Игра-викторина по русскому языку между 3-м и 4-м классами

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цель мероприятия:

  1. углубить знания учащихся по русскому языку, познакомить с интересными языковыми фактами.
  2. в простой и интересной форме познакомить учащихся с различными явлениями игры слов: анаграммами, шарадами, метаграммами и т.д.
  3. Дать учащимся простейшие знания о многозначности слов, синонимах, омонимах, и других языковых явлениях.
  4. Воспитывать у детей интерес к родному языку, его многообразию и богатству.
  5. Воспитывать у детей дисциплину, внимательность и сосредоточенность.
  6. Способствовать развитию логического мышления учащихся.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня  мы с вами собрались не просто так, а а для того чтобы поиграть… в слова. Для начала давайте определим, что такое слово?
Чтобы лучше понять что такое слово, давайте послушаем одно занимательное стихотворение.

Плим
Ложка- это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка.
У кошки семь котят.

Тряпка – это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка,
Оделся и пошел.

А я придумал слово,
Смешное слово – плим.
Я повторяю снова:
Плим, плим, плим!

Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим!
И ничего не значит
Плим, плим, плим!

Мальчик придумал слово – «плим», является ли оно словом? Вот мы и выяснили, что «плим» не слово, а набор звуков.
(Задания для детей представлены на экране, для лучшего восприятия заданий, см. презентацию)

Конкурс 1.
«Постройте пирамиду»

Она проста довольно с виду.
Но как же строить пирамиду?
Не каждый, может быть, построит,
Но попытаться все же стоит.
В основании пирамиды лежит слов из семи букв, например квартал, выше – из тех же букв (удаляя одну), далее – из пяти, из четырех, из трех:
Рак
Кара
Карта
Кварта
Квартал
Задание для команд в виде загадок:
Я для бензина, для белья, для разных надобностей я. (Бак)
Я не простое учреждение. (Банк)
Во мне всегда хранят варенье. (Банка)
А я нужна грузовику. (Кабина)
А я нужен меткому стрелку. (Карабин)

Ведущий: между прочем, некоторые словечки способны поставить в тупик кого угодно! Попадаются такие словечки, у которых своя тайна. Вот попалось мне недавно слово стрекоза. Стрекоза – это она, а как же тогда будет звучать он? Стрекозел? Не может быть! Не бывает ведь такого слова. А ведь такое безобидное на вид слово стрекоза. Никогда бы не ожидала от слова такого коварства!
Конкурс 2.
«Найди хитрое слово»
Сейчас вы получите карточку со словами, которые вы должны записать во множественном числе, например арбуз – арбузы.

Кот – (коты) 
Плот – (плоты) 
Крот – (кроты)
Дуга – (дуги) 
Рука – (руки) 
День – (дни)
Лень – (….) 
Цыпленок –
Козленок –
Бочонок –

Еда – (…)
Слива – (сливы)
Диво – (….)
Грива – (гривы)
Метро – (…..)
Пень – (пни)
Бедро – (бедра)

Разминка

  • Найдите слово, от которого можно получить новое слово, написав сначала второй слог, потом первый
  • 1) актёр  2) тополь  3) марка 
  • 4) банка  5) парта

Конкурс 3.

  • Седьмая вода на киселе – это:
  • 1) компот 2) сказочный родник
  • 3) зелье  4) самый далёкий из известный предков
  • 5) какой-то дальний родственник

Конкурс 4.

  • Рассмотрите слова:
  • 1) легендарный
  • 2) мифичечкий
  • 3) мифологический
  • Какой из них означает «знаменитый, прославленный»

Конкурс 5.

  • Сегодня мы говорили… Как нужно продолжить, чтобы её можно было понять только одним способом:
  • 1) о математике  2) о физике
  • 3) о технике  4) о химике
  • 5) о механике

Конкурс 6.

  • Какое слово не является однокоренным со всеми остальными?
  • 1) речь  2) нарекание
  • 3) прорицатель  4) речка
  • 5) изречение

Конкурс 7.

  • Какое слово не является однокоренным со всеми остальными?
  • 1) речь  2) нарекание
  • 3) прорицатель  4) речка
  • 5) изречение

Конкурс 8.

  • Какое слово не является однокоренным со всеми остальными?
  • 1) речь  2) нарекание
  • 3) прорицатель  4) речка
  • 5) изречение

Конкурс 9.
«Найди хитрое слово»

  • Кот – …
  • Плот –  … 
  • Крот – …
  • Дуга – …  
  • Рука – … 
  • День – …
  • Лень – …  
  • Еда –…
  • Слива – …
  • Диво – …
  • Грива –  …
  • Метро –…
  • Пень – …
  • Бедро –

Конкурс 10.
"Ответь на пять!«
1) Сосчитай, сколько звуков и сколько букв.

Солнце
Юла 
Касса  
Деньки 

Яма
Сердце
Грамм
Пеньки

2) Составь слово, переставив буквы.

Ланпе 

Тарпа 

Ганик

Ватра 

Чкару

Кисарк

Вонзок

Елонь

Конкурс 11.
"Где слова родные, однокоренные?"

Белка,беленький,белить 
Водяной, вода, водить 
Лист, лиса, лисёнок 
Лось, лоскут, лосёнок 
Горный, горка, городок 
Пёс, песочный и песок.

Моряки, морской, морж
Корень, корневой, корж
Холод, холмик, холодок
Носик, носит и носок
Семя, семечко, семья
Вдруг, подруга и друзья.

Конкурс 12
"Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?"

(С) кресла шарф
(С) тащил щенок…
(По) волок
(За) уголок...
(По) трепал
(Со) всех сторон…
И (по) мчался
(На) балкон.

Конкурс капитанов
1) Корнем – с дорогой роднится,
В сборе приставка таится.
Суффикс как в слове дневник
Целым же в космос проник.

2) Корень мой находится в "цене".
В "очерке" найди приставку мне.
Суффикс мой в "тетрадке" вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.

  • Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
  • Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
  • Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут, им дергают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.

Конкурс 13.
"Замени одним глаголом"

Совать нос –  
Надуть губы –  
Выходить из себя -
Зарубить на носу –
Заговаривать зубы –  

Чесать языки -
Водить за нос -
Унести ноги -
Клевать носом -
Ломать голову –

Конкурс  14.
" Предмет или действие?"

1) Затопили печь, чтобы пироги печь.
2) Ведро дало течь, и вода стала течь.
3) Медведь в лесу, не зная правил,
Однажды мотоциклом правил.

1) Снежное покрывало всё поле покрывало.
2) Была Катюша запевала, она все песни запевала.
3) Кто без кисти и белил,
Крыши города белил?

Конкурс 15.
“Отгадай скорее ребус”

Конкурс 16.

«Дополни крылатым выражением»

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь...
Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес,...
Ребята слушать их не станут:
От этой песни...

Конкурс 17.
“Отгадай пословицу”

  • “свет”, “тьма”.
  • “погибай”, “выручай”.
  • “встречаются”, “провожают”.
  • “труд”, “лень”.

Подведение итогов КВН. Жюри называют победителей.
Дети читают стихи.

Грамматика, грамматика -
Наука очень строгая.
Учебник по грамматике всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье.
Сколько правил, сколько правил!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным - и только!
Все запомнишь, все поймешь.
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!