Урок литературы в 5-м классе по теме "Поэтические картины родной природы в лирике С.А. Есенина"

Разделы: Литература


Концептуальная цель преподавания литературы: развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся и культуры речи

Тема урока: Поэтические картины родной природы в лирике С. А. Есенина

Цель урока: развитие этических качеств учащихся: чувства любви к Родине, к родной природе, гордости за свою землю.

Задачи:

  • Знакомство с творчеством С.А.Есенина.
  • Формирование и развитие коммуникативной и информационной    компетенций учащихся:
  • развитие навыков выразительного, внимательного и вдумчивого чтения художественного произведения;
  • формирование навыков литературного анализа художественного текста.

Проблема: учащиеся не умеют определять, при помощи каких художественных средств поэт выражает свою любовь к Родине, родной природе.

Проблемный вопрос: Как поэт выражает свою любовь к родному краю, родной природе в художественном произведении?

Варианты решения:

  1. Природа «живая»: имеет душу, своеобразный язык.
  2. Сергей Александрович Есенин  словесно рисует незабываемые картины родного края.
  3. Поэт использует художественные средства ( эпитеты, олицетворения ).
  4. Стихи С. А. Есенина создают незабываемый эмоциональный настрой. 

Оптимальный вариант: Сергей Александрович Есенин любил родной край, свою родину – Россию. Он создал незабываемые поэтические картины родной земли, умело используя художественные средства (эпитеты, олицетворения).

Тезис:

«  …   природа 
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык»

Ф.И.Тютчев.

ХОД УРОКА

Ввод в тему

Учитель: Здравствуйте, уважаемые пятиклассники! Сегодня нам предстоит познакомиться со стихотворениями необычайно талантливого, всеми любимого русского поэта С.А.Есенина. Давайте мысленно перенесёмся в берёзовую рощу, где слышен щебет птиц, где в чистом воздухе едва уловим аромат полевых цветов…

Звучит  неторопливая музыка (Диск «Волшебные голоса природы») На фоне  музыкального сопровождения учащийся выразительно читает одно из стихотворений С.А.Есенина.

Беседа по вопросам

– Какие чувства вы испытывали, слушая стихотворение? Какая картина возникла перед  глазами?

Объяснение нового материала, целеполагание

– Сегодня на уроке мы познакомимся  с жизнью, творчеством С.А.Есенина. Узнаем о том, где он родился, как учился любить свою родину.

На экране – портрет писателя, фотографии отчего дома Сергея Александровича, фотографии его родных и односельчан.

– Всю свою жизнь поэт испытывал любовь к «родным берёзкам», воспевал рассветы и закаты, увиденные мальчишкой на Рязанщине.  Учащиеся зачитывают стихотворения известного русского поэта, рисующие картины родной природы

Беседа по вопросам

– Чем, по-вашему, должно отличаться чтение такого стихотворения?
– Какой общей темой можно объединить эти стихи? 
– Какой видит природу С.А.Есенин?

Работа в группах

В предложенных отрывках предлагается найти слова, при помощи которых поэт прямо выражает свои чувства к родной природе.

– Какими качествами наделяет природу автор?

Учащиеся находят эпитеты, сравнения, называют их, но уже имеющихся знаний недостаточно. Пятиклассники обращают внимание на то, что природа в стихотворениях Есенина оживает, сочувствует лирическому герою. Учащиеся затрудняются в определении этой художественной особенности стихотворений С.А.Есенина.
Один из учащихся знакомит одноклассников с новым термином – «олицетворение» (учащиеся делают записи в своих тетрадях для работ по литературе).

– Русский поэт Ф.И.Тютчев в своём стихотворении так написал:

… природа:
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

– Как вы понимаете эти слова? Какие слова являются ключевыми?

Детям предложено найти примеры олицетворений в разных стихотворениях Сергея Александровича, познакомить с ними своих одноклассников. К сожалению, в нашей школьной библиотеке сборники стихотворений С.А.Есенина чёрно – белые. Очень жаль. А давайте творчески подойдём к этой проблеме: предложим издательствам свою помощь в оформлении этих книг.

Работа в группах

Одна из групп получает задание подобрать иллюстрации к предложенным стихотворения, обосновать свой выбор. Вторая  группа создаёт обложку к сборнику стихотворений С.А.Есенина.Третья группа выписывает пословицы, поговорки о Родине, о любви к ней.

Выступление  творческих групп

Беседа по вопросам

–  Как вы можете  выразить любовь к Родине, родной природе?

Учащиеся высказывают свои варианты. Например, сочинить стихотворение, написать сочинение о любви к отчему краю, нарисовать любимый уголок родной природы и т.д.

– А как Сергей Александрович выражает свою любовь к Отчизне? (Поэт словесно рисует незабываемые картины родного края, используя при этом художественные средства: питеты, олицетворения).
– Природа в его стихах оживает, имеет душу, разговаривает своеобразным языком. Произведения С.А.Есенина создают незабываемый эмоциональный настрой у читателей.

Рефлексия

– Каково было ваше настроения в начале урока? Изменилось ли оно к концу урока? Кому бы вы хотели сказать спасибо, кого поблагодарить?

Каждый учащийся  перед уроком получил  берёзовые листочки тёмно-коричневого, жёлтого  и зелёного цветов. На ватмане нарисован берёзовый ствол. Учащимся предложено приклеить один из листочков: если урок был интересным, полезным – прикрепить зелёный листочек, если работа на уроке не принесла удовлетворения, учащийся ничего нового и интересного для себя не узнал – прикрепить тёмно – коричневый листочек, а если учащийся затрудняется в своей оценке – приколоть жёлтый листочек.

Подведение итогов учебного занятия

– Урок прошёл в тёплой, дружеской атмосфере. Большое спасибо….. за выразительное чтение стихотворений С.А.Есенина. Хочется поблагодарить членов творческих групп за ….  На «отлично» сегодня поработали … и т.д. Следующий урок литературы будет посвящён ….

Учащимся предложено разноуровневое домашнее задание:

Уровень «3»

  1. Прочитайте выразительно стихотворения С.А.Есенина о родной природе (учебник  по литературе для 5 класса).
  2. Непонятным словам найдите объяснение в словаре.
  3. Выучите наиболее понравившееся стихотворение и объясните свой выбор

Уровень «4»

  1. Какой видит Россию С.А.Есенин?
  2. В каких строчках, на ваш взгляд, наиболее ярко выражена любовь к Родине?
  3. Выучите наиболее понравившееся стихотворение и объясните свой выбор.

Уровень «5»

  1. Заполните таблицу, выявляя художественное своеобразие поэтического текста «Берёза»:
Эпитеты                                                                                             
Олицетворения      
Цветовая характеристика      
Звуковая характеристика      
  1. Проанализируйте таблицу и сделайте вывод о том, как создаётся поэтом художественный образ.
  2. Выучите наиболее понравившееся стихотворение и объясните свой выбор.

Приложение 1

Приложение 2