Методическая разработка урока производственного обучения. Тема "Создание профориентированного буклета «Профессиональный лицей № 12 г. Барнаула» средствами CorelDRAW"

Разделы: Информатика, Технология


Введение

Для более успешного личностного и профессионального становления учащихся создаются условия для повышения уровня социальной и психологической компетентности учащихся, раскрытия и развития их способностей, интересов, осознания собственной индивидуальности, формирование готовности и успешной социализации в обществе, навыков адаптации на рынке труда.

Специфика производственного обучения состоит в том, что учебный процесс осуществляется в ходе производительного труда учащихся. Эта особенность производственного обучения определяет его содержание, формы, методы и средства.

Для улучшения подготовки учащихся необходим поиск нового, инновационного подхода к организации производственного обучения, одним из таких подходов можно считать личностно-ориентированный. Реализация технологий личностно-ориентированного обучения предполагает создание условий для развития и становления познавательных сил ребенка, обеспечение расширенного усвоения знаний и умений, индивидуального подхода к личности ребенка, как одного из путей гуманизации обучения.

Важными требованиями к технологиям личностно-ориентированного обучения выступают диалогичность, деятельностно - творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества в выборе содержания и способов учения и поведения. В результате такой учебной деятельности у учащегося формируются знания, умения и навыки.

Сущность деятельности мастера производственного обучения заключается в создании условий для раскрытия всего потенциала учащихся, максимально приближенного к достижению определенных результатов самостоятельной учебной деятельностью учащихся.

Методическая записка

Учет особенностей конкретной аудитории

Данный урок входит в тему: “Графический редактор Corel Draw”.

На момент проведения данного урока учащиеся имеют большой понятийный запас, владеют основными операциями по рисованию фигур, линий, по изменению атрибутов заливки и контуров, трансформирования и упорядочивания объектов, навыками работы с текстом, растровыми изображениями. Все это создает хорошую базу для изучения данной темы на уроке производственного обучения. Подготовка, полученная учащимися при изучении указанного материала, является достаточной для изучения данной темы урока.

При этом занятие объединяет весь ранее изученный материал по теме для создания сложного рисунка, а также включает в себя большой объем выполнения работ учащихся самостоятельно.

Одна из важных особенностей урока – огромный подготовительный материал:

  • сбор и обработка текстовой информации;
  • подготовка фотоматериала;
  • макетирование документа;
  • разработка частных элементов сложного рисунка.

В связи с этим мастер должен уделять особое внимание тщательности инструктирования и контроля за учащимися по вопросам безопасности труда, широко использовать их теоретические знания.

Развивающее значение урока

Данный урок дает широкие возможности для:

  • развития логического мышления учащихся, способности самостоятельно анализировать;
  • развития творческого мышления, памяти учащихся;
  • развитие интереса к предмету.

Воспитательное значение урока

Способствовать воспитанию трудолюбия, настойчивости в достижении высокого качества работы, навыков взаимоконтроля и взаимопомощи, умению рационально планировать рабочее время.

Основные учебные задачи данной темы:

  • организовать работу в малых группах;
  • подобрать текстовую и графическую информацию для буклета;
  • расположить в логической последовательности этапы обработки отдельных элементов буклета.

План урока производственного обучения

Профессия: Оператор ЭВМ (программист).

Тема программы: Графический редактор Corel Draw.

Тема урока: “Создание профориентационного буклета “Профессиональный лицей №12 г. Барнаула” средствами СоrelDRAW”.

Цели урока:

Учебные: Обобщить, систематизировать знания, умения, навыки и создать профориентационный буклет в среде Corel Draw.

Воспитательные: Способствовать воспитанию трудолюбия, настойчивости в достижении высокого качества работы, навыков взаимоконтроля и взаимопомощи, умению рационально планировать рабочее время.

Развивающие: Способствовать развитию творческого мышления, формировать умения работы в малой группе.

Тип урока: комплексный урок.

Метод обучения: частично – поисковый.

Межпредметные связи: компьютерная технология, охрана труда.

Материально-техническое оснащение урока:

  • персональный компьютер;
  • операционная система Windows XP;
  • графический редактор Corel Draw;
  • программа для создания и использования электронных тестов Assistant;
  • проектор;
  • письменные принадлежности;
  • возможности локальной сети.

Учебно–техническая документация и дидактические материалы:

  • рекомендации по созданию буклета;
  • СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, СанПиН 2.4.3.1186-03;
  • электронный пакет с материалами (информация о профессиях, изображения, эмблема);
  • презентации инструктажей по технике безопасности;
  • раздаточный материал образцов визитных карточек.

