Цель:
- закрепить знания учащихся о построении музыки в форме рондо;
- дать понятие романса, познакомить учащихся с романсом А.П.Бородина "Спящая княжна"
- развивать слушательские, вокально-хоровые навыки, навыки игры на музыкальных инструментах;
- воспитывать любовь к классической музыке.
Оборудование:
- магнитофон,
- аудиокассета,
- портреты А.П.Бородина и Д.Б.Кабалевского,
- ложки,
- бубны,
- трещотки,
- металлофон,
- наглядное пособие,
- кружочки.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
Целеполагание.
Ученики слушают песню "Зачем нам выстроили дом?" Д.Б. Кабалевского в исполнении учителя.
Затем учитель задаёт вопрос:
- Определите характер музыки.
Ученик:
- Музыка по характеру различная: то она спокойная, грустная, печальная, то более быстрая, весёлая.
Учитель:
- Хорошо. Ты правильно определил характер музыки. А сколько в ней частей?
Ученики:
- Пять частей.
Учитель:
- Правильно, ребята!
- Как они чередовались? Повторялась ли какая-то одна, главная часть?
Учащиеся говорят, что главная тема звучала три раза, а между её проведениями были два разных эпизода. Учитель использует наглядность. Он показывает ученикам рисунки, помогающие лучше понять построение формы рондо.
Учитель:
- Да, вы правильно заметили, что главная мелодия чередуется с новой, другой музыкой, а в целом образуется новая форма.
- Как же она называется? Мы знакомились с ней на прошлом уроке.
Учащиеся определяют, что это форма рондо.
Учитель:
- Так чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Учащиеся формулируют цель урока:
- Сегодня на уроке мы должны больше узнать о произведениях, написанных в форме рондо. Мы будем знакомиться с ними, слушать и разучивать их.
Учитель дополняет ответы учащихся:
- Молодцы, ребята! Мы, действительно, познакомимся с произведением, построенным в форме рондо, послушаем его. Это романс А. П. Бородина "Спящая княжна". А также разучим песню "Зачем нам выстроили дом?", которую вы уже сегодня слышали. Написал её композитор Д. Б. Кабалевский. (Показывает учащимся портрет композитора.)
- У каждого из вас на парте лежат три кружочка. Они нужны будут нам в конце урока при подведении итогов.
III. Этап закрепления знаний.
1. Вокально-хоровая работа.
Разучивание песни "Зачем нам выстроили дом?" Д.Б. Кабалевского.
Учащиеся слушают первый куплет песни в исполнении учителя. Затем учитель чётко и внятно произносит текст и разучивает куплет по фразам.
Он обращает внимание на чёткое слово, скачки, паузы, пение на опоре, на дыхании, развитие во фразе. Учащиеся под руководством учителя исполняют первый куплет песни.
Учитель:
- На следующем уроке мы продолжим работу с этой песней. А сейчас послушайте музыку.
2. Учитель исполняет мелодию "В гостях у сказки".
Учитель:
- О чём вам напомнила эта музыка?
Ученик:
- Она какая-то сказочная, таинственная, кажется, что произойдут какие-то чудеса.
Учитель:
- Замечательно. Молодец!
- Куда мы с вами, ребята, попали?
Учащиеся:
- Мы попали в сказку.
Учитель:
- Хорошо. Сказочный сюжет, ребята, в своих произведениях использовали многие композиторы. Сюжет сказки "О мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С.Пушкина использовал в своём произведении замечательный русский композитор А.П.Бородин.
Учитель:
- Хотите ли вы, хотя бы на некоторое время, стать композиторами?
Ученики:
- Конечно, хотим! Это очень интересно!
Учитель:
- Давайте вместе с композитором попробуем написать музыкальное произведение.
3. Игра "Мы композиторы".
Учитель читает начало романса:
Спит, спит в лесу глухом,
Спит княжна волшебным сном.
Спит под кровом тёмой ночи,
Сон сковал ей крепко очи.
Учитель:
- Какую бы вы написали музыку к этому фрагменту, где я читала спокойно, неторопливо?
Учащиеся:
- Музыка, которую бы мы написали к этому фрагменту, была бы мягкой, спокойной, напевной.
Учитель читает ещё один фрагмент:
Вот и лес глухой очнулся,
С диким смехом вдруг проснулся
Ведьм и леших шумный рой,
И промчался над княжной.
Учитель:
- Изменится ли характер музыки в этой части?
