Усиление практической направленности за счет ведения исследовательской деятельности

Разделы: Физика


Модернизация образования в школе предполагает создание условий для повышения качества общего образования через использование эффективных методов обучения, обеспечение дифференциации и индивидуализации образования, введение предпрофильного и профильного образования.

Смена содержания обучения физике вызвана изменением целей образования в целом. Произошел поворот от информационной насыщенности обучения к деятельностной его основе, то есть к формированию активной личности, обладающей целым набором компетенций.

В стандарты первого поколения по физике включены важнейшие методы научного познания, важнейшие категории научного знания, планирование и проведение наблюдений, экспериментов; конкретизированы требования к уровню подготовки выпускников: измерять, собирать экспериментальные установки, описывать, сравнивать, распознавать, обосновывать, представлять и т.д.

То есть обучение физике в современной школе предполагает усвоение школьниками многих вопросов методологии науки и развитие их исследовательских умений. Однако практика обучения показывает, что у учащихся слабо сформированы, прежде всего, экспериментальные умения и навыки, знания методологии исследования, что, в конечном счете, сказывается на недостаточно осознанном изучении основ физической науки и проявляется в пассивности ученика в процессе обучения. Особенно актуальна эта проблема, когда закладываются основные экспериментальные умения и навыки, формируется элементарная культура исследования. Решение этой проблемы способствует активизации процесса обучения физике, помогает ученику определиться с выбором профиля дальнейшего обучения.

При организации исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения физике стремлюсь к тому, чтобы школьники:

  • учились самостоятельно добывать знания;
  • развивали навыки самоорганизации;
  • формировали адекватную самооценку;
  • приобретали навыки речевой культуры, написание текста, произнесение монолога, ведение беседы, дискуссии и других форм коммуникативного взаимодействия;
  • умели представлять результаты исследования.

Под учебно-исследовательской деятельностью учащихся понимается учебная деятельность по приобретению практических и теоретических знаний с преимущественно самостоятельным применением научных методов познания, что является условием и средством развития у обучающихся творческих исследовательских умений.

Преподавание физики в основной и старшей школе имеет принципиальное отличие. Что и определяет структуру курса физики в старшей школе и особенности изложения учебного материала.

Мне как учителю важно создать условия, при которых учащиеся научатся подмечать, как человек использует разнообразные явления окружающего мира в повседневной жизни, что позволит им расширить свой жизненный опыт и создать основу теоретических знаний. Обучаю школьников на уроках извлекать сведения из разных источников (в том числе из собственного жизненного опыта), отличать факты от мнений. Для этого помогаю ученику осваивать разные способы представления информации и из отдельных сведений получать новые знания, совершая переход от ядра физической теории к выводам, следствиям, научным предсказаниям.

При проведении лабораторного практикума работу строю так, чтобы это было не только приобретение или освоение опыта работы с измерительными приборами, сколько научению решения задач практической направленности. Это и умение сформировать вопрос, ответ на который нужно получить в рамках самостоятельного исследования. И умение составлять детальный план исследования, отобрать нужное оборудование, собрать установку, предложить способ представления информации, полученной в опыте, провести измерения и оценить погрешность измерений. В ряде случаев, сравнить полученное значение измеряемой величины и сделать вывод.

В 1821 году молодой английский физик Майкл Фарадей сделал в своем лабораторном журнале запись: «Превратить магнетизм в электричество»; она стала его программой исследований на ближайшие годы. Почти 10 лет трудился над ней ученый, пока добился успеха. У вас, ребята, на рабочих местах такие же приборы, какие были на лабораторном столе Фарадея.

И вам предлагается на уроке попробовать решить эту проблему – «Превратить магнетизм в электричество».

Все это позволяет включить в исследовательскую деятельность всех учащихся на уроке, не зависимо от их индивидуальных способностей, и развивать их творческие умения.