Ход урока

I. Организационная часть: (5минут)

1.1 Приветствие учащихся.

1.2 Проверка наличия учащихся и их внешнего вида.

1.3 Распределение по рабочим местам.

1.4 Сообщение темы и цели урока.

II. Вводный инструктаж: (75 минут)

2.1. Соблюдение основных правил техники безопасности. Защита групповых презентации (использовано домашнее задание). [Приложение 1]

2.2. Актуализация опорных теоретических и практических знаний, умений и навыков по выполнению операций.

2.3. Проверка знаний основных теоретических вопросов по пройденному материалу (выполнение учащимися тестовых заданий на компьютере и оценивание полученных результатов): [Приложение 2]

  • интерфейс программы Corel Draw;
  • рисование фигур, линий, изменение атрибутов заливки и контуров;
  • трансформирование и упорядочивание объектов;
  • работа с текстом, растровыми изображениями.

2.4. Формирование ориентировочной основы действий и систематизация знаний путём создания визитной карточки:

  • фронтальная беседа с выделением этапов создания визитки;
  • выполнение упражнений на компьютере.

Образцы визиток [Рисунки 1,2,3].

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

2.5. Постановка перед учащимися предстоящих задач. Ответы на вопросы.

III Текущий инструктаж (80 минут).

3.1. Самостоятельная работа по подгруппам.

Методом “Мозгового штурма” учащимся предстоит разработать макет, распределить обязанности между членами группы и создать профориентационный буклет “ПЛ № 12”, используя подготовленный электронный материал. [Приложение 3], [Рисунок 4]

Рисунок 4

Группа учащихся делится на подгруппы по 3 человека. Ведущая роль принадлежит дизайнеру. Каждый член подгруппы получает свою должность для выполнения задания (дизайнер, корректор, стилист). Подгруппа обсуждает примерный дизайн буклета и распределяет обязанности (цветовое разрешение, отбор фотографий, набор текста).

По прошествии 40 минут дизайнер объединяет работы в одну, используя возможности локальной сети, для доработки буклета.

В помощь работы подгрупп выданы “Рекомендации по созданию буклета”. [Приложение 4]

3.2. Целевые обходы мастера производственного обучения:

Обход № 1: Проконтролировать соблюдение техники безопасности во время выполнения задания.

Обход № 2: Обход с целью индивидуального инструктажа и проверка правильности выполнения заданий.

Обход № 3: Проверить и оценить правильность выполнения задания.

Демонстрация и защита итоговых работ по подгруппам осуществляется через проектор. Образцы буклетов представлены на рисунках формата .jpg, экспортированных из CorelDraw. [Рисунок 5, 6, 7, 8]

Рисунок 5

Рисунок 6

img7.jpg (63964 bytes)

Рисунок 7

Рисунок 8

IV Заключительный инструктаж: (30 минут).

4.1 Подведение итогов работы.

4.2 Выявление и исправление типичных ошибок с указанием их причин.

4.3 Выставление отметок.

4.4 Сообщение домашнего задания.

4.5 Уборка рабочего места.

Методические рекомендации по проведению урока

Вводный инструктаж целесообразно проводить сразу для всех учащихся.

Проверку соблюдения правил ТБ, ПБ, ЭБ, производственной санитарии разумно выполнить в виде творческих домашних работ - презентаций. Подготовку и защиту работ учащиеся осуществляют поочерёдно - из урока в урок. На данном уроке предложены к выступлению 2 работы. По окончании выступления учащиеся озвучивают вопросы, пожелания, замечания.

Данная форма проверки соблюдения правил ТБ активизирует мыслительную деятельность учащихся и позволяет быстро проверить правильность ответов, в том числе с помощью самих учащихся, обменивающихся своими работами.

Проверка теоретических знаний осуществляется в виде теста по темам, пройденным ранее. Традиционные способы проверки знаний способствуют отчуждению учащегося от учебной деятельности. Для повышения интереса учащихся на данном этапе урока рекомендуется выполнение электронных тестовых заданий учащимися индивидуально на компьютере. Большим плюсом является самостоятельное распределение времени и индивидуальное восприятие вопросов теста учащимися, а также объективность результатов теста.

Обобщение практических умений и навыков рекомендуется проводить в виде экспериментального задания по созданию визитной карточки.

Фронтальная беседа с выделением этапов создания визитки. Рекомендуется в форме фронтальной беседы обсудить технологию создания визитки, выделяя при этом основные операции выполнения работы. Выполнение задания на компьютере: создание визитки. Для демонстрации работ используется проектор.

