Связь преподавания математики с практической деятельностью в сельской школе

Разделы: Математика, Технология


Совершенствование содержания образования связано с коренным улучшением постановки трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации. Для нас, учителей сельских школ, это забота о подготовке сельскохозяйственных кадров. Обучение математике имеет большие политехнические возможности, использовать которые можно в профориентационной работе: выявление связей изучаемого материала с его применением в сельском хозяйстве; формирование умения за математической задачей видеть конкретную жизненную ситуацию; формирование вычислительных навыков; решение задач прикладного характера; проведение практических работ и т. п.

Каждые 5-6 лет возникают и становятся востребованными новые области профессиональной деятельности, отходят на задний план и постепенно отмирают устаревшие. Это требует от людей высокой мобильности. Неслучайно известный лозунг «Образование на всю жизнь» перестал быть актуальным. В настоящее время его можно заменить лозунгом «Образование через всю жизнь». Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придётся учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование. Для овладения и управления современной техникой  и технологией нужна серьёзная общеобразовательная подготовка, включающая в качестве непременного компонента активные знания по математике.

Наличие знаний не означает, что они являются активным запасом учащихся, что ученики способны применять их в различных конкретных ситуациях. Такая способность не появляется стихийно. Она формируется в процессе целесообразного педагогического воздействия, обеспечивающего приобретение школьниками таких знаний, на которые они смогут широко опираться в трудовой и общественной деятельности. Подобный уровень математической подготовки достигается в процессе обучения, ориентированного на широкое раскрытие связей математики с окружающим миром, с современным производством.

Возможность осуществления таких связей обусловлена тем, что:

  • Многочисленные математические закономерности, изучаемые в школе, широко используются в организации, технологии, экономике современного производства, в конкретных производственных процессах;
  • Умения и навыки по математике, предусмотренные школьной программой, находят непосредственное применение в производительном труде;
  • Процесс трудового обучения и воспитания учащихся в современных условиях немыслим без опоры на математические знания.

Связь преподавания математики с технологией является действенным средством реализации важнейшего принципа педагогики – единства теории и практики. Она позволяет «материализовать» знания школьников. Всё это помогает ученикам понять жизненную необходимость знаний, приобретаемых в школе. В этом воспитательное значение такого обучения.

В осуществлении связи преподавания математики с практической деятельностью особую значимость приобретает производственное окружение школы: именно с ним, как правило, связаны профессиональная ориентация и подготовка учащихся.

Связь математики с сельскохозяйственным трудом двусторонняя. Она предусматривает с одной стороны широкое использование трудового и жизненного опыта при формировании математических знаний, с другой – применение знаний в ходе трудового и профессионального обучения учащихся. Эту связь в процессе преподавания математики представляется возможным наиболее широко осуществлять при изучении функций, уравнений, неравенств и их систем, измерении геометрических величин, формировании вычислительных, измерительных, графических, логических умений и навыков.

Желательно, чтобы связь с сельскохозяйственным трудом осуществлялась на всех этапах преподавания математики в школе. В 5-6 классах предполагается в основном связь математики с трудом на пришкольных опытных участках, в учебных мастерских. Например, при изучении темы «Площадь прямоугольника», учащиеся на пришкольном участке измеряют и высчитывают площади отдельных грядок и площадь всего участка, с большими площадями они знакомятся на школьном поле.  При этом наглядно происходит знакомство с различными мерами площади, малыми и большими. При изучении темы «Положительные и отрицательные числа» можно рассчитать доход, полученный от уборки овощей с пришкольного участка. На уроках технологии применяются такие математические знания и умения как построение параллельных и перпендикулярных прямых с помощью циркуля и линейки, знание видов углов и умение строить их с помощью транспортира, понятие центральной и осевой симметрий, умение выполнять простейшие расчёты.

В 7-9 классах это содержание может быть расширено, так как школьники привлекаются к участию в работе ученической производственной бригаде. Например, перед введением понятия «линейная функция» можно предложить учащимся следующую задачу: «Трактор, купленной школой на выигранный гранд, стоит 500 000 рублей. Годовая амортизация (износ) составляет 15% от его стоимости. Выразите стоимость трактора в зависимости от времени его эксплуатации». Введению понятия квадратного уравнения может быть предпослана среди других такая задача: «Трактор ДТ-75 при двусменной работе расходует дизельного топлива на 32 кг больше, чем трактор «Беларус». Определить среднесуточный расход дизельного топлива каждым трактором, если ДТ-75 израсходовал 104 кг, а трактор «Беларус», проработав на двое суток больше, 264 кг». Перед изучением темы «Линейное уравнение с двумя переменными» предлагается задача: «Для подведения к пришкольному учебно-опытному участку летнего водопровода протяжённостью  191 м, имеются трубы длиной в 5 м и 7 м. Сколько труб той и другой длины потребуется для прокладки водопровода?»

В старших 10-11 классах предполагается связь обучению математике с производительным трудом в сельском хозяйстве, базирующемся не только на математических, но и на производственных знаниях учеников.

Девушки, на уроках бухгалтерского учёта,  составляют бизнес-план деятельности учебно-производственной бригады, делают  расчёты рентабельности ведения хозяйства. Юноши на автотракторной подготовке, при изучении  устройства узлов и систем,  применяют свои знания в области математики, физики, химии. Задачи: «Топливный насос высокого давления, подающий дизельное топливо к форсункам, имеет 4 рабочие секции. Диаметр плунжера равен 6 мм, ход плунжера 16 мм. Чему равна часовая производительность топливного насоса высокого давления при оборотах двигателя 2000 об/мин»,  «Определить рабочий объём четырёхцилиндрового двигателя, если диаметр цилиндра 110 мм, ход поршня равен 200 мм» можно предложить учащимся при изучении темы «Объёмы тел вращения».