Уроки дорожной безопасности для родителей

Разделы: Внеклассная работа


Для  того чтобы воспитание
детей было успешно, надо,
чтобы воспитывающие люди,
не переставая, воспитывали себя.
Л.Н.Толстой

Статистические данные о детском травматизме и несчастных случаях свидетельствуют о том, что необходимо более углубленно работать  по  проблеме обучения дошкольников правилам дорожного движения (ПДД). Придавая важное значение деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ), педагогический коллектив свою работу ведет в тесном контакте с работниками ГИБДД и родителями, постоянно совершенствуя формы и методы изучения детьми ПДД и их пропаганды. Приоритетом системы является личность каждого воспитанника, ее защита и развитие.

Организация работы по профилактике ДТТ строится с учетом индивидуальных особенностей детей и дифференцируется по возрастным периодам.

Как мы знаем, пример взрослого, вовремя сделанное им замечание о том, как вести себя на дороге, может сохранить ребенку здоровье, а самое главное – жизнь. Поэтому особое внимание мы уделили работе с родителями, используя различные методы и приемы:

  • ндивидуальные консультации воспитателей  по темам: «Дети и дорога», «Детский травматизм. Можно ли его избежать»;
  • выпуск информационных листков, памяток;
  • тематические родительские собрания;

Для родителей оформлена  «Азбука для родителей», «Уроки дорожной безопасности для родителей».

В каждой возрастной группе оформлен уголок безопасности, в котором систематически обновляется материал по правилам дорожного движения.

Ход занятия

Движение с ребенком

Пример родителей.

Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним может перечеркнуть сто словесных правильных указаний. Поэтому с ребенком - никакой спешки на проезжей части, никакого бега через дорогу к автобусу, никаких разговоров о постороннем во время перехода, никаких движений наискосок, в стороне от перехода на красный сигнал светофора. Если вы, конечно, хотите, чтобы ваш ребенок в будущем, когда он будет на улице один, был в безопасности.

Посадка в автобус, поездка и выход из него

  1. Подходите к двери только при полной остановке автобуса.
  2. Приучите ребенка держаться за поручни. Уступать место пожилым людям.
  3. К выходу надо подготовиться заранее. Объясните ребенку, как водитель видит (в зеркало) пассажиров и что он иногда может в зеркало не заметить пассажира и пешехода.
  4. Выходите из автобуса, взяв ребенка на руки или впереди него. Если ребенок будет выходить первым, он может упасть или, выйдя, выбежать из-за автобуса на проезжую часть дороги.
  5. Постарайтесь не оказаться при выходе с ребенком из автобуса последним, луч­ше предупредить водителя словами или сигналом «Водитель, внимание!».
  6. Особенно полезно показывать с тротуара ребенку моменты выезда попутного или встречного транспорта. При этом у ребенка развивается условный рефлекс предвидения скрытой опасности

Проезд в автобусе, троллейбусе, трамвае.

Даже опытный водитель не всегда может избежать резкого торможения в аварийной ситуации. Поэтому при движе­нии надо занимать устойчивое к возможным толчкам положение, быть особенно осторожным возле кабины водителя, как и во время приготовления к выходу.

За руку с ребенком.

На дороге или рядом с ней не забывайте, что ребенок мо­жет попытаться вырваться. И это типичная причина дорожных происшествий. Ре­бенок чаще пытается вырваться, когда он знает о предстоящем переходе и хочет сделать это раньше, когда он увидел на другой стороне дороги кого-либо из род­ных, друзей, воспитателей. При переходе внезапно не останавливайтесь, не пре­дупредив ребенка

Ребенок на руках.

Учить его, пожалуй, еще рано. Будьте осторожны - ребенок на руках закрывает вам обзор дороги.

Ребенок в детской коляске.

При посадке или высадке из транспорта не забудь­те предупредить водителя, потому что в зеркало ему не видно! При движении дер­житесь правой стороны.

Ребенок в саночках.

Саночки, как известно, легко опрокидываются. На проез­жей части или рядом с ней этого нельзя допустить! Чаще смотрите на ребенка. Дер­житесь середины тротуара, дальше от «сосулек».

Вы едете в такси.

Конечно, мать или отец с ребенком - на заднем сиденье, учитывайте возможность резкого торможения, чтобы ребенок не ушибся. При вы­садке первыми обязательно должны выйти взрослые и принять детей. Не разре­шайте высовываться ребенку из окон. Дверь должна быть заперта.

Ваш ребенок носит очки.

Очки «исправляют» зрение только перед собой, и на дороге очень важную роль играет так Называемое «боковое зрение», потому что часто пешеход находится боком к приближающемуся транспорту. Поскольку «боковое зрение» остается ослабленным несмотря на очки, надо с удвоенной тщательностью учить ребенка наблюдать, узнавать типичные ситуации «закрытого обзора», «отвлечение внимания», «действие не глядя». Более тщательно ребенка с ослабленным зрением надо учить оценивать и скорость приближающегося транспорта.

Переходите улицу с ребенком только по пешеходным переходам, а у перекрестка - по линии тротуаров.

Выход из подъезда дома

  1. Если у подъезда дома возможно движение транспорта, сразу обратите внимание ребенка и посмотрите вместе, нет ли его.
  2. Если у подъезда стоит транспорт или растет дерево, закрывающие обзор, приостановитесь и «выгляните», нет ли за препятствием скрытой опасности.