Результатом проведения данного этапа урока явилась систематизация знаний учащихся и их практическое применение, что повлекло раскрытие творческого потенциала учащихся.

Текущий инструктаж

Целью текущего инструктажа является комплексное применение практических умений и навыков для выполнения задания. На данном этапе урока мастеру производственного обучения рекомендуется акцентировать внимание учащихся на вычленение наиболее существенных признаков в выполнении задания, что способствует рациональному использованию приемов мышления, анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации.

Методическим приемом мотивации выполнения творческой работы явился диалог учащихся с мастером, в котором учащимся предоставлена возможность формирования собственных идей, выводов.

Для более обширного поля деятельности учащихся рекомендуется применить результаты подготовительной работы, которая совмещает в себе работу предшествующих уроков производственного обучения и домашние задания:

  • сбор и обработка текстовой информации;
  • подготовка фотоматериала;
  • макетирование документа;
  • разработка частных элементов сложного рисунка.

{Информация о лицее была собрана из бесед с учащимися, фотоархива, музейных материалов, библиотеки лицея. Фотографии, использованные в работе, выполнены в лицее во время учебного процесса, а также на спортивных и внеклассных мероприятиях лицея.}

Создание буклета предполагает 3 основные направления работы: текст, создание объектов, работа в цвете. Следовательно, для более успешного выполнения работы рекомендуется данные направления распределить между членами малых групп. Однозначные задания различным группам, в свою очередь, способствуют развитию креативного мышления учащихся.

Результатом работы учащихся предполагается готовый буклет

Показателем успешно выполненных работ учащихся является удовлетворение одной из базовых потребностей подростка - ощущение собственного Я, уверенности в себе, в своих силах, уверенности в уважении окружающих.

Заключительный инструктаж

Заключительный инструктаж проводится обычно в форме активной беседы или сжатого объяснения, основанного на анализе учебной работы за урок. К заключительному инструктажу следует выбрать хорошо выполненные задания, а также задания, выполненные с замечаниями. На базе этих материалов проводится заключительный инструктаж. Подводя итоги мастер п/о должен проанализировать, как прошло занятие, каких успехов достигла группа и отдельные учащиеся; какие были замечены ошибки в работе того или иного учащегося, какие меры надо принять, чтобы избежать недостатков в дальнейшем.

Так как данный урок производственного обучения предполагает готовый продукт, просмотр и оценивание результатов осуществляется не только мастером производственного обучения, но и учащимися. Созданные буклеты рекомендуется демонстрировать всем учащимся. Необходимо подвести итоги работы, проделанной за урок всей группой, сообщить результаты выполнения учащимися всех заданий и оценки за выполненную работу; следует объяснить учащимся, за что и почему выставляется данная оценка. При оценке нужно исходить, прежде всего из качества выполненного задания и сроков его выполнения.

Заключительные беседы в конце урока помогают мастеру лучше и быстрее изучить каждого учащегося, сблизиться с ними, а это ведет к повышению его авторитета как воспитателя, а в итоге - к успешному проведению производственного обучения и воспитания, а также приучают каждого учащегося к анализу своей работы, способствуют формированию сознательного отношения к своему труду, заставляют его делать выводы из результатов работы, сравнивать свои успехи с успехами товарищей.

Занятие предполагает создание практически значимой работы, а положительная оценка деятельности поднимает на уровень выше обычного профессиональные намерения и ценностные ориентации учащихся.

Подводя итоги всего урока производственного обучения, целесообразно будет отметить использование различных форм и методов на уроке, разнообразие видов деятельности учащихся.

Литература

  1. Бурлаков М.В. CorelDRAW 12 – СПб.: БХВ – Петербург, 2004.
  2. Железнякова Т.П., Яшканова В.И. Личностно-ориентированное обучение // Проф. образование – № 8, 2003.
  3. Зауэр Л.С. Информационные технологии в личностно-ориентированном обучении // Проф. образование – № 8, 2003.
  4. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: уч. пособие для преподавателей учреждений СПО – М.: Мастерство, 2001
  5. Соколова С.Е., Вавилова Л.Н. Гуманизация образовательного процесса // Образование – № 11, 2003.
  6. Тайц А., Тайц А. CorelDRAW 9: краткий курс – СПб.: Издательство “Питер”, 2000.
  7. Федорова А.В. CorelDRAW для студента – СПб.: БХВ – Петербург, 2007.
  8. Швырков М.И. Личностно-ориентированное обучение // Проф. образование – № 8, 2004.