текстов? Что для этого надо знать? Чему научиться? Надо ли быть грамотным? Это еще один проблемный вопрос нашего урока.

Языковая разминка (Работа у доски)

  1. Фонетический разбор
    расписаться - [расп'исаца] (графически изображается каждый звук и характеризуется)
  2. Морфологический разбор слова
    В мороз и зной почтальон работает до зари.
  3. Синтаксический разбор предложения
    Где-то рядом колокольчик звенит, поет, торопясь, свою нескончаемую песню почтовой тройке, и ямщик уверенно понукивает лошадей. Задание:
    • составить схему предложения;
    • дать характеристику предложению;
    • объяснить постановку знаков препинания. (Работа в тетрадях)
  4. Учащиеся составляют словосочетания со словом «письмо», приводят примеры на каждый тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).
  5. Письменный разбор словосочетаний: «долгожданное письмо», «получить письмо».

Учитель: Какими простыми и яркими словами выражены трепетные чувства любви, тоски, сострадания, горечи и жажды счастья солдатские письма! Позавидует любой. Ведь это живые памятники души, (учитель разворачивает треугольник и читает письмо, адресованное одной из семьи)

«Здравствуй дорогая и никогда не забываемая моя мамочка!

Я сегодня в своем распоряжении имею много времени, а поэтому вспомнил всю гражданскую жизнь и при этом не мог не вспомнить Вас, дорогая мама, и Вашу мате­ринскую заботу и ласку.

Мама, Вы, может быть, обижаетесь на меня, что я за последнее время не пишу Вам письма, но я думаю, что Вы все мои письма читаете всей семьей, безразлично, на кого бы они ни были написаны. Дорогая мамочка, сообщаю о себе: я живу пока хорошо, здоровье мое отличное, кормят очень хорошо (даже лучше, чем в то время, когда я служил в кадровой ар­мии). Одет тоже очень тепло и чисто. В общем, забота о нас материнская: моемся каждую неделю, вообще условия бытовой жизни очень хорошие, особенно если сопоставить с моей жизнью с 31 -го до 36-го года.

Жизнь-то хорошая, но сердцу нет покоя, потому что проклятый враг продолжает топтать нашу землю и издевается над нашими людьми. Потребуется еще много сил и крови, пока изгоним фашистов с нашей земли. И вот тогда только успокоится мое сердце, если раньше не сразит вражеская пуля. Но на войне не без этого, и об этом не следует думать. Дорогая мамочка, прошу, пиши, как твое здоровье и здоровье всей нашей семьи.

Пишите, что сейчас работаете, как подготовились к зиме, сколько оставили в зиму скота и вообще все новости по нашим поселкам.

Мама, от Миши я письма получаю. Как он живет, вам известно. Он мне пишет, что сфотографировался, и обещает выслать карточку. На днях жду.

Кончаю писать свое письмо, стараюсь передать привет дорогому папе, сестрицам Маше и Ниночке, Елене Акимовне, племяннику Славику и любимым деткам Шуре и Валечке.

Желаю всем доброго здоровья и наилучших успехов в Вашей жизни. До свидания, дорогая и незабываемая мама!

Остаюсь пока жив и здоров любящий сын Петр. Дорогая мамочка, прошу: обо мне не беспокойся, береги свое здоровье, жди с победой! Полевая почта 1ю 550.»

После паузы:

Беседа по содержанию текста.

  • Ребята, как вы поняли, это письмо из далекого прошлого.
  • Что вы узнали о времени его написания?

(Идет Великая Отечественная война, автор письма воюет с фашистами.)

  • Какие исторические моменты также обращают на себя внимание?
    (Боец упоминает о своей жизни с 31-го до 36-го года.)
  • Почему эти годы врезались в его память (о причине он умалчивает)?
  • (Коллективизация, обнищание деревни, голод.)
  • О чем еще рассказало вам это письмо?

(Оно рассказало о самом авторе. Ребята воссоздают его образ: боец родом из деревни, он хорошо знает заботы земляков, в тылу у него большая семья, не только родители, но и дети. Он заботливый, ласковый сын, любящий отец, работящий человек. Боец любит Родину, готов отдать за нее жизнь, верит в победу. Автор письма — воспитанный человек: «Здравствуй», «до свидания», он очень душевный: «никогда не забываемся моя мамочка», «дорогой папа»),

  • Почему автор письма так подробно описывает бытовые детали, рассказывает, что он сыт, обут, одет?

(Ученики понимают, что боец бережно относится к родным, он близко к сердцу принимает тревогу матери, ему не хочется говорить о трудностях солдатской жизни, не хочется, чтобы родные переживали за него. Он понимает, что им тоже нелегко, поэтому, стараясь уменьшить их боль, пишет о своей «благополучной» жизни, о судьбе брата, который тоже воюет. К тому же боец незаметно готовит мать к худшему, вскользь упоминая о своей возможной гибели.) - Что трогает в этом письме?

(Ученики отмечают то, как боец обращается к матери, как он говорит о детках: «дорогая», «незабываемая», любимые».)

  • Представьте себе мать, родных, читающих письмо в конце осени или начале зимы 1943 года. Что чувствуют они?

(Радость оттого, что близкий человек жив и любит их, заботится о них, что боец способен вынести все, чтобы на земле не было фашистов. Эти чувства объединяют, сближают воюющих на фронте и ждущих весточки в тылу.)