Движение по тротуару

  1. Периодически обращайте внимание ребенка на появляющиеся вдали и проезжающие транспортные средства, особенно на те из них, которые едут с большой скоростью. Научите ребенка замечать транспорт издали, провожать его глазами и оценивать скорость.
  2. Остановитесь у стоящего транспорта и обратите внимание ребенка на то, как он закрывает обзор улицы. Можно подумать, что опасности нет, и выйти из-за транспорта, а в это время из-за него выедет другой транспорт.
  3. Такое наблюдение во время прогулок полезно проделать с различными предметами, закрывающими обзор улицы - кустами, деревьями, заборами и т.д.    
  4. В этом случае у детей вырабатывается важнейший для безопасности на улице рефлекс предвидения скрытой опасности.

Переход через проезжую часть, где нет светофора

  1. На перекрестке научите детей замечать транспорт, готовящийся к повороту направо (прежде всего) и налево. Как правило, транспорт, поворачивающий направо, занимает крайнее правое положение и включает указатель правого поворота, а поворачивающий налево - крайнее левое положение и включает левый указатель поворота.
  2. Наблюдая за проезжающим через переход крупным транспортом, обращайте внимание ребенка на то, что пока он не отъехал далеко, он может скрывать другой, который едет навстречу. Поэтому лучше подождать, пока такой транспорт отъедет подальше.

«АЗБУКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»

(учим ребенка правилам безопасности)

Адрес и номер телефона учите с ребенком с самого раннего воз­раста.

Будьте терпеливы, обучая детей! Они должны найти в Вашем лице дружелюбного и внимательного учителя.

Вероятность травм ребенка снизится, если не пожалеть време­ни и показать, как выполнять те или иные дела по дому, доступ­ные ему.

Грязная, испачканная одежда, которая огорчила чистоплотную маму. За ней иногда кроется тяжелый ушиб живота или поврежде­ние внутренних органов. Дети, опасаясь наказания, порой могут скрыть факт происшедшей травмы или преуменьшить значение про­исшествия. Поэтому в случае повреждения никогда не нужно торо­питься упрекать или тем более наказывать ребенка, необходимо спокойно и доброжелательно разобраться в том, что произошло.

«Дозированный опыт» — это когда ребенку дают убедиться, что вода, утюг и головешка обжигают, иголка колется и т.п. Он снижа­ет потери от самостоятельных «проб и ошибок».

Если Ваш метод обучения детей безопасному поведению — зап­рет, то доступно объясняйте ребенку необходимость его соблюде­ния. Помните, что запретов должно быть не много.

Животные (даже домашние) могут нанести травму ребенку. Учите детей бережно ухаживать за ними, не дразнить, избегать опасных действий.

Защищайте своих детей, пока они не повзрослеют достаточно, чтобы овладеть специальными навыками безопасности.

Игрушки и личные вещи учите ребенка содержать в порядке и убирать на место. Помните, что порядок в доме не только для кра­соты, но и для безопасности.

Кислоты, лаки, растворители и другая бытовая химия не долж­ны храниться в посуде из-под напитков и всегда должны быть не­доступны ребенку.

Лекарства, в том числе и витамины, могут быть опасны для ребенка. Убирайте их из виду. При употреблении придерживайтесь инструкции и рекомендаций врача.

Мультфильмы и детские передачи переполнены материалом для обучения безопасности. Используя ситуации, в которые попадают герои, можно задать ребенку вопросы типа «Как ты думаешь, почему он так поступил?», «Как она умудрилась попасть в такую труд­ную ситуацию?», «Что может произойти, если мальчик или девоч­ка так сделают?» и обсудить их.

Не увлекайтесь примерами опасных ситуаций, произошедших с другими детьми. Это может вызвать ненужные страхи.

Обучать ребенка безопасному поведению нужно на собственном примере. Дети копируют Вас. Не забывайте об этом.

Программы по безопасности для взрослых не рекомендуется смот­реть детям, поскольку они полны криминальной статистики и не­нужного натурализма.

Режущие и колющие предметы храните в специально отведенных местах и учите детей пользоваться некоторыми из них в Вашем присутствии.

Спички и зажигалки — не игрушки для детей. Не оставляйте их в доступных для дошкольников местах.

Телефоны служб спасения учите вместе с детьми. Напишите их и повесьте около телефонного аппарата.

Уходя из дома ненадолго, найдите ребенку интересное занятие (игру), чтобы он не стал искать себе другое, может быть опасное.

Факты выпадений детей из окон и с балконов убеждают, что они должны быть надежно закрыты, если в комнате играют дети.

Холодная вода — Ваш помощник при порезах, ушибах, ожогах.

Цените в Вашем ребенке находчивость, уверенность и самосто­ятельность. Не ограничивайте активность ребенка, а направляйте ее в «нужное» русло.

Чрезмерно опекаемым детям не позволено выработать собствен­ные инстинкты и оценки, поэтому они не способны обрести на­выки для распознавания опасных или подозрительных ситуаций.

Широко распространенные электроприборы могут быть доступны в обращении ребенку, начиная с 4 лет, если Вы научите его пользо­ваться ими только в Вашем присутствии и с Вашего разрешения.

Щетка, мыло, и зубная паста должны быть спутниками Вашего малыша с ранних лет.

«Это нельзя, а это можно» — такое пояснение важно для пра­вильной ориентировки ребенка в мире незнакомых ему вещей и отношений. Всегда говорите ребенку, что ему можно делать, чем играть.

Юные исследователи — это хорошо, но лучше, если они зани­маются изучением предметов и механизмов вместе со взрослыми или рядом.

Ясно и понятно объясняйте ребенку правила поведения, но глав­ное — упражняйтесь вместе с ним в их соблюдении.