Урок математики в 1-м классе по учебникам Л.Г. Петерсон (Программа "Школа-2000")

Разделы: Начальная школа


Основные цели урока:

1) сформировать способность к фиксированию понятия “равные фигуры”, к фиксированию умения нахождения равных фигур ;

2) повторить соотношения между количественными характеристиками частей и целого; в пределах 9;

3) тренировать мыслительные операции: сравнение и аналогия.

Демонстрационный материал:

1) рисунки двух ключей (лист А-4):

2) рисунок Страны Геометрических фигур (лист А-4):

3) набор геометрических фигур:

 4) набор цифр и знаков

5) эталон сложения, вычитания (урок 11);

 


6) эталон числа один (урок 17);

7) эталон числа 2:

 8) черный и красный фломастеры;

9) карточка для запоминания состава числа два:

10) образец выполнения самостоятельной работы ( 2 стр. 36):

11) 5 листов А-4 с изображением мешков (один мешок – целое, четыре мешка – части);

12) образец выполнения графического диктанта:

Раздаточный материал:

1) геометрическое лото;

2) 5 мешков на листах А-4;

3) набор цифр и знаков действий;

4) карточки с изображением эталонов сложения, вычитания;

5) эталон числа 1;

6) эталон числа 2 в конверте

7) половина листа А-4;

8) цветные карандаши;

9) файловые папки с расчерченными на клетки листами (урок 17);

10) образец оформления рабочей тетради:

Ход урока

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности:

Цель:

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством игровой ситуации;

2) определить содержательные рамки урока.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие в Страну Геометрических фигур.

Но чтобы попасть в эту страну, вам надо открыть две волшебные двери. А эти двери открываются при помощи двух волшебных ключиков. Что поможет вам получить эти ключики?

-Какие знания и умения могут вам пригодится по дороге в Страну Геометрических фигур?

Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и пожелаем счастливого пути.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель:

1) повторить соотношения между частью и целым;

2) актуализировать представления о количестве как свойстве предметов и способе сравнения групп предметов;

3) зафиксировать затруднение – отсутствие согласованного способа обозначения числа два.

Организация учебного процесса на этапе 2:

  • Счет до 20 и обратно
  • Счет от 7 од 12, от 16 до 9
  • Назовите последующее число 8. Как получить последующее число?
  • Назовите предыдущее числа 6. Как получить предыдущее число?
  • Назовите соседей числа 14
  • Какое число стоит между 5 и 7?
  • Какое число стоит справа от 12, слева от 17?
  • Найдите разность чисел 9 и 2. Придумайте числовое выражение с таким значением.
  • Что вы можете рассказать о числе 9?
  • Игра “День – ночь”: 5+2-1-3+4+2 (9)
  • Дополните задачи и составьте к ним выражения:

а) Было 7 белых котят и 1 черный котенок.

б) Было 9 яблок. Съели 2 яблока.

2) Найдите по числовому отрезку сумму чисел 9 и 4. Какое равенство получилось? (9+4=13). Какие еще равенства можно составить из чисел 9, 4, 13? (4+9=13)

3) Сравните фигуры по форме, цвету и размеру:

4) Сравните с помощью знаков = и ?

5) На парте у каждого ученика лежит раздаточный материал: большой и маленький красный квадрат, большой и маленький зеленый круг, большой и маленький желтый прямоугольник ,два одинаковых синих треугольника.

Задание:

-Ребята, по каким признакам различаются фигуры? (цвет, форма, размер)

-Сейчас вы должны подобрать по парам по две фигуры, в которых меняется только один признак- размер.Так как фигур четное количество, то все они должны быть разбиты на пары.

Дети самостоятельно работают за партами.

-Кто все сделает, поднимите руку.

3. Постановка проблемы.

Цель:

  1. выявить место и причину затруднения – отсутствие согласованного варианта обозначения числа 2;

Организация учебного процесса на этапе 3:

-Смогли ли вы разбить все фигуры на пары? (Нет.)

-В чем вы испытали затруднение? (Синие треугольники одинаковые по цвету, форме и по размеру.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

-Как вы можете доказать, что эти фигуры одинаковые по размеру? (Путем наложения одной фигуры на другую.)

-Как бы вы назвали фигуры, которые совпадают между собой по цвету, форме и размеру? (Предлагаются детьми различные варианты ответов и выбирается понятие “равные фигуры”.)

-Так как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока? (“Равные фигуры”.)

Название темы урока вывешивается учителем на доске.

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) определить способ нахождения равных фигур;

2) зафиксировать новое знание на эталоне.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  1. На магнитной доске прикреплены фигуры. Детям предлагаются найти равные фигуры .Сначала ученики выбирают равные фигуры визуально, затем накладывают их друг на друга, чтобы они совместились. Дети самостоятельно делают вывод: “Равными фигурами являются те фигуры, которые можно совместить наложением”.
  2. На доске прикрепляется зеленый, красный и синий квадрат.

