Урок "Животный мир природных зон суши"

Разделы: География, Экология


Цели и задачи урока:

- ознакомление с животным миром суши через различные источники информации;

- применение метода географического моделирования для установления зависимости

видового разнообразия животных от условий природно-климатической зоны;

- повышение уровня эколого-географической грамотности учащихся.

І.Организационный момент.

- Сегодня у нас интегрированный урок экология с географией на тему “Животный мир природных зон суши ”.

Урок будет проходить в форме эколого-географической экспедиции по природным зонам с целью ознакомления с животным миром суши через различные источники информации.

На каждом пройденном этапе экспедиции будем составлять эколого-географические модели на основе реальных ситуаций.

Итак, в путь!

II. Вступительная беседа.

-Земля единственная известная учёным обитаемая планета. Сейчас на земле живёт несколько миллионов видов живых существ – грибов, растений, животных и микроорганизмов. Они очень отличаются друг от друга: и по внешнему виду, и по размерам, и по условиям обитания.

На нашей планете живут и невидимые без микроскопа бактерии и гигантские киты, достигающие в длину 30 метров. Жизнь обнаружена в глубочайших океанических впадинах и на больших высотах в стратосфере.

-Интересно, сколько же видов животных и растений в России?

-И каково их соотношение?

( дети анализируют диаграмму “Соотношение видов животных и растений России” из электронного учебника)

-Какой можно сделать вывод?

- По видовому разнообразию животные значительно опережают растения. В нашей стране насчитывается более 90 тысяч видов животных.

- В животном мире России первенствуют насекомые

( свыше 90 тысяч видов), многочисленны рыбы (их 1450 видов), видовое разнообразие птиц меньше – около 700.

- Незначительно число земноводных и пресмыкающихся – всего 160 видов.

ІІІ. Ознакомление с новым материалом.

-Наша планета – дом для огромного числа животных.

Но разные животные приспособились жить в разных условиях, и поэтому все животные на Земле обитают на определённых территориях, которые называются природно-климатическими зонами.

В каждой природной зоне определённое сочетание условий, необходимых для жизни:

- среднегодовая температура и влажность, (появляется на экране)

- световой режим и пищевые ресурсы,

- тот или иной рельеф и - растительный покров.

Поэтому для каждой такой зоны характерен свой, уникальный животный мир – совокупность видов животных, совместно населяющих эту территорию земного шара.

И для каждой природной зоны характерны свои пищевые связи.

-Сегодня мы познакомимся с животным миром некоторых природно-климатических зон Земли.

1) Итак, начнём с природной зоны тундра.

Откройте карту природных зон в атласах

- Опишите географическое положение этой зоны.

(Тундра располагается вдоль северных побережий Евразии и Северной Америки. Южнее зоны Арктических пустынь.)

- Давайте вспомним, каков климат в этой природной зоне.

(В тундре очень холодная зима, короткое прохладное лето и постоянно дуют сильные ветры. Повсеместно распространена многолетняя мерзлота, оттаивающая летом на глубину не больше 1м.

-Что можно сказать про осадки?

Осадков выпадает мало 200-300мм в год. При недостатке тепла испарение невелико, поэтому увлажнение избыточное.)

- Как климат тундры повлиял на растения?

(Основные растения мхи и лишайники, низкорослые травы, кустарники. Многие растения, прижимаясь к земле, приобретают подушкообразную форму. Так они меньше подвергаются воздействию ветра и получают больше тепла, потому что почвы здесь теплее, чем воздух. Растения растут очень медленно – всего 1-5мм в год.

При наступлении лета тундру украшает пёстрый ковёр цветов.)

- Прочитайте текст учебника на с.40 и определите состав животного мира тундры и

как они приспособились к природным условиям.

- Какие же виды животных приспособились к тундровым условиям?

( Обширные пространства тундры служат пастбищами стадам северных оленей. Кроме оленей в тундре водятся масса грызунов – полёвок, леммингов, на которых охотятся песцы, полярные волки и совы.

Летом на мелководные тундровые озёра слетаются водоплавающие птицы: гуси, казарки, кулики. Образуются огромные поселения “птичьи базары”.)

- Как зависит видовое разнообразие животных от условий природно-климатической зоны?

2) Следующая природная зона умеренных лесов.

- Где находится эта природная зона? Смотрим в атласы.

(В Северном полушарии Земли, занимая огромные пространства Евразии и Северной Америки.)

- Какие здесь произрастают леса?

(Тайга (хвойные деревья), смешанные и широколиственные леса.)

- Каков здесь климат?

( В отличии от тундры климат лесов мягче. Повышена влажность воздуха. Осадков выпадает примерно 500мм в год. Средняя температура зимой -15°, летом около 20°.

