Интегрированный урок по истории и обществознанию с использованием мультимедийной презентации "Цивилизация России". 11-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 11


Цели и задачи:

  • рассмотреть различные точки зрения на место России в цивилизационном процессе
  • раскрыть черты самобытности и черты западной цивилизации в историческом пути развития России
  • привести учащихся к новому уровню осмысления проблемы "Восток - Запад".

Тип урока: урок-размышление с использованием метода проектов.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, карточки разного цвета.

Эпиграф к уроку:

Не надо несбыточных грёз,
Не надо красивых утопий.
Мы старый решаем вопрос:
Кто мы в этой старой Европе?
В.Я. Брюсов

Ход урока

Учитель: проблема " Восток - Запад" обостряется в переломные эпохи, когда решаются судьбы страны; сегодня, в условиях наметившегося выхода из кризиса, в нашем обществе вновь возникла дискуссия о месте России в мировом цивилизационном процессе.

Итак, кто же мы - европейцы или азиаты? В исторической и общественной мысли России по этому вопросу никогда не существовало единого мнения. Прав был Бердяев: тема "Восток - Запад" - вечная тема русских размышлений".

Так давайте обратимся к истории России и попробуем ответить на вопрос: к какому типу цивилизации - западному или восточному можно отнести Россию?

В конце урока вам предстоит ответить на два проблемных вопроса:

  1. Какова ваша точка зрения на место России в цивилизационном процессе.
  2. По какому пути идти России сегодня?

Первая группа учащихся разрабатывала проблему "Россия - западная цивилизация".

(уч-ся представляют мультимедийную презентацию и комментарии к ней, подтверждающие, что Россия относится к западному типу цивилизации)

Киевская Русь - часть средневековой Европы:

а) развит торговый путь "из варяг в греки";

б) Новгород заключает договор с Ганзейским союзом (германский торговый союз);

в) письменность известна на Руси еще до принятия христианства - алфавит "глаголица";

г) Русь - "страна городов";

д) элементы самоуправления в городах: вече в Новгороде и Пскове.

Реформы Петра I:

  • "прорубил окно в Европу"; Россия - великая европейская держава;
  • введение западноевропейских порядков:

а) указ о введении нового летоисчисления;

б) введение европейской одежды;

в) новые формы общения и развлечений: ассамблеи,

фейерверки, маскарады;

г) введение обычаев стричь бороды, пить кофе.

Развитие образования и науки в эпоху Петра I:

а) учеба становится одним из видов государственной службы;

б) широкое издание учебников, наглядных пособий;

в) создание математической Навигационной школы;

г) издание первой печатной газеты - "Ведомости";

д) открытие первой научной библиотеки;

е) основание первого русского музея - Кунсткамеры;

ж) основание ботанического сада;

з) основание Академии наук.

Общественное движение первой половины XIX века: западники (Грановский, Соловьев, Кавелин) восхваляют Петра I за то, что он приблизил Россию к Западу. Россия до Петра I - отсталая, варварская страна. У России тот же путь развития, что и у Западной Европы. Со временем в России утвердятся европейские порядки: конституционная монархия, сходная с западными, права и свободы личности.

Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века способствовали развитию России по буржуазному пути и сократили ее отставание от западных стран.

Россия. XX век. События, которые способствовали развитию в России ценностей западной цивилизации:

  • 1917 год - Февральская буржуазно-демократическая революция
  • 1921 год - новая экономическая политика
  • 1960-е годы - "оттепель" в духовной жизни общества
  • 1985 год - начало перестройки
  • с 1992 года - радикальные политические и экономические реформы

Вывод: мировая история - однолинейный процесс; с самого начала цивилизации России в ней присутствовали западные черты; Россия - западноевропейская держава.

Вторая группа занималась разработкой проблемы "Россия - самобытная цивилизация".

(уч-ся представляют мультимедийную презентацию и комментарии к ней).

Особенности развития России определили следующие факторы:

Геополитический:

  • Удаленность от морских путей
  • Открытость границ
  • Частые нападения с соседних территорий

Природно-климатический:

  • умеренно-континентальный климат, большой разброс температур по территории страны
  • обширные территории способствовали экстенсивному развитию хозяйства
  • малоплодородные почвы на северо - востоке Руси требовали высоких затрат труда
  • богатые природные ресурсы: обилие лесов и рек

Экономический:

  • большие запасы полезных ископаемых
  • много пушнины
  • города - центры ремесла и торговли
  • велико значение речных путей сообщения
  • находилась на выгодных торговых путях: путь из "варяг в греки".

Политический:

Религиозный:

  • основная вера - православие
  • влияние ислама и буддизма

Этнический:

  • многонациональность
  • национализм не имел успеха
  • дружба, уважение, братские отношения между народами разных национальностей

Менталитет русского народа:

  • "Широкая русская душа"
  • Терпение
  • Щедрость
  • Кротость
  • Простодушие
  • Нестяжательство

XIX век - "Теория официальной народности":

  • противостояние самобытной России Западу.
  • оппозиционные идеи принесены с Запада.
  • пассивность крестьянства, набожность, вера в царя - это самобытные черты русского народа.
  • восхваление существующих в России порядков, в том числе и крепостного права.
  • "другие народы не ведают покоя и слабеют от разномыслия, а Россия крепка единодушием".

Последствия влияния факторов на самобытность России: экстенсивный путь развития хозяйства; крепостное право; сильная общинная организация; сильная центральная власть; многонациональность; слабовыраженный принцип личной собственности.

Учитель: Итак, мы убедились, история России уникальна, самобытна, но в то же время в некоторые периоды своей истории Россия приближается к Западу, заимствует определенные черты западной цивилизации.

Представляем слово третьей группе учащихся, которая попробовала объединить исторический материал, изложенный первыми двумя группами

(представляют презентацию и комментарии).

У нас чужая голова,
А убежденья сердца хрупки:
Мы - европейские слова
И азиатские поступки.
Н. Ф. Щербина

Учитель: большинство исследователей считают Россию цивилизацией особого типа, соединившего в себе элементы восточного и западного, европейского типа. Вам представлены высказывания поэтов, философов, писателей о месте России в цивилизационном процессе. Определите свое мнение и проголосуйте по вопросу: Россия - это Запад, Россия - это Восток или Россия - особый тип цивилизации, а затем аргументируйте свою точку зрения.

Высказывания поэтов, писателей и философов:

  • "Тема "Восток-Запад" - вечная тема русских размышлений". (Н. Бердяев)
  • "Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы!." (А. Блок)
  • "Умом Россию не понять, аршином общим не измерить."(Ф. Тютчев)
  • "Стоя между Востоком и Западом, Россия должна совмещать историю всего земного шара." (П. Чаадаев)
  • "В историческом развитии России: есть особенности, очень заметно отличающие его от исторического процесса всех стран европейского Запада и напоминающие процесс развития великих восточных деспотий." (Г. Плеханов)
  • "Россия и Запад имеют общие корни и общий путь развития." (Т. Грановский)

Учащиеся голосуют карточками различного цвета и аргументируют свой выбор.

Учитель: Таким образом, мы ответили на первый из проблемных вопросов. Теперь давайте обратимся ко второму: По какому пути идти России сегодня? Что должно служить ориентиром - Запад или Восток? А может быть, Россия должна опираться только на свои собственные традиции? Современная мировая цивилизация в своей основе опирается на западные ценности. Но нужно ли нам слепое копирование?

В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу: Россия должна идти в русле мировой цивилизации, опираясь на творчески переработанную с учетом нашей самобытности западную модель развития.

Презентация.