Учащиеся:
- Да, характер этой части будет сильный, могучий.
Учитель:
- А какую форму вы избрали бы для сочинения музыки на эти слова, если были бы композиторами?
Учащиеся:
- Мы избрали бы форму рондо.
Учитель:
- А теперь давайте проверим, правильно ли мы предположили. Послушаем романс А.П. Бородина "Спящая княжна".
4. Слушание романса "Спящая княжна".
Учитель:
- Романс - это произведение для голоса с инструментальным сопровождением (чаще всего фортепианным). Запись определения романса в тетрадь.
- Слушая романс А.П.Бородина "Спящая княжна", посмотрим, использует ли форму рондо композитор?
Учащиеся слушают романс, записанный на аудиокассете.
Учитель:
- Мы с вами послушали романс А.П.Бородина. В какой форме он написан?
Учащиеся:
- Романс написан в форме рондо.
Учитель:
Молодцы, ребята!
5. Сообщение учителем биографических сведений о композиторе А.П.Бородине.
(Учитель показывает портрет композитора).
Родился Александр Порфирьевич в 1833 году в Петербурге. Ещё в детстве научился играть на флейте, фортепиано и на виолончели. Отличался особой музыкальностью. Но будущую профессию не связывал с музыкой. Он окончил Медико-хирургическую академию. А вечера посвящал своему любимому занятию - музыке. Бородин всегда удивлял своих товарищей умением играть без нот, на память. В творчестве Бородина нашли глубокое выражение чувство любви к родине, осознание духовной мощи русского народа, свободолюбия. Русское богатырское, эпическое и есть в первую очередь "бородинское" в музыке. При этом сила народа у Бородина всегда одухотворённая и добрая: она созидает и защищает, а не разрушает. С эпосом у Бородина гармонично сочетается лирика. В целом музыка Бородина подобна летописи, где мерной чередой проходят события, люди, картины природы. Творчество Бородина составило одну из наиболее самобытных глав истории музыки и оказало плодотворное воздействие на русских, советских и зарубежных композиторов 19-20 веков. Он создавал один за другим лучшие свои романсы и песни. И вот одним из таких является романс "Спящая княжна".
6. Работа с произведением "Камаринская".
Учитель:
- А сейчас послушайте одно интересное произведение.
Слушание "Камаринской".
Учитель:
- Какая музыка была по характеру?
Ученик:
- Эта музыка танцевальная, задорная, весёлая.
- А какие изменения вы услышали в музыке?
Учащиеся отвечают, что одна и та же мелодия звучит в разном характере, меняется настроение.
Учитель:
- Мы с вами послушали произведение, которое называется "Камаринская". Оно написано в форме вариаций. Вариации - это постепенное изменение одной основной темы, то есть мелодии. Главная мелодия всё время остаётся неизменной, а изменения вносятся только в сопровождение.
Запись определения вариаций в тетрадь.
Учитель:
- А теперь мы вместе с вами попробуем исполнить эти вариации при помощи детских музыкальных инструментов.
Учащиеся по желанию выбирают себе инструменты: бубны, ложки, трещотки, металлофон. Учитель организует детей, помогает им. Дети в сопровождении учителя исполняют "Камаринскую".
IV. Обобщение.
Учитель:
- Ребята, что нового вы узнали на уроке?
Учащиеся:
- Мы узнали о том, что такое романс, вариации.
- Узнали о композиторе Бородине, который создал романс "Спящая княжна", используя сюжет сказки А. С. Пушкина.
- Мы больше узнали о произведениях, написанных в форме рондо.
Учитель:
- Чему научились на уроке?
Учащиеся:
- Мы разучили первый куплет песни "Зачем нам выстроили дом?", которая мне понравилась.
- А я научилась отличать произведения, написанные в форме рондо, от других.
- Мы научились исполнять вариации на детских музыкальных инструментах.
Учитель:
- Подведём итог нашей работы и оценим её. Если урок вам очень понравился и вы считаете, что принимали в нём активное участие, поднимите вверх красный кружок. Если вы считаете, что урок был хорошим и вы участвовали в нём, поднимите вверх синий кружок. Если урок вам не понравился и вы не принимали в нём участия, поднимите зелёный кружок.
Учащиеся поднимают вверх кружки разного цвета, оценивая урок и своё участие в нём.
Учитель:
- Урок окончен. Спасибо за совместную работу, ребята!
- До свидания!