Семинар для учителей начальной школы "Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом"

Разделы: Администрирование школы


Общеучебные умения – это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины.

3 группы общеучебных умений:

  1. Учебно-управленческие умения;
  2. Учебно-информационные умения;
  3. Учебно-логические умения.

Учебно-управленческие умения

Данные умения целесообразно рассматривать сквозь призму управленческого цикла, под которым принято понимать целостную совокупность ориентированных на достижение определенной цели взаимодействующих управленческий функций, выполняемых одновременно или в некоторой последовательности.

В состав управленческого цикла входят:

  1. Планирование – определение целей и средств их достижения;
  2. Организация – создание и совершенствование взаимодействия между управляемой и управляющей системами для выполнения планов;
  3. Контроль  - сбор информации о процессе выполнения намеченных планов;
  4. Регулирование – корректировка планов и процессов их реализации;
  5. Анализ – изучение и оценка процесса и результатов выполнения планов.

          Учебно-управленческие умения в начальной школе

  1. Понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности;
  2. Понимать последовательность действий, предъявляемую по индивидуальному и коллективному выполнению учебной задачи;
  3. Соблюдать последовательность действий по индивидуальному выполнению учебной задачи в отведенное время;
  4. Соблюдать последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи в отведенное время;
  5. Соблюдать последовательность выполнения домашней учебной работы в определенных временных границах;
  6. Выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для учебных занятий в школе и дома;
  7. Пользоваться учебными принадлежностями в соответствии с принятыми нормами;
  8. Следить за правильной осанкой на рабочем месте;
  9. Выполнять советы учителя по соблюдению основных правил гигиены учебного труда;
  10. Сравнивать полученные результаты с учебной задачей, с планом ее реализации;
  11. Владеть основными средствами различных форм контроля (самоконтроль, взаимоконтроль);
  12. Оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму;
  13. Вносить необходимые изменения в последовательность и время выполнения учебной задачи.

Учебно-информационные умения

- общеучебные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач

3 группы учебно-информационных умений:

  1. Умение работать с письменными текстами
  2. Умения работать с устными текстами
  3. Умение работать с реальными объектами как источниками информации

Умения работать с письменными текстами

  1. Бегло, сознательно, правильно читать с соблюдением основных норм литературного произношения, логических ударений и пауз, тона, соответствующих содержанию читаемого текста. Темп чтения вслух соответствует утвержденным нормам.
  2. Пользоваться различными видами чтения: СПЛОШНЫМ, ВЫБОРОЧНЫМ, КОММЕНТИРОВАННЫМ, ПО РОЛЯМ, ПРО СЕБЯ, ВСЛУХ.
  3. Переходить от одного вида чтения на другой.
  4. Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению проанализированного на учебном занятии художественного, публицистического, научно-популярного текста.
  5. Работать с основными компонентами учебника: оглавлением, вопросами и заданиями к учебному тексту, словарем, приложениями и образцами, иллюстрациями, схемами, таблицами и сносками.
  6. Находить в тесте подзаголовок, абзац, красную строку.
  7. Определять примерное содержание незнакомой книги по ее компонентам: титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, иллюстрации, аннотации;
  8. Находить необходимую книгу или статью, пользуясь рекомендательными библиографическими списками, картотеками, каталогами, указателями, открытым доступом к книжным полкам;
  9. Пользоваться библиографической карточкой;
  10. Осуществлять библиографическое описание книги одного-двух авторов;
  11. Различать научные, официально-деловые, публицистические и художественные письменные тексты;
  12. Подбирать и группировать материал по определенной теме из научных, официально-деловых, публицистических и художественных текстов;
  13. Составлять простой план письменного текста;
  14. Грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты в соответствии с утвержденными нормами;
  15. Оформлять тетради и письменные работы с принятыми нормами;
  16. Создавать письменные тесты различных типов (повествование, описание, рассуждение);
  17. Владеть различными видами изложения текста.

Умения работать с устными текстами

  1. Понимать сказанное однократно в нормальном темпе;
  2. Задавать восполняющие (открытые) и уточняющие (закрытые) вопросы в случае непонимания устного текста;
  3. Различать научные, официально-деловые, публицистические и художественные устные тексты;
  4. Составлять простой план устного плана текста;
  5. Создавать устные тексты различных типов;
  6. Выразительно говорить;
  7. Владеть различными видами пересказа текста.

Умения работать с реальными объектами как источниками информации

  1. Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем;
  2. Использовать по рекомендации учителя различные виды наблюдения;
  3. Осуществлять качественное и количественное описание наблюдаемого объекта;
  4. Формировать под руководством учителя простейшие модели.

Учебно-логические умения

  1. Анализ и синтез
  2. Сравнение
  3. Обобщение и классификация
  4. Определение понятий
  5. Доказательство и опровержение
  6. Определение и решение проблем