Урок проверки знаний и умений. Русский язык по теме "Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • образовательная:
    • систематизация знаний о СПП с разными видами придаточных;
  • развивающие:
    • создание условий для совершенствования  умений пользоваться правилами постановки  знаков препинания в СПП, составлять схемы СПП, определять виды придаточных;
    • создание условий для формирования умения производить синонимическую замену  простых и сложносочинённых предложений сложноподчинёнными;
  • воспитательные:
    • создание условий для познавательной активности учащихся на уроке;
    • воспитание толерантного отношения к окружающим людям.

Формируемые компетенции:

  • учебно-познавательная;
  • коммуникативная;
  • личностного самосовершенствования;
  • толерантность.

Оборудование: карточки с заданиями, листки успеха.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Орг. момент - Здравствуйте, ребята.  
II. Актуализация опорных знаний и умений уч-ся - Сегодня заключительный урок по теме «СПП с разными видами придаточных».  
- Я предлагаю разгадать шараду:
Слог первый мой -предлог,
Второе - летний дом,
А целое порой
Решается с трудом. (Задача)
Отгадывают шараду, записанную на доске.
- Совершенно верно. С этой задачей вы справились. Но на этом уроке вам предстоит решить ещё несколько задач. Попробуйте определить их самостоятельно, исходя из темы урока. Уч-ся определяют задачи урока.

Ожидаемый ответ:
  • составлять схемы,
  • определять виды придаточных по значению,
  • расставлять знаки препинания в СПП.
Совместное фрмулирование задач урока

- Фактически вы определили задачи урока.
Проверить:

  • умение   составлять  схемы  СПП,  определять  виды  придаточных  по  значению;
  • умение  пользоваться  правилами  постановки  знаков  препинания  в  СПП;
  • умение производить  синонимическую  замену  простых и  сложносочинённых  предложений    сложноподчинёнными.

(  Задачи  записаны  на  доске)

- Итак,  задачи  урока  определены,   приступим  к  работе.

-  Напоминаю,  что  в  конце  урока    в  листках  успеха вы  должны    оценить  по  пятибалльный  шкале,   насколько  успешно  вы  усвоили  материал  темы.

  -   Откройте  тетради,  запишите  число  и  тему  урока.

Уч-ся  записывают  число  и  тему    урока

а)Тренинг
(см. приложение 1)

- Чтобы  закрепить    умение определять   виды  придаточных  предложений  по  значению,  предлагаю  провести  тренинг.
-Команды  приготовились.
Начинаем.

(Если  есть  необходимость,  напомнить  правила  игры)

 

 

 

- Молодцы!  Тренировка  прошла  успешно.

  В  тренинге  участвуют  две  команды.  На  карточках,  которые  лежат  на  столе,  написано  по  одному  примеру  СПП.  На  доске  прикреплены  кармашки  с  обозначением  придаточ-
ных  предложений  по  значению.
.

Ожидаемый  ответ: участники  команды  (по  очереди  от  каждой)  подходят  к  столу,  берут  карточку  с  примером,  определяют  вид  придаточной  части  СПП   по  значению  и  вставляют  карточку  в  соответствующий  кармашек.
Если  допущена  ошибка,  право  ответа  передаётся  другой  команде.  Выигрывает  та  команды,  у  которой  больше  правильных  ответов.

б) Синтаксическая пятиминутка

- Выполним схематический диктант, проведёт его  (вызывается ученик, которому было дано домашнее задание подобрать 7-8 СПП с разными видами придаточных).

 

Учитель наблюдает за деятельностью учащихся).

 

- Ребята, какую задачу урока вы решали, выполняя схематический диктант?

Ученица объясняет порядок выполнения схематического диктанта и проводит его:

  • прослушайте предложение два раза, записывая его;
  • составьте схему СПП;
  • определите вид придаточной части;
  • произведите взаимопроверку.

Выполняют схематический диктант, производят взаимопроверку по ключу, выставляют отметки по критериям, которые учителем написаны на доске.
(Работа выполняется в тетрадях)

Ожидаемый ответ:

  • уметь строить схемы СПП;
  • уметь определять виды придаточных по значению;
  • уметь пользоваться правилами постановки знаков препинания в СПП.

в) Работа в парах

(см. приложение 1)

- Сейчас вам предстоит выполнить работу в парах по карточкам.
Работая в парах, вы обсуждаете задания, предложенные в карточках.
Это поможет вам ответить на итоговый вопрос: «Что даёт синонимическая замена простых и сложноподчинённых предложений сложноподчинёнными»?

  Дозированная помощь учащимся.
Корректирует ответы учащихся и фиксирут их на доске.

Учащиеся обсуждают задания, выполняют их в тетрадях.
Ожидаемый ответ:

  • возможность избегать в речи однообразия синтаксических конструкций;
  • более чётко передавать смысловое значение;
  • делает речь ярче, выразительнее, богаче.

г)  Тестирование
(см. приложение 1)

 - Последнее, что я предлагаю сделать вам сегодня – выполнить тесты.

Учащиеся работают с тестами самостоятельно, после выполнения сдают тесты на проверку.

III. Домашнее задание

(см. приложение 1)

- Домашнее задание состоит из трёх уровней. Вы выбираете любой их них и работаете по заданию.

Учащиеся записывают домашнее задание.

IV. Рефлексия
(см. приложение 1)

 - Подведём итоги нашего урока.

- Обратимся к задачам, которые стояли перед вами в начале урока.

- Какие виды работы вы выполняли, чтобы решить эти задачи?

- Как вы считаете, справились ли вы с первой задачей?
Со второй?
С третьей?

Напротив каждой задачи учитель ставит определённый значок, например, улыбающееся лицо, если справились, грустное – не справились или частично справились.
- Наш урок подошёл к концу.  Заполните свои листки успеха

Ожидаемый ответ:

  • тренинг;
  • схематический диктант;
  • работа по карточкам в парах;
  • тест.

Ожидаемый ответ:

  • коллективно определяют, как они справились с каждой задачей.

Ожидаемый ответ:

  • оценивают степень решения задач по пятибалльной шкале и сдают учителю.