Проектная деятельность учащихся: творчество за рамками урока

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа


Работа по методу проектов может осуществляться как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Проекты во внеурочной деятельности могут иметь различные формы. По классификации типов проектов это, как правило, творческие и ролево-игровые проекты. Конечные результаты, как и формы их представления, тоже могут быть разными. Это видеофильмы, инсценировки, ролевые игры, различные конкурсы, театрализованные праздники и т.д. И хотя эти формы давно хорошо всем известны, от этого они не становятся менее эффективными или менее значимыми. Известно, что метод проекта ориентирует учебно-познавательную деятельность школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Поэтому для того чтобы ученик воспринимал знания, как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, и получить в итоге реальный ощутимый результат. Значимость проектов во внеурочной деятельности в том, что они направлены на реализацию творческих способностей учащихся, помогают развить их креативность, раскрепощенность, чувственное восприятие мира, что в дальнейшем позволит стать им самодостаточными, востребованными и успешными.

Подобные проекты особенно актуальны для младшего школьного возраста, где игровая деятельность занимает важное место в получении новых знаний. У учащихся младшего возраста мотивы деятельности очень часто определяются не такими факторами, как, например, чувство долга, жизненные планы, а интересом к самой деятельности. В связи с этим очень важно обеспечить разнообразную, способную увлечь детей коммуникативную деятельность и постараться организовать ее таким образом, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от достигнутых результатов, чтобы осознание успеха и чувство гордости стимулировали их деятельность на последующих этапах работы над проектами. Внимание родителей, учителей, товарищей к их достижениям в изучении иностранного языка имеет для учащихся огромное значение и во многом определяет их отношение к предмету.

Исходя из этого, целями и задачами проектов во внеурочной деятельности учащихся являются:

  • создание условий для формирования у учащихся мотивации и поддержания интереса к изучению иностранного языка;
  •  расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении

 иноязычной коммуникативной деятельностью;

  •  всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы;
  •  развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов.

Театрализованный праздник как одна из форм проектной деятельности.

В нашей гимназии стало уже традицией в конце каждого учебного года проводить праздник английского языка, в котором принимают участие классы углубленного изучения.

Особенности театрализованных праздников:

1) Яркая эмоциональная окраска

Праздник это всегда яркое событие, всегда веселье, торжество, приятное времяпрепровождение и, конечно же, перерыв в однообразии учения. Его ждут, к нему готовятся и поэтому праздники вызывают особый эмоциональный настрой, который в значительной мере облегчает решение учебных проблем. А игра как обязательный компонент праздника побуждает детей к творчеству.

2) Эффективность

Театрализация повышает самостоятельность учащихся, поисковая деятельность учащихся к ходе подготовки к спектаклю обеспечивает усвоение пройденного материала, повышает развивающую роль обучения, является средством воспитания и развития познавательных возможностей учащихся, а также служит мощным стимулом для изучения иностранного языка.

Театрализованное представление является своего рода обобщением языковых знаний, умений, навыков учащихся. При участии в подобных мероприятиях пассивный словарный запас детей постепенно переходит в активный, т.е. ученик способен уже передавать свои мысли на иностранном языке более свободно как в устной, так и в письменной речи. Это в свою очередь облегчает работу на уроках.

Театральные проекты способствуют формированию коммуникативно-компетентностной личности, свободно пользующейся языковыми навыками в любой ситуации.

3) массовость

Большим преимуществом театрализованного праздника является массовый охват учащихся. Стремление учащихся проверить свои знания, умения, навыки в соревновании с друзьями, нести ответственность за команду, желание заслужить одобрение сверстников, возможность узнать что-то новое, с пользой для себя провести досуг придают деятельности учащихся во время проведения этих мероприятий осознанно мотивированный характер.

При проведении таких мероприятий на изучаемом языке в них вовлекаются даже наиболее пассивные, инертные школьники, которым предоставляется возможность проявить себя с лучшей стороны.

