Классный час "Государственные символы Российской Федерации"

Разделы: Классное руководство


Цели: формировать системные представления о государственных символах России; воспитывать чувство любви к родному Отечеству; показать, что каждый ребенок нашей Родины является частичкой России, формировать активную позицию гражданина России.

Оборудование: презентация, карта РФ, фонограмма гимна России, акварельные краски (красная, синяя), кусочки поролона.

Ход мероприятия

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Давайте начнем наш урок с пожелания добра друг другу.

(Дети приветствуют друг друга улыбками.)

Учитель: – Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся.– Все мы с вами живем в огромной стране, которая называется … (РОССИЯ).

2. Основная часть

(Презентация, 1 слайд)

Посмотрите, какие иллюстрации я приготовила сегодня для вас. (Презентация, слайд 2, 3, 4)

(Слайд 3) Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные березы. Разливы рек. Это – Россия…

(Слайд 4) Ясное голубое небо. Лесные тропинки. Прохлада реки. Это – Россия.

Можно ли назвать все эти картины словами «родная природа»?

А почему именно мы можем сказать о ней – родная природа?

Работа по стихотворению И.С.Никитина «Русь».

Послушайте стихотворение русского поэта Ивана Саввича Никитина.

И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.
И во всех концах
Света белого
Про тебя идёт
Слава громкая.
И уж есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью.

Как вы думаете, мог ли своё стихотворение русский поэт Иван Саввич Никитин назвать словом Родина, Русь? (Ответы детей)

Почему поэт называет Русь матерью? (Ответы детей)

Работа с пословицами.

На доске записана пословица.

  • Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Прочитайте пословицу, объясните смысл.

Да, Родина у каждого человека одна, как и мать. Как же каждый из нас должен относиться к Родине? (Ответы детей)

В старину говорили: «Глупа та птица, которой своё гнездо не мило». Как вы понимаете эти слова? Обоснуйте своё мнение.

На партах у некоторых из вас лежат еще несколько пословиц. Прочитайте их вслух, объясните, как вы их понимаете?

  • Нет в мире краше Родины нашей.
  • Всякому мила своя сторона.
  • Везде хорошо, но милее Родины нет.
  • На чужой стороне и весна не красна.
  • Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Как называется наша Родина? (Ответы детей)

Посмотрите на карту России. Покажите границы нашей Родины.

Каждому человеку нашей страны дорога Россия, её славная история, её символы. (Презентация, слайд 5)

Какие символы страны вам известны? (Ответы детей)

Догадайтесь, о каких символах идёт речь? Послушайте, о каком символе пойдёт речь сейчас?

- Эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, документах. (Герб). (Презентация, слайд 6).

Что вы знаете о гербе России? (Ответы детей).

Что изображено на гербе, почему?

Русское государство было образовано при князе Иване 3. В старину непременной частью вооружения воинов являлся щит, на котором изображался личный родовой знак. Со временем такие знаки стали передаваться по наследству от отца к сыну. Так возникли первые гербы. Раньше у каждого князя был свой герб, а когда Иван 3 объединил русские княжества в одно большое государство, то у нового Русского государства появился свой, новый герб.

Иван 3 женился на дочери императора Византии – очень сильного и богатого государства. На гербе Византии был изображён орёл, как символ непобедимости и силы, поэтому Иван 3 решил, что и на гербе России тоже должен быть орёл, чтобы все знали, что Россия – сильная страна.

Но почему у орла две головы?

Двуглавый орёл, охраняя государство, смотрит и на запад, и на восток. Корона на голове орла – символ законности, означающий, что страна живёт по законам чести и справедливости. В одной лапе скипетр – эмблема власти, а в другой лапе – золотой шар, который называют «держава». Скипетр – символ власти, а держава – символ могущества страны.

На груди орла помещён красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить дракона. Ужасный чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

Нашему российскому гербу очень много лет. Уже давно не правит страной царь, но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что Россия – древняя и могучая страна.

Что нового узнали о гербе РФ?

Обратите внимание на 7 слайд презентации, ответьте на вопрос.

Проверьте себя. (Презентация, слайд 8)

Послушайте и определите, о чём сейчас пойдёт речь?

- Торжественная песня, принятая как символ государственного единства. (Гимн). (Презентация, слайд 9)

У каждого государства обязательно есть и свой гимн. В нём проявляется величие страны, т.к. в нём обычно рассказывается о славных страницах истории государства, о его исторической судьбе. Гимн – торжественная песня, прославляющая свою страну. И этим летом на Олимпийских играх в Пекине гимн России звучал 23 раза. Почему? При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.

Прослушайте Гимн России стоя.

О чём идёт речь? Какое чувство испытали, прослушивая гимн.

Попробуйте выполнить задание. (Презентация, слайд 10, 11)

О каком символе говорю сейчас?

- прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов. (Флаг) (Презентация, слайд 12)

Что вы знаете о флаге России? (Ответы детей)

У каждой страны есть свой флаг. Под флагом сражаются за независимость своей страны воины, его поднимают во спортивных побед. Например, за время последних Олимпийских игр в Пекине наш флаг был поднят 23 раза, именно столько золотых медалей выиграли российские спортсмены. Как выглядит наш флаг? (Ответы детей)

У России флаг трёхцветный. Что означает каждый из них?

Белый цвет – цвет мира, чистоты. Он говорит о миролюбии, чистых помыслах нашей страны.
Синий цвет – вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей.
Красный цвет – цвет силы, красоты. Это цвет крови, пролитой за Родину, её независимость.

Историки утверждают, что отцом российского флага был император России Пётр 1.

Итак, выполните следующее задание. (Презентация, слайд 13, 14)

3. Итог занятия, обобщение

О чём мы сегодня с вами говорили?

Какие символы нашего государства вы видели?

Запомните эти символы. Каждый гражданин должен знать символы своей страны, гордиться ими, своей родиной, быть её патриотом.

Практическая работа

На доске прикреплён большой ватман, разлинованный на три равные горизонтальные полосы. На нижней и средней полосе листа парафином заранее написаны имена детей класса, учителя.

Мальчикам предлагаю кусочками поролона закрасить среднюю полосу синей краской, а верхнюю полоску оставить белой. Девочки закрашивают нижнюю полосу красным цветом. При закрашивании нижней и средней полос проявляются буквы, которые обозначают имена учащихся. Прочитав свои имена, они удивлены, приходят к выводу, что получилось изображение флага России, на котором написаны их собственные имена.

– Каждый из нас – частичка России. И от всех нас зависит будущее нашей Родины.

Наш классный час хотелось бы закончить словами поэта И.Северянина (Презентация, слайд 15)