Урок русского языка во 2-м классе по теме "Один и тот же корень и разные корни"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: создание ситуации, в которой учащиеся столкнуться c явлением омонимичности и синонимичности в корневой морфеме.

Задачи:

  • Научить различать родственные слова и слова с омонимичными и синонимичными корнями.
  • Отразить особенности омонимичных и синонимичных корней в модели.
  • Отрабатывать способ определения корня в однокоренных словах.

Оборудование: проектор, экран, презентация, выполненная в Power Point, толковый словарь С.И. Ожегова.

Тип урока: урок решения частных задач.

Ход урока

I. Создание ситуации успеха.

Отгадайте ребус

(Слайд 2)

. (Семья).

У.: Каким образом слова “ семья ” связано с нашими уроками русского языка?

Д.: Собираем семьи родственных слов. Определяем являются ли слова родственными.

У.: Используя свои знания, помогите словам “школа”, “море”, “город”,

“дерево” разослать приглашения своим родственникам:

(Слайд № 3)

Школьник, морской, городок, пригородный, одеревенел, дошкольник, деревянный, школьный, приморский, городской, деревце, морячка.

Из заданной группы слов учащиеся, работая в группах, выбирают родственные слова к одному из них, выделяют окончания, основы, корни.

После выполнения задания уч-ся доказывают, что выбранные ими слова являются родственными.

У.: Молодцы! Как здорово вы справились с заданием. Какие же слова считаются родственными?

Учащиеся озвучивают модель:

Модель 1.

Это слова с разными основами, близкие по смыслу, значения которых можно объяснить с помощью слова- “родителя”.

У них общий корень, с одинаковым лексическим значением, который указывает на слово, от которого они возникли.

II. Постановка и решение учебно-практической задачи.

1 ситуация. У.: А сейчас я расскажу вам одну историю, которая произошла в стране “Грамматика”. Я думаю, вы мне поможете разобраться с тем, что там произошло.

(Слайд № 4)

Чужак

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседует. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями наперегонки бегают. Водичка на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода, глянула на гостей, сразу чужака приметила:

- Ты, дружок, сюда по ошибке попал. Не наш ты родственник. Поищи-ка свою семью в другом месте.

Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

У.: Кто же чужаком оказался среди родственников воды?

Почему?

Д.: Они не близки по смыслу. У них разные “родители”.

У.: Давайте подберем родственные слова к слову “водитель”.

(Учащиеся записывают слова и выделяют корни.)

У.: Но ведь корни у них одинаковые, значит они родственные.

Кто со мной согласен?

Д.: Они звучат одинаково, пишутся одинаково, но по лексическому значению разные.

У.: Встречались ли мы с таким явлением в русском языке?

Д.: Когда мы говорили о словах омонимах.

У.: А о корнях так можно сказать?

Как мы назовем такие корни?

III. Моделирование.

А как это явление отразить в модели? Составьте модель омонимичных корней.

Дети работают в группах. Затем работа обсуждается. Выбирается правильная модель.

Корни-омонимы

IV. Физминутка.

У.: Теперь я предлагаю вам отдохнуть.

Дети выходят в круг, заучивают четверостишье о лесе, отбивая ритм стиха

(Чётные строки – руками, нечётные – ногами.)

Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг – лесничий.

(В. Степанов)

2 ситуация

У.: Как вы считаете, слова бор, роща, дубрава, связаны по смыслу со словом лес?

Можно ли сказать, что они близки по смыслу?

Если дети затрудняются, то обращаются к толковому словарю. Используются слайды с репродукциями картин И. Шишкина “Сосновый бор”, “Дождь в дубовом лесу” и А.Куинджи “Березовая роща”.

(Слайды 6-8)

Д.: Да. Они все объясняются с помощью слова лес.

Они близки по смыслу.

У.: А можно их назвать родственными, ведь они близки по смыслу?

Д.: Нет. У них нет общего корня, хотя они близки по смыслу.

У.: Давайте подберем однокоренные слова к этим словам и выделим в них корни.

Дети записывают слова и выделяют окончания, основы и корни:

бор дубрава роща
боровик дуб рощица
  дубовый  

У.: Как называются слова, которые называют одно и тоже, а звучат и пишутся по-разному?

Д.: Синонимы.

У.: А как назовем такие корни?

Д.: Синонимичные корни.

Моделирование

У.: Составьте модель синонимичных корней.

(Работа идет в группах.)

Корни-синонимы

У.: Какими могут быть корни в словах?

А чем отличаются корни родственных слов?

У.: Пользуясь составленными моделями, проверь работу ребят второклассников, которые участвовали в олимпиаде. Одним из заданий было собрать семью родственных слов. Кто победитель?

(Слайд 9)

  • зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.
  • Зеркало, зеркальный, зеркальце.
  • Гора, гореть, горный, пригорок.
  • Дождь, дождевой, дождаться, дождливый.

V. Рефлексия

У.: Какими же могут быть корни в словах?

Где и как могут помочь вам эти знания?

Что нужно помнить, определяя или подбирая родственные слова, чтобы не попасть в “ловушку”?

Учащиеся снова озвучивают первую модель, где отражены признаки родственных слов.

Презентация