Урок литературного чтения. 2-й класс. «Чародейкою зимою…»

Разделы: Литература

Класс: 2


Цель: Познакомить с произведением Ф. И. Тютчева "Чародейкою зимою:"

Задачи:

  1. Совершенствовать навыки анализа поэтического текста.
  2. Вырабатывать навык выразительного чтения как результат понимания текста.
  3. Развивать и обогащать речь учащихся; творческое воображение.
  4. Формировать навык работы учащихся в группах.
  5. Развивать навыки здоровьесбережения, здоровьетворчества.

Оформление:

  • Портрет Ф. И Тютчева.
  • Репродукция картины И. И. Шишкина "Зима".
  • Фрагменты классической музыки.
  • У каждого учащегося на столе снежинки из белой бумаги.
  • Тёмного цвета лист картона, зубная паста, цветные карандаши.

Ход урока

Актуализация знаний. (слайд)

Презентация.

Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?

Сегодня я вас приглашаю в зимнюю сказку.

Скажите шёпотом слово "зима"

- Какие чувства у вас возникли?

- Какие картины природы вы представили?

- Как бы произнёс эти слова человек, который не любит это время года?

- Как бы сказал эти слова человек, которому нравится зима?

Для достижения максимального результата использую метод эвристической беседы.

Знакомство с произведением Ф. И. Тютчева "Чародейкою Зимою:"

Каждое время года прекрасно, удивительно, неповторимо, и когда талантливый человек ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием. Он старается передать эту красоту красками, словами, звуками. И люди, которые слушают его стихи, музыку, смотрят картины, тоже начинают видеть и чувствовать эту красоту.

Давайте сейчас попробуем определить характер музыкальной мелодии, которая могла бы подойти к описанию зимы.

Музыка:

лирическая загадочная
задумчивая нежная
печальная лёгкая
радостная танцевальная
бодрая задорная
спокойная волнующая
бурная весёлая
величавая плавная.

При представлении содержания нового материала свою задачу вижу в том, чтобы учащиеся наиболее полно могли представить картину зимнего леса, ощутить его прелесть и красоту.

Сегодня мы отправимся в зимний лес. Войдём мы туда под звуки музыкальной зарисовки великого итальянского композитора Вивальди (звучит отрывок из второй симфонии).

Далее я показываю портрет Ф. И. Тютчева. (слайд)

Фёдор Иванович Тютчев(1803 - 1873) - один из известных поэтов 19 века, его называют мастером пейзажной лирики, певцом русской природы.

Сегодня мы познакомимся с одним из лучших стихотворений Тютчева, посвящённом описанию зимней природы "Чародейкою зимою:"

На доске:

"Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит:"

- Прочитайте строки из стихотворения.

- Можете ли вы предположить, каким видится лес поэту?

- Лес неподвижный, белый, загадочный, волшебный.

На данном этапе урока музыкальное произведение способствует эмоциональному, лирическому настрою на восприятие стихотворения.

Анализ произведения.

Задача следующего этапа моего урока - это развития и совершенствование навыка анализа поэтического произведения.

При анализе стихотворения моя деятельность состоит в том, чтобы подводить к проблеме, объяснять, переживать, поощрять, заинтересовывать, формировать мотивы учения, воодушевлять и т. д.

Работая над стихотворением, учащиеся не только выражают свои чувства, но и определяют темп, тон, громкость, выясняют особенность композиции стихотворения, определяют какое изобразительное средство языка, использовал поэт.

Анализ произведения я сопровождаю показом репродукции картины И. И. Шишкина "Зима".(слайд)

Самостоятельное чтение стихотворения детьми.

- Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

- Какие чувства при чтении возникли в душе? (изумление, радость, восхищение, восторг, грусть, сожаление:)

Определите темп, громкость, тон чтения.

  • Темп - средний, чуть замедленный, быстрый.
  • Громкость - обычная; громче, чем обычно; тише, чем обычно; громко.
  • Тон - спокойный, равнодушный, радостный, восхищённый.

Обобщение ответов учащихся.

Чтение учителем стихотворения наизусть.

Следующий этап урока - это физическая минутка.

Снежок

А ну, снежок,
А ну, дружок,
Лети , не уставай
И двор, и дом,
И школьный сад,
И нас, ребят,

Теплее укрывай! ( выполняются упражнения на различные группы мышц )

Задачей следующего этапа урока, считаю формирование навыка работы в группах, реализацию творческого и интеллектуального потенциала учащихся.

Работа в группах (слайд)

Первая группа получает задание: выполнить рисунок на тему: "Зима". Учащиеся рисуют на темном фоне зубной пастой зимние пейзажи.

Вторая группа работает над выразительностью чтения стихотворения, постановкой пауз (короткая пауза, пауза, длинная пауза).

Третья группа дополняет текст образными словами и выражениями.

Волшебница-зима.

В лес пришла:::..зима. Сосны и ели она нарядила в::::..шубы. На верхушки деревьев до самых бровей надела :::.. шапки. На рябинку накинула:::. покрывало. Веточки берёз украшены ::.. инеем. Раздвинуло солнышко тучку. Под его лучами ::..снег. ::::картина кругом!

Четвёртая группа пишет сочинение-миниатюру "Зима в лесу"

Вопросы:

- Как выглядит лес зимой?

- Как украсила зима деревья?

- Как выглядит иней на ветках берёз и осинок?

- На что похожи маленькие ёлочки?

- Какое чувство вызывает у вас зимнее убранство леса?

Работу в группах провожу под музыкальное сопровождение.

Результативность. (слайд)

Представление группами творческих работ - необходимое условие при работе в группах (оцениваю работы учащихся).

Итог урока.

Сегодня на уроке мы почувствовали красоту зимнего леса, увиденного Ф. И. Тютчевым, раскрыли тайну стихотворения "Чародейкою Зимою:". Поэт представляет природу живой, имеющей свой язык, и способной дать человеку почувствовать её красоту и величие.

"В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык:"
(Ф. И. Тютчев.)

Далее я снова возвращаюсь к строчкам из стихотворения, написанным на доске:

"Чародейкою Зимою околдован, лес стоит"

Предлагаю ребятам поставить знак, передавая своё отношение к стихотворению:

  • . - ровное, спокойное настроение
  • ! - стихотворение вызвало у вас восторженное чувство, очень понравилось
  • ? - не почувствовали красоту стихотворения.

Поставьте знак на снежинках, которые лежат у вас на столе.

Рефлексия - это необходимая связующая нить, между мною, как учителем и учащимися. (слайд)

Если вам было интересно и комфортно на уроке, то закрасьте свои снежинки голубым цветом, а если вам было скучно, однообразно и не уютно, то закрасьте свои снежинки фиолетовым цветом.

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение.