Урок русского языка по теме "Части речи" в 3-м классе с использованием УМК "Школа-2100"

Разделы: Начальная школа


Цели.

Образовательная: формирование навыков безотрывного письма; формирование умения определять грамматические признаки частей речи в тексте, формирование умений применять полученные знания на практике.

Развивающая: развивать навыки устной и письменной речи, фонематический слух, орфографическую зоркость, активную мыслительную деятельность, навыки грамматического письма; интеллектуальные способности младших школьников, а также развитие познавательной активности творческих способностей.

Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, прививать любовь к русскому фольклору.

Задачи урока.

Задачи на развитие умений на уроке: определять собственное отношение к проблеме и аргументировать свою точку зрения.

Задачи развития навыков на уроке: формировать навык построения доказательных рассуждений.

Образовательная задача: формировать у учащихся умения выделять главное, делать выводы на основе анализа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, магнитофон с записью песни “Дорога добра” из к/ф “Маленький Мук”, раздаточный материал, ватман с изображением сказочного, заколдованного леса.

Тип урока: урок сообщения новых знаний

ХОД УРОКА

Интрига урока.

У: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы отправляемся в сказочное путешествие за тридевять земель, в тридесятое царство, в королевство Грамматики. Нелегко нам будет туда попасть, много препятствий встретится на пути. А помогать их преодолевать трудности нам поможет любящая порядок принцесса данного королевства – Морфология. Итак, в путь!

(Звучит фонограмма песни “Дорога добра” из к/ф “Маленький Мук”)

Слайд 4

большой – маленький

сухой – ?

глубокий – ?

старый – ?

гладить – ?

твердый - ?

У: Внимательно посмотрите на данную запись. Это, ребята, первое препятствие, если мы с ним справимся, то сможем продолжить наш путь. Для этого вам надо правильно сформулировать и выполнить задание к записи и узнать, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

Д: К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу, начинающиеся на букву м.

Большой – маленький

старый - молодой

Сухой – мокрый

гладить - мять

Глубокий – мелкий

твердый – мягкий

У: Ребята, давайте попросим принцессу Морфологию показать, правильно ли мы справились с первым заданием.

Слайд 4 ( проверка по щелчку)

У: Значит, мы будем писать букву м. Но почему не звучит волшебная музыка, оповещающая нас о том, что путь открыт. Кто догадался? ( Выслушиваются варианты ответов детей).

Слайд 5

Нам надо определить порядок следования букв в этом ряду: мло омл лом

Д: Последняя буква в каждой ячейке становится первой.

У: Попросим принцессу Морфологию показать, правильно ли мы определили порядок следования букв.

(слайд)

У: Путь свободен, снова в путь!

(звучит фонограмма песни).

Слайд 6

Ребята, нам снова не пройти. У нас на пути заколдованный лес, чтобы волшебные деревья расступились, мы должны разгадать шифр. Внимательно посмотрите на данный шифр

1

2

3

4

5

6

7

8

1

А

М

Н

О

Р

К

В

У

2

С

Г

Д

Я

Л

Ч

Ц

Т

и на ключ к нему: 2-1 1-4 2-5 1-4 1-2 1-1

Разгадав ключ данного шифра, вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. Какое слово зашифровано?

Д: Зашифровано слово солома

У: Принцесса Морфология, покажи нам, правильно ли мы разгадали ключ?

Слайд 7

У: Что такое солома?

Д: Солома – это стебли пшеницы, ржи и других злаковых растений.

У: Но если стебли стоят на корню, с колосьями, то это еще не солома. Как же получается солома?

(Солома получается после обмолота зерен.)

У: Что же такое солома? Скажите полностью.

Д: Солома – это стебли злаковых растений, которые остаются после обмолота.

У: Найдите слово солома в орфографическом словарике. Напишите его, поставьте ударение. На правописание какой буквы следует обратить внимание?

Д: Следует обратить внимание на правописание непроверяемой безударной гласной О. Ее надо запомнить. (Дети записывают слово в тетрадь.)

У: Ребята, нам пора в путь.

(Звучит фонограмма)

У: Мы почти у цели! Но что это?

Слайд 8

Семеро одну соломину поднимают.
Не солома красит гумно, а зерно
Лежит на соломе, а говорит с ковра.
Не подкладывай к огню солому.
Дома и солома съедобна.
Привыкает корова и ко ржаной соломе.
Соломиной не подопрешь хоромины.

У: Ребята, прочтите написанное. Как можно назвать эти предложения, одним словом?

Д: Пословицы.

У: Какие слова в данных словах вам незнакомы? (учитель объясняет значение новых слов)

Объясните смысл каждой пословицы (осуществляется работа по выявлению смысла пословиц)

Среди написанных пословиц найдите те, смысл которых задается, определением какими-либо качествами соломы. Если вы верно ответите, то принцесса Морфология поможет нам расчистить путь.

Д: Из пословицы. Семеро одну соломину подымают можно понять, что солома легкая.

Д: В пословице. Не подкладывай к огню соломы говорится о том, что солома хорошо горит

Д: Пословица. Привыкает корова и ко ржаной соломе говорится о том, что ржаная солома для животных не самая лучшая, наверное, вкуснее пшеничная солома.

Д: Из пословицы. Соломиной не подопрешь хоромины ясно, что солома ломкая, хрупкая, непрочная

У: Теперь из четырех только что названных пословиц выберите ту, в которой имеются существительное, прилагательное, глагол, предлог. Напишите ее.

(Дети зачитывают свои варианты.)

Если мы правильно ответили, то перед нами появится во всей красе Королевство Грамматики.

Слайд 9

Изучение нового материала

У: А сейчас мы отправляемся на экскурсию по королевству Грамматики. Экскурсия будет очень познавательная, а проводить ее будет наша старая знакомая принцесса Морфология.

Слайд 10

Ребята, давайте вспомним, из чего состоит наша речь?

Д: Наша речь состоит из слов.

У: Обратите внимание на это живописный уголок королевства, что вы здесь видите?

Д: Предложение.

Слайд 11

Легкий морозец к вечеру затягивал звездами лужицы.

У: Принцесса Морфология сможет продолжить дальше свою экскурсию, если вы правильно надпишите над каждым словом, к какой части речи они относятся.

Далее идет работа над выявлением, на какие вопросы отвечают данные слова в предложении.

У: А давайте проверим.

У: Какое слово в предложении осталось не названым?

Д: Не названо слово к.

У: Что вы о нем можете сказать?

Д: К – это предлог. Предлоги служат для связи слов в предложении.

У: Имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги – это части речи. Все слова в русском языке, являются какой–либо частью речи. Как определить , к какой части речи относится то или иное слово?

Д: Чтобы определить, к какой части речи относится то или иное слово, надо задать к нему вопрос и узнать, что оно обозначает.

У: Обобщите то, что вы узнали во время нашего рассуждения.(Дети обобщают)

У: Принцесса Морфология предлагает составить схему к изученной теме “Части речи”.

Слайд 12

Группа детей работает у доски с предложенными “Частями речи”.

Вариант схемы

 

У: Мы много трудились, пора и отдохнуть.

Физкультминутка

Закрепление:

У: Принцесса Морфология предлагает продолжить экскурсию.

Слайд 13

Б…реза, пч…ла, ле…кий, м…лина

Р…чистый, р…ка, п…лезный

Раз…яснить, д…н…сти, н…п…вать, р…з…ба

Прочитайте цепочки слов. Найдите в каждой из них лишнее. Напишите. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы.

Если мы правильно справились с заданием, то принцесса покажет нам самое интригующее место в своем королевстве.(слайд)

У: А вот и это место в королевстве, Здесь целая свита принцев и принцесс не могут справиться с заданием, которое им задали король королевства могущественный Язык и его королева – мудрая Грамматика.

Слайд 14

На(…) ник те(…) рож

Ку(…) ол по(…) ок

За(…)ец

У: Вставьте вместо точек слово, состоящее из трех букв так, чтобы оно служило концовкой для слова перед скобками и началом слова, которое находится за скобками.

У: Проверти, друзья, правильно ли вы помогли свите королевства решить данную головоломку.

(Проверка по щелчку)

Слайд 14

У: Много интересного мы с вами повидали за время путешествия. Много препятствий было на пути. Принцесса Морфология была верным спутником и помощником нам в нашем нелегком путешествии. Приготовила она нам и подарок, но забрать мы можем его только в том случае, если правильно справимся с последним заданием.

Слайд 15

Небо –птица, р…ка - …

Ч…ловек – губы, слон - …

За…ц – к…пуста, свинья - …

Белый – ч…рный, утренний -…

(Проверка по щелчку)

У: Давайте проверим, ребята, достанется ли нам подарок от принцессы Морфологии

Слайд 16

У: Молодцы! Вы с заданием справились. А вот и обещанный приз!(можно сделать слайд с фейерверком, а можно раздать детям призы)

Д/з Задание по вариантам.

К данным согласным добавьте нужное количество букв а. Поставьте их среди написанных букв так, чтобы получилось слово

М м

п р д

Р к

м р к

с р

к р н

Р м

с л т

С т к н

б р б н

К л с с

к р н д ш

Литература

  1. Г.А. Бакулина “Интеллектуальное развитие младших школьников”
  2. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина “Современный урок”
  3. В. Волина “Веселая грамматика”
  4. 5000 забавных изображений. Смешные картинки для всех.// WWW. CD BOOM.COM.