Коррекционная работа учителя-логопеда в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цель: Закрепить умение делить слова на слоги. Дать понятия односложного, двухсложного и трехсложного слов. Обогатить словарный запас. Развивать фонематический слух, память, внимание.

Оборудование: тетради, ручки, простые и цветные карандаши, фишки  для звукобуквенного анализа, схемы предложений, предметные картинки, цифровой ряд, компьютер, мультимедийный проектор, диск записью звуков леса

Ход занятия:

1 . Орг. момент.

- Здравствуйте ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие. Но, чтобы вернуть назад, нам надо не забыть какое сегодня число? Какой сегодня день недели?
- Запишите число в тетрадь.

2 .Работа над ошибками и закрепление пройденного.

- Чтобы путь наш был легким, надо избавиться от ошибок. (Дети исправляют ошибки у себя в тетрадях).
- Угадайте, с кем мы отправимся в путь? У вас на столе лежат карточки. Найдите зашифрованные слова.

ФПИТЗМКЦЗНАКОНЬКИУНМРТ

ПОЯМЧВЛИЗАЯЦЩМЫОЙЛЬМШ

ЦЫСОМЕБЕГЕМОТКВИАИПШУ

Слайд 1

- Какие слова спрятались? (Конь, заяц, бегемот).
- Разделите слова на группы по количеству слогов в слове? (Конь, заяц, бегемот).
- Какой вывод можно сделать? (В первой группе слова с одним слогом, во второй слова с двумя слогами, в третьей группе слова с тремя слогами, в четвертой с четырьмя слогами).
- А как назвать наших попутчиков, одним словом? (Животные).
- А где, они живут и как они называются? (Животные леса и животные Африки).
- Давайте разместим наших животных по вагонам. В каком вагоне поедет конь? (В первом, так как в первом вагоне одна точка и в этом слове один слог).

Слайд 2

- В каком вагоне поедет заяц? (Во втором, так как во втором вагоне две точки и в этом слове два слога) и т. д.

3. Сообщение темы и цели занятия.

3.1. Отгадывание загадок.

- Итак, отправляемся с вами в лес на поезде, и узнаем, каких новых друзей,  встретят наши герои. А чтобы в пути было веселей, волшебная шкатулка сыграет вам мелодию, если вы правильно отгадаете загадку.

Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.  ( Гриб).
 Я стою на толстой ножке
В бурых листьях у дорожки
Встала шапка из травы
Нет под шапкой головы. ( Гриб).

Слайд 3

 (Выставляется картинка с изображением гриба).
- Назовите гласные в этом слове?  (И).
- Сколько слогов в этом слове?  (1 слог).
- К кому он пойдет в гости? Почему? (К ёжику и волку, так как в этом слове один слог).
- А как сказать об этом предмете во множественном числе? (Грибы).
- Назовите гласные в этом слове?  (И, Ы).
- Сколько слогов в этом слове?  (2 слога).
- В чей вагончик мы их поместим?  Почему? (В вагончик с двумя окошками, так как в этом слове два слога).
- А как сказать ласково про гриб?  (Грибочек).
- Назовите гласные в этом слове?  (И, О,Е).
- Сколько слогов в этом слове?  (3 слога).
- А с кем хочет дружить грибочек?  Почему? (В вагончик с тремя окошками, так как в этом слове три  слога).
- Какое правило есть?  (Сколько в слове гласных, столько и слогов).
- Ребята, запомните. Если в слове один слог, то слово называется односложным, если в слове два слога, то слово называется двухсложным, если в слове три слога, то слово называется трехсложным.

3.2. Индивидуальная работа по картинкам (устно).

У детей на столе карточки с животными каждый из них подходит к выставленным на доске вагончикам, ставит картинку и объясняет почему?
- Ребята помогите кассиру рассадить новых пассажиров по вагончикам.
- Определите, какой гласный в этом слове.
- Сколько гласных в слове?
- В какой вагончик посадим героя и почему?

3.3.  Игра «Сколько слогов в слове?» (Дети работают в тетрадях).

- А теперь давайте поможем контролеру проверить, правильно ли выданы билеты другим пассажирам.
- Я буду называть сказочного героя, а вы записывайте, в каком вагончике он должен путешествовать.
Кони - 2, коровы – 3, сова – 2, воробей – 3, ворона – 3, снегирь – 2, голубь – 2, ласточка – 3, кукушка – 3, ель -1, гусеница – 4, клён – 1, колокольчик – 4, мак – 1.

3.4. Работа с конвертами.(Собрать слова, которые рассыпались).

- Итак, мы с вами уже в пути. Мимо нас мелькают деревья, кустарники, цветы, да так быстро, что все перепутались, помогите их собрать.  
Ольха, березка, елочки, васильки, шиповник, туя, можжевельник, дубочек, осинка
Дети, составив слова по очереди, выходят к доске записывают слово и делят на слоги.
Оль/ха, бе/рез/ка, е/лоч/ки, ва/силь/ки, ши/пов/ник, ту/я, мож/же/вель/ник, ду/бо/чек, о/син/к.

3.5. Физкультминутка.   

- Мы так с вами устали сидеть, что нам просто необходимо погулять.  

Влас с корзиной в лес пошел  
Всю поляну обошли 
К старой елке подошел
И огромный гриб нашел

-    шаги с высоким подъемом ноги
-    ритмичный поворот вокруг себя
-    прелесть, руки на пояс
 -     встать руки в сторону

3.6. Работа с фишками. Звуковой анализ слов.

Слайд 4

- Но в лесу ребята, надо говорить тихо и ходить осторожно, чтобы не принести вреда его жителям, поэтому отгадаем загадки, а ответ выкладываем фишками.
- Укажите, в каком вагончике они продолжат путешествие.
Работа выполняется  под звуки леса (диск)
Одежды не шью, а ткань всегда тку.             (паук).                                                                                                                          
Теремок ползет, на себе его везет хозяюшка богатая, рогатая.                    (улитка).
Кто на себе свой домик носит?                                                      (улитка). 

3.7. Графический диктант.

- Мы много интересного увидели в лесу. А вот кого мы увидим ещё, изображено у вас на картинках. Составьте план размещения их по вагончикам.
Логопед показывает картинки, а дети записывают графически слова и пишут цифры – количество слогов.
Синица, жук, кузнечик, пчела, василек, фиалка, тополь, каштан.
и/и/а - 3, у -1, у/е/и – 3 , е/а  -2,  а/и/е - 3, и/а/а - 3, о/о - 2, а/а -2.

Слайд 5

- Наше путешествие заканчивается, а вернуться домой мы сможем, если  составим предложение по картине.
Дети составляют предложение. Лучшее записывают в тетрадь, чертят схему этого предложения в тетради.

4 . Итог занятия.

- Как мы распределили наших героев по вагончикам и почему?
- Сдать тетради. Спасибо, занятие окончено.

Методика мониторинга письменной речи учащихся.