-А в тайге Сибири?

В таёжных лесах Сибири температура зимой -40°, летом около 35°.)

- А сейчас узнаем о разнообразии животного мира этой природной зоны.

(прослушивание аудиозаписи)

Наверное, нигде больше не встретишь такого разнообразия животных, как в лесу. Это связано и с более мягким климатом, и с возможностью селиться в новых условиях – на деревьях, кустарниках, а также в лесной подстилке – слое опавших листьев, хвои и веток. Деревья, кустарники, лесная подстилка представляют собой своеобразные этажи – ярусы, где обитают самые разнообразные животные. Лес похож на многоэтажный дом., в котором каждый вид организмов занимает определённый этаж.

В ярусах, занимаемых деревьями и кустарниками, наиболее заметны пернатые. Дятлы и дрозды, клесты и синицы, совы и ястребы, а также многие другие птицы селятся на деревьях и находят там пищу. Но не только птицы обитают на деревьях и кустарниках. Деревья служат прибежищем для белок, сонь, летучих мышей.

В лесах можно встретить млекопитающих – косулю и лося, зайца-беляка и енота, кабана и лисицу, волка и медведя, рысь и зубра.

Под пологом леса, на лесной подстилке прекрасно чувствуют себя рептилии: обыкновенная гадюка и медянка, безногая ящерица веретеница и живородящая ящерица, которая любит влажную, покрытую мхом почву.

Богат и разнообразен мир лесных беспозвоночных. Это и пауки и клещи, некоторые из них могут стать причиной опасного заболевания – энцефалита.

В лесу муравьи строят муравейники. В подстилке обитает много хищных жуков – жужелиц, нередко встречаются слизни – брюхоногие моллюски, не имеющие раковины. Настоящим бедствием для таёжных лесов являются нашествия гусениц сибирского шелкопряда. Поедая хвою, они обрекают деревья на гибель. (пауза)

Многие животные живут в лесу круглый год.

Одни лесные животные активны на протяжении всего года – рысь, заяц, лось, а другие, например сони, мыши, медведи, впадают в зимнюю спячку.

Другие, например большинство птиц и летучих мышей, с наступлением осени улетают из лесов на юг.

Беседа. – С чем связано многообразие животных леса?

(С более мягким климатом, чем в тундре и возможность селиться по ярусам)

- Кто занимает ярус деревьев и кустарников?

(птицы)

- Почему?

(находят пищу и прибежище от хищников)

- Кого можно встретить на ярус ниже?

(млекопитающие – лиса, косуля..)

- Что является самым нижним ярусом?

( лесная подстилка)

- Кто живёт здесь?)

3) Найдите в справочном словаре понятия степь, саванна, прерия

- Каково географическое положение степей, саванн, прерий

( Степи простираются широкой полосой к югу от лесной зоны Евразии: от Дуная до Центральной Азии. В Северной Америке они называются прериями., а в Африке – саваннами.)

- Что можно сказать про климат этой природной зоны?

(Климат степей более суровый, чем климат прерий: он характеризуется жарким летом и холодной зимой. Ветры свободно перемещаются на открытых пространствах, но не приносят большого количества осадков.

Осадков здесь выпадает 300-400мм в год. Из-за высоких летних температур испарение в 2 раза превышает количество осадков.

В саваннах климат более жаркий.)

-Что вы знаете о растительности?

(В отличие от лесной зоны здесь мало деревьев.

Основной растительностью являются разнообразные травы, преимущественно злаки.

Из-за длительных засух травы уже в середине лета жухнут и выгорают. Поэтому растения – степняки имеют глубокие корни, разветвлённые, дающие до 80% растительной массы.)

- А сейчас поработаете по электронному учебнику, периодикой и справочной литературой. Постарайтесь составить сообщение об особенностях животного мира степей.

Индивидуальный опрос 3 человека

Учитель о Красной книге

- С каждым годом на нашей планете становится всё меньше и меньше диких животных. К разряду редких отнесены и охраняемые животные нашей области и занесены в Красную книгу. (показываю книгу и зачитываю отрывки)

ІV. Домашнее задание.

- Заполнить таблицу по природным зонам.

Природные зоны суши Географическое положение Климат Растительность Животные Экологические проблемы
Тундра          
Леса          
Степи          

V.- А теперь подведём итог урока.

Вспомним, что мы теперь знаем по каждой природной зоне.

(высказывания детей о животных рассматриваемых на уроке природных зон)

VІ. Рефлексия.

- А теперь оцените своё состояние на уроке.

На доске размещены солнышко, радуга, дождь, символизирующие ваше настроение.

Поместите свой магнитик под символом, соответствующим вашему состоянию.