Задание:

-Сравнить наложением зеленый и красный квадраты. (Они равные.)

-Сравнить красный и синий квадраты. (Они тоже равные.)

Вопрос:

-Что можно сказать о зеленом и синем квадратах? (Они равные.)

Дети делают вывод:

“Если первая фигура равна второй, а вторая- третьей, то первая фигура тоже равна третьей”.

-Итак, ребята, мы с вами заработали первый ключ. Теперь нам надо получить второй золотой ключ. А сможем мы его получить только в том случае, если научимся сравнивать фигуры, начерченные в тетрадке, где невозможен для применения метод наложения. Как же быть в таком случае?

Учитель показывает модели двух фигур, разбитых на клетки.

Вопрос:

-Как вы думаете, как можно сравнить эти фигуры? (Разные варианты ответов учеников, выявляется верный- путём подсчета количества клеток.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

зафиксировать во внешней речи умение нахождения равных фигур путём зрительного соотнесения;

Организация учебного процесса на этапе 6.

Ребята, мы с вами получили два волшебных ключа и теперь смело можем путешествовать по стране Геометрии.

1)№1стр.36

 

 Задание: найти равные фигуры и раскрасить их одним цветом.

Проверка по образцу с помощью кальки, выявление и разбор ошибок. Комментирование выполнения заданий.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) проверить сформированность представления о равных фигурах;

2) тренировать способности к самоконтролю и самооценке.

Организация учебного процесса на этапе 7:

№2 стр.36

 

  Ученики самостоятельно определяют задание и выполняют его. Самопроверка. Комментирование детей о том, поняли ли они тему урока, где испытали трудность, как вышли из затруднительного положения. Самоанализ.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) тренировать способность к установлению взаимосвязи между частями и целым, к сложению частей и удалению части;

2) тренировать способность к ориентации на тетрадном листе и выполнению действий по команде.

Организация учебного процесса на этапе 8:

1)№3 стр.36

 

 Один из учеников объясняет задание, класс выполняет с комментированием.

2)№ 4, 5 стр. 37

 

 Задание объясняется учителем, дети самостоятельно его выполняют, взаимопроверка и взаимооценка по парам.

3)Работа в тетрадках. (повторение состава “9”)

Задание:

Отгадать загадки, записав в тетрадках решение. Совместный разбор с комментированием.

Есть у Нади 5 тетрадей.

Папа девочке их дал.

Дал и Ире он четыре.

Ты б тетради подсчитал. (5+4=9)

-В шкафу стояло девять чашек.
Одну из них взяла Наташа.
Теперь уж сколько чашек там?
Подумай и ответишь сам. (9-1=8)

-Два гуся летят над нами,
Два других за облаками,
Пять спустились за ручей.
Сколько было всех гусей? (2+2+5=9)

-В кружку сорвала Марина
Девять ягодок малины.
Пять дала своей подружке.
Сколько ягод стало в кружке? (9-5=4)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

3) обсудить домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

- Что нового узнали сегодня в стране Цифирии? (Как обозначать число два с помощью точек и цифрой.)

- Покажите на эталоне.

- Как иначе называют два предмета? (Пара.)

- Кто научился писать цифру два? (Дети поднимают руки.)

- Что подтверждает ваши слова? (Верно выполненное первое задание в самостоятельной работе.)

- Что еще узнали о числе два? (Как составить число два.)

- Расскажите. (К одному прибавить еще один.)

- Кому из вас в нашем путешествии удалось побывать в учебной деятельности? Докажите.

- Оцените свою работу на уроке, поставьте на полях в тетради точку цветным карандашом:

красная точка – активно работал с классом, у меня все получалось;

желтая точка – работал с классом, допустил 1-2ошибки;

зеленая точка - работал с классом, допустил 3-4 ошибки;

синяя точка – не включался в работу класса.

- Вы все сегодня хорошо трудились, особенно мне хочется поблагодарить тех ребят, которые были активны весь урок и помогали нам открывать новые знания. (Учитель называет имена детей.)

-Что нового узнали сегодня на уроке? (понятие “равные фигуры”)

-Какими способами можно доказать, что фигуры равны? (путём наложения фигур и подсчета клеток)

-Продолжите фразу:

“Если первая фигура равна второй, а вторая равна третьей, значит…” (первая фигура равна третьей фигуре).

- Желаете ли вы продолжить работу по нахождению равных фигур?

-Оцените сами свою работу на уроке. Самооценка детьми собственной деятельности при помощи светофоров с комментированием.