Подводим итоги разговора о письме с фронта. Мнение общее:

  1. письмо — это исторический документ, это память о прошлом, в нем образ времени;
  2. письмо характеризует человека, написавшего его;
  3. это письмо-урок, потому что оно учит бережному, внимательному отношению к близким в любое время и в любых условиях — это самое главное.

- Да, письма - это связь между людьми, между прошлым и будущим, это общение. Если письмо — это общение, беседа, значит, должен использоваться разговорный стиль. Письмо, которое мы прослушали, именно такое.

- Мой брат пишет письма в стихах. Там и юмор, и метафора, и эпитеты. Значит, письма могут быть написаны и в художественном стиле.

- Я думаю, что просьба, и не очень приятное сообщение требуют особых, деликатных слов, чтобы не унизить близких, не заставить их переживать, как и этот солдат.

- Надо всегда думать о том, какое настроение создаст ваше письмо у адресата (обратить внимание на значение этого слова, на его отличие от слова «адресант»). Вы провели большую поисковую работу, читали письма фронтовиков.

- А что объединяет все прочитанные вами письма? (Они начинаются с приветствия, с обращения.)

- Верно. В письме родителям не надо стыдиться нежных чувств, в нем не должно быть места пренебрежительности (Привет, предки!), неуважения к близким. Помните, что письмо - это отражение вашей культуры, вашей воспитанности. В старину издавались письмовники, учившие составлению писем. Жанр письма принято называть эпистолярным. В наше время не издаются никакие рекомендации, правила, образцы для письменного общения с близкими. Но одно несомненно: сначала пишут о главном, обязательном, а далее о том, что кажется автору второстепенным.

Записываем волшебные слова обращений в письмах: родная, дорогие, глубокоуважаемый, радость моя, солнышко, мой друг, мамочка любимая, бесценная моя бабушка, братик, ангел мой сестричка, труженица, заботница...

Учитель: Какие бывают письма еще, кроме личных, и в чем их особенность?

(Ответ ученика)

Учитель: Итак, письма действительно сокращают расстояния, дают возможность хотя бы на несколько минут приблизить дорогого, родного человека. Они дают возможность состо­яться содержательному, взаимно обогащенному диалогу: они в какой-то степени формируют характер человека, во всяком случае шлифуют его. А что такое диалог? (Ответ ученика.)

Учитель: Давайте осмыслим более четко понятие «эпистолярный жанр».

Ученик делает сообщение «Эпистолярный жанр». Другие школьники делают рабочие по­метки в тетрадях

Учитель: Процесс создания частного письма довольно сложен. Он требует большого практического опыта, опыта «работы души» пишущего.

Внимание на доску! Запомните памятку «С какой целью пишутся письма». Сделайте пометки в своих рабочих тетрадях.

Учитель: Какое впечатление на вас, дети, произвели сегодняшние письма? (Ответы учеников.)

Учитель: Работаем в парах. Перед вами различные письма в сокращенном варианте: письма-исповеди, дружеские послания, письма поддержки, просьбы, размышле­ния... Не только частные, но и деловые, официальные. Обратите, пожалуйста, внимание на стилевые особенности писем, их композицию, диалогичность, лексику, синтаксис, разговорную и публицистическую интонации, на то, с какой целью они пишутся. (Ученики работают в парах.)

Сегодня наши гости - работники отделения почтовой связи расскажут о том, какие услуги оказывает отделение, о людях труда, о своих заботах. Делайте заметки в рабочих тетрадях.

Выступают почтовые работники

Учитель: Перед вами на партах лежат письма. Вот одно из них:

«Салют, Серега!

Царапаю тебе от дядьки вечером. Так вот, решился черкануть тебе. У меня все идет нормаль­но. Как у тебя? В понедельник будут в школе соревнования по лыжам. Мы ходили в субботу в поход. Там мы поймали ежика. Ладно, давай, пока. Заканчиваю писанину. Мишка».

Вам понравилось это письмо? Почему? Расскажите об этом в своих работах по его редактированию. Уберите негативные места текста. Напишите свои личные мини-письма друзьям.

Но прежде задайте себе вопросы:

- Отвечает ли текст письма требованиям, предъявленным к высказываниям эпистолярно­го жанра?

- Какие композиционные части письма отсутствуют?

- Соблюдаются ли требования к вступлению, есть ли в нем стремление установить контакт с адресатом?

Придумайте варианты заключительных фраз.

- Соблюдается ли этикетная форма конца письма?

- Измените содержание основной части.

- Это грамотное письмо? Какие законы родного языка надо знать, чтобы не допустить
имеющихся в письме ошибок?

- Каковы стилевые особенности письма?

- Какие ситуации вызывают то или иное письмо?

Школьники готовят ответы. Один ученик отвечает на вопросы, другие его дополняют

Учитель: В 5 классе вы учились заполнять конверт. Сегодня мы еще раз повторим эту работу. Образец перед вами, но каждый указывает свой адрес. Вы скоро покинете своих родителей: кто-то в будущем поедет учиться, кто-то работать. Не забудьте, что первым проявлением вашего внимания к родителям станут письма. Поэтому сегодня я предлагаю использовать полученные на уроке сведения и рекомендации в написании писем.

Подведение итогов.

Изменяется время. Изменяются люди, но живое человеческое общение с помощью писем будет существовать всегда. И станут ближе друг к другу дети, родители, друзья и близкие.

Пишите письма и свято храните те, которые приходят вам. Может быть, с них начнется ваш личный архив, материальная история вашего рода

Домашнее задание.

Напишите дома письмо своим родным, близким, родителям, так, как вы хотели бы написать его, если бы оказались вдалеке от них.