В основе организации учебно-воспитательного процесса лежит тесная связь между деятельностью учащихся на уроках и элективными курсами (которые я веду три года «Молекулярная физика», «Астрофизика», «Решение задач для подготовки к ЕГЭ». Работу в курсах рассматриваю как продолжение, дополнение и углубление учебных занятий.

Работа на элективных курсах носит преимущественно практических характер и этим дополняет, обогащает и углубляет знания учащихся, совершенствует их умения, приобретенные на учебных занятиях. Наибольший интерес у учащихся вызывают задания, выполнение которых предусматривает проявление самостоятельности и оригинальности мышления. Проводя с учащимися элективные курсы, результатом работы которых является реферат по выбранной теме.

Учащиеся 9-11 классов со своими рефератами выступают на уроках, школьных и районных конференциях, что позволяет учащимся научиться защищать выполненную работу, свободно владеть материалом по данной теме.

Школьники пишут либо реферат познавательного типа (т.е. изучают более сложный и расширенный материал, который выходит за рамки программы), либо исследовательского типа, что требует от автора выполнение двух видов работ: теоретической, связанной с теорией вопроса, и практической, связанной с постановкой эксперимента.

В процессе подготовки реферата, которая играет важную роль в организации исследовательской деятельности, ребята проявляют высокий уровень самостоятельности, демонстрируя весь комплект приобретенных знаний, полученных на уроках и в ходе самостоятельной работы.

Организуя исследовательскую деятельность учащихся, я как учитель:

  1. Создаю условия для постановки личных целей; демонстрирую значимость исследовательской деятельности и ее результатов (межпредметная связь, подготовка к экзаменам, подготовка к студенческой деятельности).
  2. Обучаю, то есть оказываю содержательную и организационную помощь в работе: консультирую, конкретизирую проблемы, редактирую т.д..
  3. Так как учащиеся разного уровня, создаю ситуацию успеха, регулярно проверяю и оцениваю выполняемую работу.

Вся работа делится на три этапа:

  1. Подготовительный:
    Учу детей работать с первоисточниками, научной и публицистической литературой, самостоятельно находить и анализировать информацию. Результатом является доклад.
  2. Создание реферата по теме. Предлагаю найти себе интересную тему, провожу беседу, в которой излагаю цели, задачи, структуру предстоящей работы и требование к ней. Затем учащиеся составляют список литературы, которую они будут использовать. После ознакомления с литературой я помогаю им составить план будущей работы. В дальнейшем консультирую по содержанию работы, ее написанию и подготовке к выступлению.
    На этом этапе учащиеся усваивают и закрепляют некоторые теоретические методы исследования, приобретают навыки оформления научной работы.
  3. Предлагается исследовательский поиск, творчество, практическая значимость работы. Ее представление и защита. Где школьник делает собственные выводы по изученной проблеме, ее актуальности, о перспективах развития исследования.

В процессе защиты ученик не воспроизводит полностью работу, а кратко излагает ее содержание, подробно останавливается на наиболее существенных моментах, акцентируя при этом внимание на какой-либо проблеме, которую ему пришлось решать самому. Лучшие работы дети представляют на школьной конференции.

Построенная таким образом деятельность помогает ученику приобретать навыки исследовательской деятельности и самостоятельной работы с литературными источниками, приборами и измерителями. А для учителя дает возможность включения в исследовательскую деятельность всех учащихся, независимо от индивидуальных способностей, а также возможность организовать подготовку выпускников, т.к. между деятельностью учащихся на уроках и элективными курсами существует тесная связь, и они имеют возможность выбора индивидуальной траектории освоения предмета.

Развитие исследования в дальнейшем видится в изучении возможностей применения информационных технологий и организации исследовательской деятельности учащихся.

Литература:

  1. Разумовский В.Г. «Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике»;
  2. Финкельштейн Э.Б. «Исследовательская деятельность школьников и интеграция»;
  3. Обухов А.С. «Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать?»;
  4. Плигин А.А. «Исследовательская деятельность школьников в модели личностно – ориентированного образования»