В процессе работы над подобными проектами сложилась определенная схема деятельности:

  • Определение формы проведения праздника, время и место его проведения.
  • Подбор материала с учетом цели, конкретных дидактических задач, актуальности содержания, познавательной ценности, возрастных и индивидуально – психологических особенностей школьников, лингвистических трудностей.
  • Обсуждение сценария праздника, его музыкального оформления, наглядности в соответствии с целями и задачами мероприятия, оборудования.
  • Распределение материала между учащимися с учетом их индивидуальных способностей, интересов, уровня владения языком (Например, нарисовать рисунки, выучить стихотворение, подобрать музыку, подготовить костюмы и т.д.).
  • Подготовка к концерту.
  • Генеральная репетиция.
  • Выступление.
  • Подведение итогов.

Подготовка к празднику начинается примерно за два месяца до самого праздника. Ученики принимают самое непосредственное участие в составлении программы праздника и его подготовке, что является одним из требований работы над проектом. Они предлагают свои номера для концерта, ищут стихи, подходящие по теме, делают литературные переводы стихов, принимают участие в распределении ролей, делают рисунки, с помощью родителей готовят костюмы и реквизит. Весь процесс подготовки осуществляется под руководством учителей, которые выступают в роли координаторов и консультантов. С особенным удовольствием ученики участвуют в инсценировках знакомых им с детства сказок. Предлагаю сценарий сказки Маршака «Двенадцать месяцев».

TWELVE MONTHS

(I)

Wolf:

The snow is falling,
The wind is blowing,
The ground is white
All day and night.

U-u-u! What terrible frost! I’m so hungry. Where is а hare? Where is а squirrel? I want to eat them.

Hare:

It’s winter, it’s winter!
Let us skate and ski.
It’s winter, it’s winter!
It’s great fun for me.

Squirrel:

Down comes the snow
On a winter day.
I make a snowman
When I go to play.

Hare: Oh, it’s so cold, oh, it’s so cold. Squirrel, let’s play tag.

Squirrel: Let’s play.

Hare:

I’m running on my skis,
White and silver stand the trees;
I’m as warm as warm can be,
Try to catch me. One, two, three.

Squirrel:

I’m running on my skates,
White and silver are the lakes.
I’m quick as quick can be,
Can you catch me? One, two, three.

(II)

Stepdaughter: Ha-ha, what funny animals! They are playing tag!

Soldier: Good day, a beautiful girl. Why are you laughing?

Stepdaughter: You can hardly believe your eyes. The squirrel and the hare are playing tag as we people do it. And they can speak as people can.

Soldier: No wonder. Today is New Year’s Eve. It may happen everything this day.

Stepdaughter: But what may happen?

Soldier: My grandfather told me that once on New Year’s Eve he met twelve months at once.

Stepdaughter: Oh, I can’t believe it. I don’t think it can be.

Soldier: Yes, it can be. He met at once all the seasons: spring, summer, autumn and winter. By the way, what are you doing here?

Stepdaughter: My stepmother sent me for firewood.

Soldier: In such weather! Haven’t you got a mother or a father?

Stepdaughter: No, I’ve got only a stepmother and a stepsister.

Soldier: Poor thing. And as for me, I came to the forest to find a beautiful New Year tree for the Queen. She is also an orphan and she is a very naughty girl.

Stepdaughter: I can show you a beautiful fir-tree.

Soldier: Thank you. And I’ll help you to gather firewood. Let’s go.

(III)

Queen: I can’t stand writing.

Professor: I agree, it’s not pleasant, but you should.

Queen: No, I shouldn’t, I’m a queen.

Professor: But all people must learn to be clever.

Queen: No, no, no. I can do what I want. I’m a queen and everybody must agree with me.

Professor: I’m sorry, but…

Queen: I don’t want to listen to you. You must agree with me. So, ask me something.

Professor: How much is two times two?

Queen: Five.

Professor: Yes, you are right.

Queen: Now tell me something interesting.

Professor: Well, today is New Year’s Eve. The year consists of twelve months. They follow one another. They can’t change their turn.

Queen: Is that so? But I want April to be now.

Professor: But it’s impossible.

Queen: You again disagree with me. I’ll declare the law. And it will be April.

Public crier: Listen, listen, and listen. Everybody who brings a basket of snowdrops for the Queen will get a full basket of gold.

(IV)

Daughter: Mother, mother. Have you heard? The Queen declared the law. If you bring a basket of snowdrops for the Queen you’ll get a full basket of gold.

Mother: But it’s very cold in the forest. Neither I nor you can go there. Let’s send your sister there.

Daughter: Yes, you are right. Let her go. Let’s give her that big basket.

Stepdaughter: It’s so cold outdoors.

Mother: You mustn’t sit here. You must go to the forest again.

Stepdaughter: Oh, no. I’m so cold. Let me warm a little, I have already brought a lot of firewood.

Daughter: You’ll go to the forest not for firewood. You should bring a basket of snowdrops.

Stepdaughter: But it’s impossible. It’s winter now; there are no snowdrops in the forest.

Mother: Go and don’t come back without snowdrops.

(V)

Stepdaughter: I’m so cold. I’m so tired. I can’t go further. Let me freeze here. But I can’t go anywhere. What is there? It seems to me there is a bonfire and somebody is there…

July:

Summer, summer, summer!
The sun is shining,
The flowers are blooming,
The sky is blue,
The rains are few.

October:

Autumn, autumn, autumn!
The summer is over,
The trees are bare,
There’s mist in the garden
And frost in the air.

February:

Winter, winter, winter!
The snow is falling,
The wind is blowing,
The ground is white
All day and night.

March:

Spring, spring, spring!
The trees are green,
Blue skies are seen,
Grey winter’s gone away,
The world looks new and gay.

January:

Green for April, pink for June,
Red and gold for fall,
But sparkly white for wintertime,
The best time of all.

Stepdaughter: Good evening. Can I warm my hands?

January: Good evening. Of course, you can. But who are you and what are you doing here in such cold weather?

July: What is in your hands? A basket? Do you want to gather mushrooms or berries? Then you should come in summer.

Stepdaughter: No, I haven’t come for berries. My stepmother sent me for snowdrops.

February: Don’t you know that there are no snowdrops now.

Stepdaughter: Yes, I know. But it’s not my will. My stepmother told me not to come back without snowdrops.

March: What does she need flowers for in the middle of winter?

Stepdaughter: She needs gold. Our Queen promised to give a basket of gold for a basket of snowdrops.

October: Poor thing. It’s impossible. You should wait till April.

Stepdaughter: I know. Thank you for everything. I’m sorry for disturbing you. Good bye!

April: Don’t hurry, my dear. Brothers, let’s help the girl. Let me take your place, brother January.

January: I agree, but what about February and March?

February: We are not against it.

March: Take our place.

April: Thank you, brothers.

January:

See the pretty snowflakes,
Falling from the sky;
In the walls and housetops
Soft and thick they lie.

February:

Nothing is quite so quiet and clean
As snow that falls in the night,
And isn’t it jolly to jump from bed
And find the whole world white?

March:

Spring is coming, so I’m told
By a crocus, dressed in gold.
Spring is coming, so I hear
From the blackbird’s song so clear.

April:

So here we are in April, in snowy, blowy April,
In frowzy, blowsy April, the rowdy, dowdy time,
In soppy, sloppy April, in wheezy, breezy April,
In ringing, stinging April, with singing swinging rhyme!
Hurry up, little beauty. You have only one hour to pick flowers.

Stepdaughter: I can’t believe my eyes. Thank you very much.

April: You are welcome. Don’t forget us. Take this ring. If something happens, throw it and call us, we’ll come and help you.

(VI)

Professor: Happy New Year, your majesty.

Queen: I don’t want to celebrate New Year. I haven’t got snowdrops yet.

Public crier: Your majesty, two women brought a basket of snowdrops.

Mother: Good evening, your majesty. We’ve brought you snowdrops.

Queen: Look here, professor. You said it’s impossible, but I knew that if I order everything is possible. Where did you take them?

Daughter: In the forest, your majesty. But it was my sister. She brought the flowers, not we.

Queen: Where did you find them?

Stepdaughter: I can’t tell you. It’s a secret.

Queen: You can’t keep secrets from your queen. Tell me at once where you took snowdrops.

Stepdaughter: No, I can’t. Don’t ask me.

Queen: Tell me. Otherwise, I’ll take your ring.

Stepdaughter: Oh, no. Don’t take my ring.

February: Don’t be afraid, dear girl. We are here.

January: And you, naughty girl. You should remember that it could happen only because it’s New Year today. There are 12 months in a year and they come one after another, and nobody can change it.

February: And now let’s celebrate New Year!